Бонусный ремонт ОС. Налоги и учет
Доходы от бонусного ремонта ОС отражают в налоговом учете, а в бухгалтерском - нет. Возникает постоянное налоговое обязательство, которое надо показать в проводках.
Продавцы, которые реализуют основные средства (ОС) (например, строительную и добывающую технику, холодильное оборудование и т.д.), используют для привлечения новых клиентов и поддержания хороших отношений со старыми различные приемы. В рамках договора поставки (купли-продажи) могут быть предоставлены скидки, премии и, как альтернатива им, бесплатный ремонт ОС в качестве бонуса. Отличие данного вида ремонта от гарантийного состоит в следующем. По гарантии продавец обязан отремонтировать только поломки, вызванные недостатками качества своей продукции*(1), которые подпадают под гарантийный случай. Бонусный же ремонт позволяет исправить (если такое условие есть в договоре) все неисправности. Например, починить механические повреждения ОС, полученные по вине покупателя, досрочно заменить какие-либо детали и т.д.
При этом в учете у покупателя возникают сложности. Рассмотрим их в данной статье.
Отражаем в бухучете
В результате безвозмездно оказанной продавцом услуги у фирмы возникает экономическая выгода. Если проанализировать нормативную базу по бухучету, то получается, что в отчетности данную операцию никак не отражают. Как правило, по дебету балансовых счетов показывают приобретенные активы и понесенные расходы компании, по кредиту - возникшие обязательства и полученные доходы. Согласно Концепции *(2):
- активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми фирма получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, а именно способствовать притоку денежных средств*(3);
- обязательства - это существующая на отчетную дату задолженность компании, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов*(4);
- доходы - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников*(5);
- расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников*(6).
Бесплатные работы по ремонту ОС нельзя отнести ни к одному из перечисленных объектов учета. При этом фирма не оплачивает их продавцу, значит, экономические выгоды не уменьшаются и стоимость ремонта нельзя учесть в качестве расхода*(7).
Налоговый учет
В налоговом учете доходы в виде безвозмездно произведенных работ (услуг) признают внереализационными*(8). Оценивают такие доходы исходя из рыночных цен.
Информация о последних должна быть подтверждена получателем дохода документально или путем проведения независимой оценки. Для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приемки-сдачи работ (услуг)*(9).
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете, порождает в бухгалтерском учете постоянную разницу и, следовательно, постоянное налоговое обязательство (ПНО)*(10).
Пример
Фирма купила строительную технику на сумму 15 000 000 руб. При этом продавец согласно договору купли-продажи предоставляет бонус в виде ее бесплатного разового ремонта. Рыночная стоимость такого ремонта составляет 50 000 руб.
Так как в бухучете стоимость бонусного ремонта не отражают, возникает ПНО:
50 000 руб. х 20% = 10 000 руб.
Дебет 99 субсчет "ПНО" Кредит 68
- 10 000 руб. - отражено ПНО по ремонту.
Нужно определиться с документальным оформлением бонусного ремонта ОС. Условие о предоставлении такого вида работ обязательно прописывают в договоре купли-продажи. Для того чтобы произвести ремонт, фирма обращается к продавцу в письменной форме. При этом желательно иметь на руках документ, свидетельствующий, что последний извещен о необходимости провести ремонт. Например, можно отправить его заказным письмом с описью вложения. По факту выполнения работ составляют акт. Унифицированной формы такого документа нет, главное - чтобы он содержал все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством*(11).
Отдельно поговорим об измерителях хозяйственной операции в денежном выражении. Это есть не что иное, как стоимость бонусных работ. Понятно, что в случае бесплатного их выполнения данный реквизит заполнять нет смысла. Но фирма должна включить доход в базу по налогу на прибыль в размере рыночной стоимости этих работ, а подрядчик - в базу по НДС 18 процентов с этой суммы*(12). По возможности желательно заполнить этот реквизит. Логично предположить, что продавец выполняет такие работы и за денежное вознаграждение, поэтому вполне может оценить и доказать рыночную стоимость работ. Приведем примерный образец акта о выполнении работ (см. с. 49).
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Акт о выполнении работ
по договору купли-продажи N 233 от 04.06.2011
г. Москва | 28.05.2012 |
ООО "Шторм", именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице генерального директора Сидорова В.А., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ЗАО "Штиль", именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице главного энергетика Иванова Д.И., действующего на основании Доверенности от 11.01.2011 N 35, с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем:
1. В соответствии с заключенным сторонами договором Исполнитель выполнил, а Заказчик принял работы по проведению ремонта системы кондиционирования воздуха.
2. Услуги оказаны полностью. Стороны по договору претензий друг к другу не имеют.
3. Услуги оказаны на безвозмездной основе в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи.
4. Рыночная стоимость оказанных услуг составляет 30 000 руб.
Реквизиты сторон
Исполнитель Заказчик
ООО "Шторм" ЗАО "Штиль"
Юридический адрес: Юридический адрес:
115725, г. Москва, 112152, г. Москва,
ул. Моховая, д. 7 ул. Парковая, д. 15
Генеральный директор Генеральный директор
Сидоров /Сидоров В.А./ Иванов /Иванов Д.И./
------- ------
М.П. М.П.
Когда продавец по тем или иным причинам не хочет указывать стоимость бонусного ремонта, есть другие варианты ее определения. Во-первых, если фирма уже покупала идентичные работы за денежное вознаграждение, то доход можно определить исходя из их стоимости. Во-вторых, можно использовать официальные источники информации: официальные издания органов ценообразования и статистики. В-третьих, определить стоимость работ путем проведения независимой оценки оценщиком, действующим в соответствии с законодательством РФ.
Закономерно возникает вопрос: как налоговики узнают о проведенной работе? Самый легкий и удобный способ - провести встречную проверку. Не стоит доводить дело до разногласий с инспекцией. Включение такого дохода в базу по налогу на прибыль будет квалифицировать фирму как порядочного налогоплательщика.
О. Альшанцева,
эксперт-методолог компании Intercomp Global Services
Мнение. Гарантийный и бонусный ремонт. Отличия
Дмитрий Щеглов, руководитель практики по недвижимости и строительству адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры"
Если договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества, он обязан передать покупателю товар, отвечающий требованиям статьи 469 Гражданского кодекса в течение времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия распространяется и на все комплектующие части товара (если иное не предусмотрено самим договором (ст. 470 ГК РФ)). Гарантийный ремонт предусматривает только ремонт товара или его комплектующих, если предоставлена гарантия.
Бонусный же ремонт предусматривает починку товара и составляющих его частей независимо от того, была предоставлена гарантия или нет. Как правило, бонусный ремонт либо уже включен в стоимость товара, либо проводится продавцом самостоятельно (с привлечением третьих лиц) со значительной скидкой.
При заключении договора с условием проведения продавцом бонусного ремонта нужно прописать все случаи починки как товара в целом, так и его комплектующих, а именно: при каких условиях продавец обязан провести ремонт; сроки проведения; количество таких ремонтов; ответственность в случае ремонта ненадлежащего качества, ответственность за нарушение сроков проведения; возможность замены товара на аналогичный; возможность возврата товара продавцу с получением от последнего стоимости с учетом амортизации.
Мнение. Отражаем бонусный ремонт по договору купли-продажи
Александр Силаков, ведущий консультант налоговой группы BDO в России
В данном случае получение бонусных услуг по ремонту неразрывно связано с договором купли-продажи основных средств и является одной из составных частей комплекса товаров, работ и услуг, приобретаемых по договору. Поэтому данная операция не приводит к возникновению внереализационных доходов для целей налогообложения (п. 2 ст. 423 ГК РФ; п. 2 ст. 248 НК РФ).
Не исключено, что следование данной позиции может привести к разногласиям с налоговиками (письма Минфина России от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 29.04.2008 N 20-12/041762.1).
Стоимость бонусного ремонта не формирует дохода для целей бухучета. Ведь данные экономические выгоды не приводят к увеличению капитала компании (п. 2 ПБУ 9/99, п. 26, 27 ПБУ 6/01). Следовательно, получение бонусных услуг по ремонту не приводит к возникновению постоянных налоговых обязательств.
Вместе с тем фактические последствия будут зависеть от условий конкретного договора. Возможно, ремонт является гарантийным или связь между ценой контракта и стоимостью ремонта нельзя увязать.
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 469, п. 2 ст. 470 ГК РФ
*(2) Концепция развития бухучета в рыночной экономике, одобрена Методологическим советом по бухучету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997 (далее - Концепция)
*(4) п. 7.3 Концепции
*(5) п. 7.5 Концепции
*(6) п. 7.6 Концепции
*(7) п. 2 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(8) п. 8 ст. 250 НК РФ
*(9) п. 1, подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ
*(10) пп. 4, 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н
*(11) п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
*(12) подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.