Оценщик для бизнеса. Минимизация налоговых рисков
При совершении сделок внутри холдинга, продаже (или приобретении активов) обратитесь к оценщику. Это как минимум снизит налоговые риски.
Сегодня регулярную переоценку групп однородных объектов на основании учетной политики проводят немногие предприятия, да и то собственными силами. Когда все-таки привлекают независимых оценщиков (в основном для крупных производственных комплексов), оценку проводят с использованием специальных программных комплексов. Делается это на основе официально публикуемых баз данных, цен поставщиков и производителей оборудования, что дает более реальную картину стоимости имущества на балансе.
Другое дело, когда речь идет о переходе на международные стандарты оценки, когда оценщик (либо независимый консультант) выполняет работу по определению справедливой стоимости активов. Несмотря на то что оценщик соблюдает все необходимые процедуры и методы оценки, де-факто эта работа является стоимостным консалтингом. Результат определения справедливой стоимости оформляют в виде заключения о результатах оказания консультационных услуг, а не отчета об оценке. Оценщик в таком случае активно сотрудничает с аудитором, который выполняет трансформацию отчетности в соответствии с международными стандартами, по вопросам классификации групп активов, методов оценки и т.д. Поскольку именно аудитор в данном случае подтверждает величину стоимости активов, которую в последующем используют в отчетности компании, составленной по международным стандартам. Более того, по результатам оказания консультационных услуг оценщик передает заказчику и аудитору пообъектную электронную базу данных активов в формате MS Excel.
Зачастую отчет об оценке может быть использован для целей внесудебных разбирательств или для решения имущественных споров в судебном порядке. Если, например, предприятие планирует либо начать судебное разбирательство в отношении какой-то сделки, либо оспорить сделку, либо подтвердить, что имущество было продано с баланса фирмы по рыночной стоимости, приглашают независимого профессионального оценщика. Отчет об оценке и является основанием для искового заявления или документом, обосновывающим стоимость имущества, продаваемого предприятием. Он может быть выполнен по инициативе стороны судебного процесса. Такая оценка уже является судебной экспертизой и делается по правилам и требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Оценка, выполненная по инициативе стороны спора в досудебном или судебном порядке, не является безусловной. Каждая сторона отстаивает свои интересы, и, естественно, отчет об оценке подвергается максимальной критике, изучению и попыткам его оспорить. Поэтому для целей внесудебного или судебного разбирательства компаниям следует крайне ответственно подходить к выбору профессионального оценщика.
Оспаривают оценку обычно путем проведения экспертизы отчета об оценке в саморегулируемой организации оценщиков либо выполнением контроценки, то есть оценки по тому же техническому заданию, на ту же дату, но другим независимым оценщиком.
При выборе оценщика для целей обязательной переоценки групп однородных объектов следует особое внимание уделять его отраслевому опыту, особенно когда речь идет об оценке или переоценке сложного производственного оборудования.
Открытые и закрытые тендеры на оценку, которые объявляют потребители оценочных услуг, не учитывают главного: опыт оценщика - это не есть опыт компании. Носители опыта - это исполнители, своими руками выполняющие оценочные процедуры. Оценщики мигрируют из компании в компанию, создают новые оценочные организации, заявляя свой опыт выполнения отраслевых проектов, который легко проверить на ознакомительной встрече с претендентом.
На практике наиболее популярна и востребована независимая оценка для целей снижения рисков по внутрихолдинговым сделкам. Трансфертное ценообразование - насущная проблема всех холдинговых структур. Именно для ограничения возможностей игры с ценами на товары, работы, услуги в налоговом законодательстве были прописаны отдельные нормы, которые сокращают возможности переливания прибылей и убытков между компаниями внутри холдинга. Поэтому для того, чтобы иметь обоснование рыночной цены перед налоговыми ведомствами, может быть проведена независимая оценка и привлечен профессиональный оценщик.
Сделки с имуществом являются довольно крупными для любой компании, поэтому необходимо четко оценивать возможные налоговые риски в рамках каждой подобной сделки. Для их минимизации лучше иметь обоснование рыночной цены проведенной сделки. Можно воспользоваться услугами специализированной независимой оценочной компании, которая подготовит отчет об оценке, содержащий расчет рыночной стоимости имущества исходя из условий конкретной сделки и характера реализуемого имущества.
Примечание. Профессия оценщика предполагает знание не только теории и практики оценочной деятельности, но и смежных отраслей консалтинга, таких как юриспруденция, интеллектуальная собственность, а также знание отраслевых особенностей, технологий различных производств и специфики объекта оценки. Поэтому выбор квалифицированного оценщика может сыграть большую роль в успехе предприятия, а может привести и к коллапсу деятельности, судебным тяжбам и финансовым потерям.
И. Вишневская,
генеральный директор, партнер компании Berkshire Advisory Group
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.