Социальные аспекты налога на недвижимость
Принцип справедливости лежит в основе социальной и налоговой политики. Это и один из принципов налогообложения, и принцип построения социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан (ст. 7 Конституции РФ).
Налог на недвижимость, как никакой другой, в случае правильного его установления, т.е. определения основных элементов - объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки и т.д., - воплощает данный принцип.
Недвижимость как объект налогообложения. В настоящее время налог на недвижимость действует более чем в 130 странах мира и рассматривается как ключевой компонент сбалансированной и справедливой налоговой системы [1, с. 426].
Повышенный интерес государства к данному налогу предопределяют визуальная определенность недвижимости, стабильность и долгосрочность ее существования, обязательность государственной регистрации, а также высокие стоимостные параметры, формирующиеся в условиях свободного рынка [2, с. 4]. В то же время сформировалось и положительное общественное мнение в отношении налога на недвижимость. В частности, признается определенная его справедливость: объект недвижимости невозможно укрыть от налогообложения, да и сумма налога зависит от стоимости объекта.
Стоимость недвижимости как налоговая база. "Говоря о природе имущественных налогов, следует помнить прежде всего, что это налоги на богатство. И каким образом оценивается это богатство - вопрос очень важный" [3, с. 62]. Действительно, в динамично развивающейся экономике стоимость недвижимости постоянно меняется, поэтому для обеспечения принципа справедливости необходимо, чтобы в качестве налоговой базы выступала актуальная рыночная стоимость имущества.
Актуальная рыночная стоимость - индикатор состояния рынка недвижимости. Вот почему большое значение придается мониторингу рынка недвижимости и регулярной оценке (переоценке) ее стоимости. В частности, в Стандарте по политике в области налогообложения имущества*(1), одобренном в январе 2010 г. Международным обществом налоговых оценщиков*(2), налоговым оценщикам рекомендуется следить за установлением регулярных циклов переоценки или, по крайней мере, за пороговыми значениями и единообразием уровня экспертной оценки, которые являются сигналом для начала переоценки.
Налоговая ставка. Представляется, что только установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от стоимости объекта и (или) его назначения) может обеспечить справедливое налогообложение недвижимости. Например, в отношении земельного налога предусмотрено право муниципалитетов самостоятельно определять налоговую ставку для конкретного вида землепользования или категории земель, при том что максимальные значения ставки налога установлены в НК РФ. Так как земельный налог является местным налогом, органы местного самоуправления имеют возможность уменьшения ставок земельного налога (табл. 1). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Таблица 1. Ставки налога на земельные участки категории "земли населенных пунктов", %
Населенный пункт (город) | Вид разрешенного использования земельных участков* | Нормативный акт | |||||
1 | 2 | 5 | 7 | 9 | 13 | ||
Кемерово | 0,3 | 0,3 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 N 263 "Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово земельного налога" (с изм.) |
Самара | 0,2 | 0,2 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | Постановление Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" (с изм.) |
Екатеринбург | 0,23 | 0,11 | 0,85 | 0,45 | 1,3 | 1,5 | Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (с изм.) |
Нижний Новгород | 0,2 | 0,25 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | Постановление Городской Думы города Нижнего Новгорода от 28.10.2005 N 76 "О земельном налоге" (с изм.) |
Пермь | 0,1 | 0,1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" (с изм.) |
* 1 и 2 - для размещения домов многоэтажной и индивидуальной жилой застройки соответственно; 5 - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 7 - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; 9 - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; 13 - для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, и т.д. |
Как видно из табл. 1, в отношении земельных участков объектов торговли, офисной застройки, объектов промышленности органы местного самоуправления, как правило, устанавливают максимальные ставки налога (1,5%), в то время как для земельных участков многоэтажной и индивидуальной жилой застройки они не достигают максимального значения (0,3%). Это говорит о социально обусловленной налоговой нагрузке.
Налоговые льготы. Призваны обеспечивать справедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками.
Введение налога на недвижимость не должно привести к неконтролируемому изменению налоговой нагрузки и налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней, что вполне возможно вследствие существенного отличия кадастровой стоимости от инвентаризационной (табл. 2) [4]. В связи с этим возникла необходимость в анализе социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки недвижимости [5, с. 27]. Такой анализ позволил определить параметры налогообложения, соответствующие оптимальному распределению налоговой нагрузки между налогоплательщиками, а также распределению налоговых поступлений для налогополучателей.
Таблица 2. Вариант изменения налоговой базы при переходе на кадастровую стоимость объекта недвижимости* для гипотетического собственника
Были также исследованы типовые сценарии экономического анализа при введении налога на недвижимость в зависимости от различных вариантов льгот и вычетов (табл. 3). Для каждого сценария определена сопоставимая ставка налога на недвижимость.
Таблица 3. Сценарии экономического анализа
Параметры | Краткое описание |
Без вычетов | Равномерное распределение налогового бремени. Большой потенциал увеличения налоговых поступлений |
Сохранение состава льгот, применяемых по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу | Налоговое бремя распределяется между лицами, не освобожденными от уплаты налога |
Вычет в размере средней стоимости 55 кв. м объекта недвижимости (независимо от состава проживающих и "льготников") | Налоговое бремя возлагается на владельцев объектов недвижимости большой площади |
Вычет в размере средней стоимости 20 кв. м объекта недвижимости независимо от состава налогоплательщиков (или 50 кв. м для "льготников") | Налоговое бремя возлагается на владельцев относительно дорогих объектов |
Вычет в размере средней стоимости 20 кв. м объекта недвижимости на каждого налогоплательщика (или 50 кв. м на каждого "льготника") | Налоговое бремя возлагается на владельцев относительно дорогих объектов, в которых проживают небольшие семьи |
Вычет в размере средней стоимости 20 кв. м объекта недвижимости (или 50 кв. м для "льготников") + средней стоимости 10 кв. м на каждого совместно проживающего (или 50 кв. м на каждого совместно проживающего "льготника") | |
Вычет в размере средней стоимости 10 кв. м объекта недвижимости на каждого налогоплательщика (или 30 кв. м на каждого "льготника") + средней стоимости 10 кв. м на каждого несовершеннолетнего | Уменьшение социального вычета и введение дополнительного вычета на несовершеннолетних |
Вычет в размере средней стоимости 5 кв. м объекта недвижимости на каждого проживающего | Достаточно равномерное распределение налогового бремени, определенный вычет большим семьям |
Вычет в размере средней стоимости 10 кв. м объекта недвижимости на каждого проживающего (или 30 кв. м на каждого "льготника") | Существенное сокращение относительного налогового бремени для больших семей и "льготников" |
* * *
Кадастровая стоимость объектов недвижимости жилого и нежилого фондов будет определена во всех субъектах Российской Федерации к концу 2012 года. Органам местного самоуправления целесообразно уже с 2013 года обеспечить возможность для анализа социально-экономических последствий изменения налоговой базы, сформулировав цели и ограничения, приемлемые с социально-политической и фискальной точек зрения, с тем чтобы закончить проработку нормативно-правового и технологического обеспечения введения налога на недвижимость к моменту принятия соответствующей главы НК РФ.
Литература
1. Васильева Л.С. Экономика недвижимости: учеб. М.: Эксмо, 2008. - (Серия "Высшее экономическое образование").
2. Безруков В.Б., Дмитриев М.Н., Пылаева А.В. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости: моногр. Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2011.
3. Мишустин М.В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов: моногр. М.: Изд-во Юнити-Дана, 2007.
4. Безруков В.Б. Соблюдение принципа однократности налогообложения в процессе введения налога на недвижимость. // Налоговая политика и практика. 2011. N 5. С. 12-16.
5. Безруков В.Б., Пылаева А.В. О реализации проекта "Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки объектов недвижимости" // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. N 3.
В.Б. Безруков,
генеральный директор ГНИВЦ ФНС России,
исполнительный директор проекта
"Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой)
оценки объектов недвижимости", кандидат экономических наук
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Standard on Property Tax Policy. URL: http://www.appraiser.ru/default.aspx?SectionId=83&Id=5827&ContId=301
*(2) URL: http://www.iaao.org//
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru