ОС в кредит: учтем расходы
Для покупки основного средства компания может получить кредит или заем. Она будет оплачивать проценты по полученным средствам и дополнительные расходы, связанные с их привлечением. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать подобные затраты, расскажем в статье, подготовленной по материалам книги-справочника "Годовой отчет - 2012".
Проценты по кредиту включают в стоимость приобретаемого основного средства. Это предусматривает пункт 7 ПБУ 15/2008*(1). Такой порядок их учета применяют до момента формирования стоимости ОС и ввода его в эксплуатацию. С 1-го числа того месяца, который следует за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, проценты по заемным средствам учитывают в составе прочих расходов. На стоимость основного средства они не влияют. Отметим, что субъекты малого предпринимательства проценты по кредиту, начисленные до формирования стоимости данного имущества и ввода его в эксплуатацию, вправе отражать в составе прочих расходов.
Дополнительные затраты, которые связаны с привлечением заемных средств, учитывают в составе прочих расходов и в первоначальную стоимость ОС не включают.
Отметим, что изложенный порядок учета процентов предусмотрен лишь для тех основных средств, которые являются инвестиционными активами*(2). Под ними подразумеваются активы, требующие "длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление"*(3). ПБУ 15/2008 не содержит информации, какое время можно считать длительным и какие расходы - существенными. В связи с этим определения данных понятий компания может дать в бухгалтерской учетной политике. При этом проценты по кредиту, полученному на приобретение ОС, которое не подпадает под определение инвестиционного актива, будут учитываться в составе прочих расходов компании. На стоимость основного средства они не повлияют.
Пример
Компания приобретает недвижимость (здание). Ее стоимость составляет 9 440 000 руб. (в т.ч. НДС - 1 440 000 руб.). Для приобретения недвижимости фирмой получен краткосрочный банковский кредит в сумме 7 000 000 руб. По условиям договора компания должна уплачивать проценты по кредиту из расчета 17% годовых. Дополнительные расходы по кредиту (юридический анализ договора) составили 11 800 руб. (в т.ч. НДС - 1800 руб.). Эти расходы оплачены в январе. Кредит получен в феврале. Средства в оплату недвижимости перечислены продавцу в марте. В апреле здание было получено по акту приемки-передачи, введено в эксплуатацию и право собственности на него прошло госрегистрацию. Расходы на регистрацию составили 11 000 руб. Согласно учетной политике компании данный объект является инвестиционным активом.
Указанные операции были отражены следующими записями.
В январе:
- 1800 руб. - учтен НДС по расходам, связанным с получением кредита;
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - учтены дополнительные расходы на получение кредита;
- 1800 руб. - принят к вычету НДС по расходам на получение кредита.
В феврале:
- 7 000 000 руб. - поступила сумма кредита на расчетный счет;
- 94 290 руб. (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 29 дн.) - начислены проценты по кредиту за февраль.
В марте:
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
- 9 440 000 руб. - перечислены средства продавцу недвижимости;
- 1 440 000 руб. - принят к вычету НДС, перечисленный в составе аванса;
- 100 792 руб. (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 31 дн.) - начислены проценты по кредиту.
В апреле:
Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"
- 1 440 000 руб. - учтен НДС по зданию;
Дебет 08-4 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"
- 8 000 000 руб. (9 440 000 - 1 440 000) - учтены расходы на приобретение здания;
- 11 000 руб. - учтены расходы на госрегистрацию права собственности по зданию;
- 1 440 000 руб. - принят к вычету НДС по зданию;
- 1 440 000 руб. - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с аванса;
Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
- 9 440 000 руб. - зачтена сумма аванса;
- 97 541 руб. (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 30 дн.) - начислены проценты по кредиту;
- 8 303 623 руб. (94 290 + 100 792 + 8 000 000 + 11 000 + 97 541) - стоимость здания отражена в составе ОС.
В мае:
- 100 792 руб. (7 000 000 руб. х 17% : 366 дн. х 31 дн.) - начислены проценты по кредиту.
По правилам налогового учета проценты по любым заемным средствам (в т.ч. полученным для приобретения ОС) учитывают в составе внереализационных расходов. Поэтому при покупке основных средств за счет заемных средств их стоимость в бухгалтерском и налоговом учете может различаться.
Д. Ефименко,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
Е. Тарасова,
шеф-редактор издания "Годовой отчет - 2012"
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н
*(2) письмо Минфина России от 08.02.2011 N 03-05-05-01/08
*(3) п. 7 ПБУ 15/2008
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.