Индивидуальный предприниматель перестал быть плательщиком единого налога на вмененный доход в середине года. Имеет ли он право с этого момента перейти на УСН?
Во-первых, следует отметить, что УСН организациями и индивидуальными предприятиями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Разумеется, чтобы перейти на УСН, налогоплательщику необходимо соответствовать требованиям, изложенным в статье 346.12 НК РФ.
Порядок же перехода на УСН с иных режимов налогообложения регламентируется статьей 346.13 НК РФ. Согласно абзацу второму пункта 2 данной статьи организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законам городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
Иными словами, НК РФ четко обозначил единственную причину, позволяющую налогоплательщику перейти на УСН в середине года - это изменение местного законодательства, не позволяющее организациям и индивидуальным предпринимателям далее оставаться плательщиками ЕНВД. Других оснований для подобного перехода до истечения налогового периода в НК РФ не содержится.
Таким образом, решающую роль играет причина, по которой индивидуальный предприниматель или организация перестала быть плательщиком ЕНВД. Как правило, основной причиной становится несоответствие физических показателей требованиям статьи 346.26 НК РФ, а в таком случае организация или предприниматель не имеют права применения УСН и обязаны применять общую систему налогообложения до конца года. И в этом случае переход на УСН возможен только с нового года на общих основаниях согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ.
Аналогичное мнение по данному вопросу высказал и Минфин России в своем письме от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100.
Подобные выводы подкреплены и судебной практикой, которая зачастую принимает сторону налоговых органов в этом вопросе. Как пример, можно привести постановление ФАС Московского округа от 16.03.2012 N А41-36987/10.
В данном случае имело место как раз превышение предельно допустимой величины физического показателя (площади торгового зала) по собственному волеизъявлению налогоплательщика, а потому он обязан был перейти на общий режим налогообложения.
Кроме того, проанализировав нормы, содержащиеся в главах 26.2 и 26.3 НК РФ, суд сделал выводы, что исключением из общего правила о моменте перехода на УСН являются только два случая - это вновь созданные организации и организации, переходящие с уплаты ЕНВД вследствие изменения местного законодательства.
В первом случае исключение из общего правила направлено на соблюдение принципа всеобщности и равенства налогообложения для действующих и вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 3 НК РФ).
А во втором - гарантией недопустимости ухудшения положения налогоплательщика законодателем.
Более того, суд посчитал, что иное толкование норм НК РФ может привести к множественности случаев для перехода на УСН в течение текущего года.
Г.Н. Афиногенова,
главный специалист отдела методологии,
автоматизации налогового контроля и
организации межведомственного взаимодействия
15 августа 2012 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.