Определены приоритеты налоговой политики России на 2013-2015 годы
В парламенте России полагают, что заявленные Правительством РФ приоритеты в области налоговой политики на 2013-2015 годы, а именно обеспечение бюджетной устойчивости, поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности, вполне соответствуют требованиям времени и находящегося в преддверии очередного кризиса мирового рынка.
По уже установившейся традиции в ходе принятия государственного бюджета на очередной год в Федеральном Собрании большое внимание уделяется вопросам обоснованности налоговой политики и ее приоритетам. И, судя по всему, предстоящая осенняя сессия парламента России не станет в этом отношении исключением.
Как отмечено в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах, налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего, на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции. При этом глава государства указал на то, что Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.
Естественно, что в ходе рассмотрения проекта бюджета парламентарии будут постоянно обращаться и к ставкам конкретных налогов, и к возможности налогового маневра, и к обоснованности заявленных Правительством РФ налоговых приоритетов. Но уже сегодня для многих народных представителей ясно, что заявленные Правительством РФ приоритеты в области налоговой политики на 2013-2015 годы соответствуют требованиям времени и мирового рынка. Об этом, в частности, свидетельствуют и состоявшиеся 30 мая текущего года в Государственной Думе парламентские слушания на тему "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации".
Пока, похоже, придётся сохранить существующий уровень налоговой нагрузки
Открывая слушания, первый заместитель Председателя Государственной Думы А.Д. Жуков напомнил участникам, что налоговая политика - это, в принципе, ключевой элемент всей экономической стратегии государства.
Правительство заявило свои приоритеты на 2013-2015 годы в области налоговой политики. Это создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности. Ведь сегодня успешность развития любой страны в условиях глобализации напрямую зависит от способности привлечь в свою экономику капитал и финансовые ресурсы. И в борьбе за привлечение капитала, естественно, налоговая нагрузка, налоговая политика играют одну из самых ключевых ролей.
Правительство считает, что на сегодняшний день вряд ли можно говорить о возможности снижения налоговой нагрузки. И на этом этапе предлагает поставить задачу, в основном, по сохранению существующей налоговой нагрузки и поиску резервов по высвобождению финансовых ресурсов налогоплательщиков в области снижения административного давления на бизнес, в т.ч. и в налоговой сфере. Очевидно, что эта задача должна решаться на фоне сдерживания роста бюджетных расходов и кардинального повышения их эффективности. Это основная позиция Правительства.
Есть и кардинально противоположные подходы к проведению налоговой политики. В частности, представители Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" предлагают уже сейчас осуществить кардинальный налоговый маневр, направленный на снижение налоговой нагрузки на бизнес, на снижение основных налогов. Они мотивируют это тем, что выход бизнеса из тени позволит полностью компенсировать те потери, которые связаны со снижением налогов. Таковы две кардинально противоположные точки зрения, которые придется иметь в виду парламентариям в ходе принятия очередного бюджета.
Выступивший затем министр финансов РФ А.Г. Силуанов начал с того, что, по его мнению, в последние годы в стране удалось сформировать достаточно эффективную, современную налоговую систему.
В этот период налоговое законодательство пополнилось новыми эффективными инструментами. В частности, были приняты законы о трансфертном ценообразовании, о консолидированной группе налогоплательщиков. В результате к настоящему времени уже создано 11 групп консолидированных налогоплательщиков, в которые вошли 197 налогоплательщиков. Удельный вес этих групп в уплате налога на прибыль составляет почти треть от всего объема прибыли, поступающей в бюджеты всех уровней. Что это дало? Возможность перераспределить часть прибыли из 20 субъектов, в которых она концентрировалась, в 61 субъект Российской Федерации.
Кроме того, в последнее время введено немало стимулирующих налоговых льгот. Расширено применение патентной системы налогообложения для малого бизнеса. С учетом этого Правительство предлагает не менять кардинально принципы, по которым формировалась в последние годы налоговая система.
Говоря о задачах налоговой системы, министр обратил внимание, во-первых, на необходимость повышения ее эффективности в соответствии с требованиями экономической жизни.
Вторая задача - это снижение возможностей для уклонения от налогообложения, в т.ч. с использованием низких налоговых юрисдикций, в первую очередь, офшоров. На это будет нацелена работа Правительства в ближайшее время.
Кроме того, Правительство будет принимать все необходимые меры по снижению издержек налогоплательщиков, связанных с реализацией налогового законодательства, и повышать качество налогового администрирования. Одновременно оно намеревается расширять налоговые полномочия региональных и местных властей с тем, чтобы повысить администрирование региональных и местных налогов.
Что касается налоговой нагрузки, то и этот вопрос серьезно обсуждался в Правительстве РФ. Сегодня доходы всех бюджетов бюджетной системы составляют примерно 35,6% ВВП. Казалось бы, это несколько больше, чем в развивающихся экономиках. Но надо учитывать особенности структуры российской экономики, зависимость ее от экспорта нефти и газа. Если мы исключим доходы, которые получает бюджетная система от нефтяных и газовых налогов, то общий уровень налогообложения ненефтяного сектора фактически составит примерно на 10 процентных пунктов меньше, т.е. около 25,5%. А это уже вполне конкурентоспособный уровень налоговых изъятий, близкий к уровню Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи.
Как известно, "Деловая Россия" предлагает принять дополнительные меры по снижению налогового бремени. Конечно, любое общество заинтересовано в том, чтобы снижать уровень налогов. Но, с другой стороны, у нас есть обязательства, которые мы должны финансировать. И обязательства эти, в первую очередь, социального плана и инфраструктурного характера. Их необходимо реализовывать, ибо без этого мы не сможем состояться как социальное государство и как государство, которое вкладывает средства в инфраструктуру для привлечения инвестиций.
Поэтому вопрос о каком-то существенном снижении налогового бремени без увязки с расходами государственного бюджета, которые мы будем сокращать, обсуждать нецелесообразно.
В Минфине считают необходимым сохранить достигнутый уровень налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Вместе с тем, целесообразно увеличивать налоговую нагрузку на потребление алкогольной и табачной продукции, на доходы, возникающие при добыче ряда природных ресурсов, в первую очередь, газа. Определенные налоговые поступления ожидаются от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Все эти задачи нашли отражение в основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством РФ.
В рамках изменения налогового законодательства Правительством предлагается принять ряд важных решений.
Во-первых, уже в текущем году предстоит принять решение об отмене ряда федеральных льгот по региональным и местным налогам. В Правительстве считают необходимым делать это постепенно, учитывая то обстоятельство, что при снижении и отмене льгот, например, по налогу на имущество и земельному налогу, будет происходить увеличение издержек бизнеса, в первую очередь, инфраструктурных монополий. И чтобы это не повлияло на цену их продукции, предлагается это делать постепенно в течение семи лет.
Кстати, изначально предлагался более короткий период отмены льгот по налогам, о которых идет речь. Но, тем не менее, было принято консолидированное решение о том, чтобы все-таки сделать переход более плавным, более длительным.
На взгляд А.Г. Силуанова, это правильно. Почему? С одной стороны, потому, что, по сути, происходит вторжение федерального законодательства в права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению характера тех местных налогов, которые закреплены за соответствующими уровнями.
С другой стороны, отменяя льготы и преференции, государство вынуждено предусматривать дополнительные расходные обязательства, в первую очередь, по тем землям, которые сегодня выведены из оборота, - это земли Министерства обороны, земли Федеральной службы исполнения наказаний и ряда других ведомств, которые теперь должны платить соответствующие налоги в местные бюджеты. И это будет закладываться в бюджеты соответствующих министерств и ведомств. Поэтому в Правительстве считают, что делать это надо постепенно.
Следующая задача касается акцизов на алкоголь и табак. Надо иметь в виду, что, в первую очередь, важно добиться снижения потребления табачной и алкогольной продукции. В то же время мы должны думать о возможности пополнения акцизными доходами нашего бюджета.
По сравнению со странами, активно борющимися с потреблением табака, в России даже при значительной индексации акцизов на эту продукцию (примерно 40% в год) стоимость сигарет существенно ниже, чем в других странах.
Кстати, по темпам повышения акцизов на алкоголь и табак мы опережаем наших коллег по Таможенному союзу. Одновременно мы принимаем сегодня меры по координации с нашими коллегами из Казахстана и Белоруссии темпов роста акцизов на алкоголь и на табак с тем, чтобы в едином экономическом пространстве не было перекосов в налогообложении отдельных групп товаров.
Помимо акцизной политики, А.Г. Силуанов обратил внимание и на такой источник доходов, как изъятие с помощью налогов природной ренты, возникающей при добыче углеводородного сырья. По его мнению, в стране сформирована такая система налогообложения нефтяного сектора, которая гибко реагирует на изменения ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках.
Что касается газа и прочих доходов, связанных с ним, то НДПИ на газ сегодня у нас взимается по фиксированным ставкам. При этом Правительство принимает решение об индексации оптовых цен на газ темпами, существенно превышающими инфляцию; в ближайшие годы предусматривается увеличение темпов индексации цен на газ на 15%.
В связи с этим в Правительстве считают необходимым около 80% дополнительных доходов, которые будут получать предприятия газовой отрасли в результате более высоких темпов индексации цен на газ на внутреннем рынке, изымать в бюджет через налог на добычу полезных ископаемых.
По информации министра, был проведен ряд встреч с нефтяниками. В целом достигнута договоренность о том, что издержки, связанные с ростом инфляции, с ростом расходов по транспортировке газа, а также с постепенной отменой льгот по местным и региональным налогам, будут учитываться при определении той базы, по которой предлагается увеличить налог.
Довел министр до сведения участников слушаний и предложение Правительства о дополнении налогового законодательства нормами, направленными на создание стимулов для модернизации и развития новых секторов экономики и финансовых рынков.
При этом он отметил, что, по оценкам правительственных аналитиков, успешно показала себя введенная несколько лет назад амортизационная премия. В Минфине рассчитывают на скорейшее принятие внесенных Правительством поправок в законодательство, которые направлены на снятие ограничений на применение амортизационной премии добросовестными налогоплательщиками, производящими ускоренное обновление основных средств.
Помимо этого, Правительство предлагает в интересах расширения производственных мощностей исключать из объектов налогообложения налогом на имущество организаций станки, оборудование, машины. Причем речь идет о том имуществе, которое вводится в действие начиная с 1 января 2013 года. Такой подход соответствует практике развитых стран, создает конкурентную среду для инвестиций внутри страны и позволяет существенно сократить издержки инвесторов, связанные с осуществлением новых инвестиционных проектов.
Одновременно в рамках деятельности, направленной на создание в России международного финансового центра, разрабатывается и в этом году будет внесен на обсуждение парламента пакет поправок в налоговое законодательство, направленных на совершенствование правил налогообложения операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при оказании финансовых услуг.
Кроме того, в Правительстве полагают необходимым принять ряд мер, направленных на совершенствование налогового администрирования, которые, с одной стороны, препятствовали бы уклонению от налогообложения, а с другой стороны, приводили бы к сокращению издержек добросовестных налогоплательщиков, связанных с исполнением ими налогового законодательства.
В частности, целесообразно дополнить налоговое законодательство нормами, направленными на налогообложение в России нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний, прежде всего, расположенных в офшорных зонах.
Наряду с этим, необходимо определить в законодательстве понятие физического получателя дохода с тем, чтобы ограничить применение льгот, предусмотренных международными соглашениями по вопросам налогообложения, только теми лицами, которые имеют на них право и не используются как транзитные компании с целью получения налоговых льгот.
В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд в Правительстве считают необходимым развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. Это очень важная структурная мера, которая позволит снизить напряжение, возникающее между налоговой службой и налогоплательщиками.
В настоящее время ФНС делает все необходимое для того, чтобы налогоплательщик снизил затраты и на подготовку налоговых деклараций, и на общение с налоговыми инспекторами. По словам А.Г. Силуанова, все жалобы налогоплательщиков, которые могут возникать при подготовке отчетности, в ходе проверок, проводимых налоговой службой, должны решаться в вышестоящем органе той налоговой службы, которая непосредственно взаимодействует с налогоплательщиком.
Практика показала эффективность такого рода работы, поскольку это снижает издержки налогоплательщиков. Нет необходимости платить государственные пошлины и судебные издержки, нет необходимости слишком долго ожидать решения суда, ибо вопрос споров между налогоплательщиком и налоговой инспекцией может быть урегулирован в досудебном порядке в течение буквально двух недель.
Еще одна позиция, на которой остановился министр, касалась минимизации издержек налогоплательщиков, связанных с ведением налогового учета. Как известно, предприниматели много раз ставили вопрос о том, что сегодня существует дублирование между налоговым и бухгалтерским учетом, особенно это касается налога на прибыль. В силу этого предпринимателям приходится вести параллельную систему учета. Это снижает эффективность налоговой системы, эффективность деятельности налогоплательщиков.
В интересах решения этой проблемы, по словам министра, в ближайшее время будет проведена инвентаризация норм, которыми обусловлены существующие различия между налоговым и бухгалтерским учетом, и подготовлены предложения по минимизации и оптимизации налогового учета. "Такие задачи поставлены Президентом Российской Федерации. И до конца года мы с бизнес-сообществом этот вопрос решим".
На взгляд А.Г. Силуанова, в рамках проекта децентрализации налоговой и бюджетной системы необходимо активнее задействовать потенциал региональных и местных властей при сборе соответствующих налогов. Речь идет, в частности, о том, что органы местного самоуправления могли бы выявлять объекты незарегистрированного имущества, добиваться постановки на учет этого имущества.
К тому же, похоже, назрела необходимость расширить полномочия субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления налоговых ставок.
И последняя позиция, на которой остановился министр, касалась налогообложения товаров, относящихся к категории престижного потребления. В первую очередь, это сверхдорогие автомобили и недвижимое имущество с достаточно высокой стоимостью. Такие предложения тоже обсуждались в Правительстве при рассмотрении основных направлений по совершенствованию налоговой системы. В ходе этого обсуждения было решено считать возможным использовать в этих целях те налоги, которые сегодня есть, в первую очередь, транспортный налог для автомобилей и налог на имущество физических лиц.
У бизнеса ещё есть вопросы к налоговой политике
Выступивший на слушаниях президент РСПП А.Н. Шохин заметил, что, хотя основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период до 2015 года уже утверждены Правительством 2 мая, парламентские слушания дают основания полагать, что что-то можно уточнить, изменить, скорректировать, тем более, что этот документ должен быть воплощен в пакет проектов законов, которые будут обсуждаться в Государственной Думе.
В документе об основных направлениях налоговой политики, по словам президента РСПП, содержится много хороших идей, которые поддерживаются бизнес-сообществом. Прежде всего, это касается стратегических вопросов. Хорошо, что документ ориентирован на поддержку инвестиционной деятельности, на усиление стимулирующей роли налогов, к чему бизнес уже давно призывает.
В частности, бизнес давно предлагал в качестве реального стимула модернизации экономики вывести из-под обложения налогом на имущество машины и оборудование. Требует решить этот вопрос и глава государства. И очень хорошо, что в основных направлениях это учтено. Это вселяет оптимизм.
Важно для бизнеса и то, что документ рассматривает обязательные страховые платежи как фискальную нагрузку. Хотя страховые и социальные платежи уже не принято относить к налоговой системе, но для бизнеса это все же фискальная нагрузка.
Появилась определенность и с 30-процентным обложением социальными платежами. Как известно, в 2014 году нас ожидало возвращение к 34-процентному обложению. В основных же направлениях предлагается сохранить ныне действующую систему и на последующие годы. Это, конечно, лучше, чем то, что нас ожидало в случае автоматического исполнения старых решений, но, тем не менее, бизнес не может считать данное предложение финальным, потому что оно сделано без утверждения Правительством и Государственной Думой Основных направлений реформирования пенсионной системы.
Коль скоро предложения по пенсионной системе Правительство должно сформировать к осени, где гарантия того, что уже в конце этого года или в начале следующего нам не придется поменять эти страховые платежи. Хорошо, если они снизятся, тогда бизнесмены двумя руками будут "за", но гарантий для такого оптимистического варианта развития событий, безусловно, никто не даст.
В этих условиях, считает А.Н. Шохин, важно, чтобы и реформа пенсионной системы была инкорпорирована в основные направления налоговой политики в качестве одного из разделов.
Представителями "Деловой России" были приведены данные о масштабах теневой экономики, согласно которым даже в 2011 году, когда состоялось снижение социальных платежей с 34 до 30%, тенденция увеличения теневой занятости не была преодолена.
Представители РСПП рады тому обстоятельству, что их подходы совпадают с мнением Минфина в отношении налога на роскошь. В РСПП считают правильным не вводить специальный налог, а совершенствовать действующую систему налогообложения, инкорпорируя в нее идею обложения престижного потребления.
Коснувшись темы досудебного урегулирования налоговых споров, А.Н. Шохин сказал, что, хотя введение досудебных процедур дает неплохие результаты, к ним есть вопросы. Во всяком случае, если этот механизм ввести в обязательном порядке, то для ряда налогоплательщиков это приведет к удлинению сроков решения вопроса в случае, если досудебное урегулирование не даст результатов. Поэтому, считает глава РСПП, может быть, есть смысл в качестве пилотного режима отработать ограниченный круг налоговых споров и только затем уже сделать эту процедуру обязательной для всех остальных направлений налоговых взаимоотношений.
Остановился А.Н. Шохин и на теме налоговых льгот. По его словам, если у Минфина льготы - это налоговые расходы, то для бизнеса многие льготы являются фактически инвестициями для расширения налоговой базы. Поэтому, безусловно, важно, предоставляя льготы, смотреть на то, какие расходы мы урезаем. Но не менее важно льготы предоставлять там, где они могут реально привести к расширению налоговой базы.
Не совсем согласился А.Н. Шохин и с утверждением главы Минфина о том, что если исключить углеводороды, то у нас налоговая нагрузка будет 25, а не 35,6% от ВВП. На взгляд представителей бизнеса, если уж исключать углеводороды, тогда надо брать для сравнения страны, у которых доля экспорта энергетических и сырьевых ресурсов сопоставима с нашей, например Канаду, Австралию, Южную Африку, и смотреть, как у нас налоговая нагрузка соотносится с налоговой нагрузкой у них.
В завершение своего выступления А.Н. Шохин подчеркнул, что такие документы, как основные направления налоговой политики, безусловно, должны обсуждаться публично, широко. Результаты парламентских слушаний, на его взгляд, дают хорошие предпосылки для того, чтобы сформировать эффективный механизм обсуждения такого рода документов.
По мнению принявшего участие в парламентских слушаниях председателя Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Б.Ю. Титова, если еще вчера можно было обойтись косметическими мерами в налоговой реформе, то сегодня необходимы кардинальные меры. Дело в том, что сегодня мы проигрываем в конкурентоспособности не только дальним, но и самым ближним конкурентам, например Казахстану, с которым у нас единое экономическое пространство. В Казахстане, например, налоговая нагрузка сегодня на 40% ниже, чем в России. В частности, если у нас сегодня страховые платежи социального характера составляют 30%, то у них - 11%. И не случайно сегодня мы видим массовый отток компаний из Оренбургской области в Казахстан.
К сожалению, частный несырьевой бизнес в России находится в очень тяжелом положении. Его развитие практически остановилось. Именно поэтому в "Деловой России" и стоят за достаточно радикальные меры.
Главным принципом налоговой системы, стимулирующей развитие, должна стать минимизация налогов на производство. А компенсироваться доходы бюджета должны за счет других источников, например, за счет налогов на потребление, прежде всего, потребление в роскошном сегменте, а также за счет оптимизации налогов на природную ренту, акцизов на товары, удовлетворяющие вредные привычки, и т.д.
Предприниматель, у которого есть определенный инвестиционный ресурс, должен быть заинтересован, прежде всего, в том, чтобы инвестировать средства обратно в развитие производства, а не тратить их на приобретение предметов роскоши. Поэтому налоги на производство во всем мире минимальные.
Если конкретно, то "Деловая Россия" предлагает кардинально снизить налог на прибыль, НДС и социальные страховые платежи (каждый из них до 15%).
Снижение этих налогов до 15% дало бы возможность бизнесу, всегда балансирующему между рисками и прибыльностью, выйти из тени. При таком режиме предпринимателю станет просто невыгодно брать на себя риски. В результате, в 2 раза сократив теневую экономику, мы получим компенсацию, почти достаточную для того, чтобы компенсировать возможное выпадение доходов бюджета от снижения налоговых ставок.
При этом снижение налогового бремени предлагается проводить дифференцированно. Например, 15% по налогу на прибыль предлагается брать только с первых 200 млн. руб. прибыли, т.е. с предприятий не очень большого размера, а всю последующую прибыль облагать по ставке, которая существует сегодня.
По НДС предлагается вариант 15% для основной части производств. Но при этом, считают в "Деловой России", возможна специальная ставка в 25% при продаже предметов роскоши. Это, с одной стороны, даст возможность компенсировать снижение ставки НДС с 18 до 15%. С другой стороны, в этом случае отпадет необходимость вводить специальный налог на роскошь.
В принятии налоговых решений важна прозрачность
Заместитель министра экономического развития С.С. Воскресенский в своем выступлении, в частности, остановился на базовых принципах, в соответствии с которыми должны проводиться существенные изменения налоговой системы.
Первый принцип - справедливость. Отрасли, зарабатывающие сверхприбыли, должны соответствующим образом облагаться налогами. К отраслям же с длинными инвестиционными циклами и без высоких доходов должны применяться соответствующие меры налогового стимулирования.
Второй принцип - конкурентоспособность налоговой системы. Мы всегда должны быть начеку, всегда сравнивать свой налоговый режим с налоговым режимом других стран. Прежде всего, тех стран, в которые может перетечь российский капитал в случае неблагоприятного инвестиционного климата. "Я имею в виду как страны Евросоюза, так и страны бывшего Советского Союза, прежде всего, страны Таможенного союза и Единого экономического пространства".
Третий принцип - разумный баланс между фискальной и стимулирующими функциями налоговой системы.
И, наконец, четвертый принцип - прозрачность принятия налоговых решений. У нас были неприятные прецеденты, в т.ч. по страховым платежам, когда было принято решение, которое потом вызвало массу споров и негодования в предпринимательских кругах. И потому принципиальные изменения в налоговой системе должны обсуждаться максимально открыто. В спорах рождается истина. Никто этот афоризм не отменял.
Перейдя к ситуации в мировой экономике, С.С. Воскресенский остановился на том, что, по его выражению, называют балансом между необходимостью фискальной консолидации, имея в виду сокращение расходов и рост каких-то налогов, и поисками новых источников экономического роста.
Если взглянуть на то, как в странах Евросоюза в последние 12 лет менялись налоговая система и налоговая нагрузка, то мы увидим, что и по налогообложению физических лиц, и по налогообложению корпораций эффективные ставки налогов постоянно растут. Вместе с тем, нет смысла драматизировать ситуацию. 2000 год - это та отправная точка, когда и в развитых странах, и в России началась налоговая реформа, направленная на снижение базовых налоговых ставок. Но, вместе с тем, тренд такой появился. И связан он с объективной реальностью ситуации с бюджетными дефицитами, с высоким уровнем задолженности по отношению к ВВП, прежде всего, в развитых странах.
Несмотря на заверения развитых стран, которые мы слышали в прошлом году, о том, что фискальная консолидация будет осуществлена, прежде всего, за счет сокращения неэффективных расходов, вместе с тем, мы наблюдаем, что европейские страны все-таки принимают решения об увеличении уже действующих базовых налогов. Наряду с этим, они рассматривают возможность введения новых, достаточно, на взгляд С.С. Воскресенского, экзотических налогов типа налога на финансовые операции, который сейчас усиленно рассматривается во Франции.
В связи с этим С.С. Воскресенскому представляется очень важным от такого рода изменений в налоговой системе воздержаться, не придумывать новых налогов, не идти по пути повышения налоговых ставок, а ту бюджетную дисциплину и те параметры, которые установил Президент страны по выходу на бездефицитный бюджет, осуществлять, прежде всего, за счет сокращения неэффективных расходов.
Коснувшись темы размера налоговой нагрузки в России, С.С. Воскресенский, в частности, отметил следующее. В Минфине считают т.н. налоговую нагрузку за вычетом нефтегазовых доходов. Позиция Министерства экономического развития заключается в том, что, наверное, такой показатель корректно считать, но при условии вычитания из ВВП и доли, собственно говоря, нефтегазового сектора. Если мы посчитаем налоговую нагрузку таким способом, то получается, что налоговая нагрузка у нас порядка 31% от ВВП, но никак, конечно, не 20%, о которых говорят ряд экспертов, как раз не вычитая из ВВП сам нефтегазовый сектор. Этот размер налоговой нагрузки ниже, чем в основных странах Европейского союза, но, тем не менее, немного выше, чем в Соединенных Штатах Америки.
Кроме того, по словам С.С. Воскресенского, возможен подход не только с макростороны, но и с микростороны.
Почему это важно? Если мы формально возьмем налоговую нагрузку на машиностроение, она окажется достаточно низкой, поскольку статистика в данном случае ловит исключительно машиностроительные предприятия в виде юридического лица. Вместе с тем, если это машиностроительное предприятие основную часть прибыли оставляет в торговом доме или использует какую-либо другую схему финансовых потоков, то статистика не уловит такую прибыль в машиностроительном секторе, а уловит ее лишь в финансовом секторе.
"Мы попытались на примере нескольких предприятий посчитать именно такую налоговую нагрузку. И получается, что по ряду машиностроительных предприятий налоговая нагрузка достигает 41 процента, где-то даже 55 процентов. Это означает, что, когда мы оперируем данными налоговой нагрузки и принимаем решения в налоговой сфере, нам необходимо не только рассуждать категориями миллиардов рублей дополнительных денег в экономике или миллиардов рублей дополнительной консолидации в бюджет, но и категориями эффективной ставки в конкретной отрасли, может быть, даже подотрасли".
Налоговые приоритеты целесообразно обсуждать до их принятия Правительством
Аудитор Счетной палаты РФ И.В. Васильев поддержал прозвучавшее на слушаниях предложение о необходимости парламентского обсуждения основных направлений не только налоговой, но и таможенно-тарифной политики в более ранние сроки, до принятия их Правительством. В этом случае, полагает он, будет возможно использование в обсуждении и материалов Счетной палаты РФ.
В рамках деятельности Счетной палаты налоговая политика - тема отдельного контроля и анализа. Ежегодно предусматривается комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с реализацией основных направлений налоговой политики.
Результаты своей работы Счетная палата регулярно представляет в палаты Федерального Собрания, Президенту и Правительству. Например, в 2011 году в рамках контроля эффективности мер по реализации основных направлений налоговой политики было проведено девять контрольных и два экспертно-аналитических мероприятия по основным актуальным проблемам: по проверке администрирования налога на прибыль, возмещения НДС в регионах, налогообложения алкогольной продукции, взимания НДПИ, эффективности законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
На 2012 год предусмотрено проведение девяти контрольных и четырех экспертно-аналитических мероприятий, таких, например, как проверка эффективности предоставления льгот по налогу на прибыль, администрирование возмещения НДС, мониторинг деятельности федеральных органов власти в сфере контроля трансфертного ценообразования, использования офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налогов.
Работы в указанном направлении позволяют Счетной палате делать взвешенные оценки эффективности реализуемых мер основных направлений налоговой политики, осуществлять работу, направленную на выявление потенциальных резервов увеличения доходов бюджета.
С точки зрения аудиторов Счетной палаты, основные резервы налоговых поступлений лежат в плоскости администрирования текущей ситуации.
Остановившись на проблеме введения налога на недвижимость, И.В. Васильев сказал, что, согласно результатам проверок Счетной палаты, создание автоматизированной системы введения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости осуществляется, к сожалению, низкими темпами. А ведь именно это необходимо для обеспечения эффективного использования земли, иной недвижимости, вовлечения их в оборот и стимулирования инвестиционной деятельности, а также для создания всей системы государственного кадастра недвижимости, обеспечивающей гарантии прав собственности и иных личных прав на недвижимое имущество.
В настоящее время такие проверки проводятся в нескольких регионах. Проверяются, в частности, взаимодействие и деятельность Росреестра, Росимущества и Федеральной налоговой службы как конечного потребителя данных, поставляемых в объединенные базы данных.
Например, во Владимирской области на начало 2012 года проверка показала, что разработка системы, позволяющей взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества, фактически осуществляется очень низкими темпами. На конец 2011 года показатель верификации баз данных органов Росреестра и налоговых органов во Владимирской области в отношении количества земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, составил всего лишь 18%. В целом по стране, по данным налоговой службы, на конец 2011 года верификация баз данных составляла около 40%.
Завершая парламентские слушания, председатель Комитета ГД по бюджету и налогам А.М. Макаров сказал, что основные направления - это все-таки идеи, модели, которым хочет следовать государство. Реализуются они в законах, которые принимает Государственная Дума. И в связи с этим представляют интерес те проблемы, на которые обратил внимание известный парламентарий.
Одним из главных условий налоговой политики должна стать прозрачность принимаемых решений. Бизнес должен знать, что его ждет, в частности, будет ли повышаться налоговая нагрузка или не будет. Да и осуществляться налоговая политика должна по долгосрочным правилам. Причем эти правила не должны нарушаться в угоду чьим-то соображениям, потому что в таком случае создается ощущение, что противостоять росту расходов Министерство финансов еще не научилось, а вот с увеличением налогов в интересах решения возникающих проблем вполне справляется.
Что касается бюджетных правил, то мы очень много говорим о том, что хватит гадать в отношении цен на нефть. Должно быть такое бюджетное правило, в соответствии с которым должен быть определен уровень цены, который даст возможность без рисков для бюджета в случае падения цены на нефть выполнять все социальные обязательства.
Касаясь предложения "Деловой России" уменьшить три налога до 15%, А.М. Макаров сказал: "Когда идут предложения: 15, 15, 15, то эти цифры требуют серьезных обоснований, несмотря на то, что они круглые и красивые".
Переходя к источникам доходов от приватизации таких оставшихся "лакомых" объектов, как "Газпром", "Роснефть", Сбербанк, А.М. Макаров согласился с тем, что все это нам даст 7-8 трлн. руб. в текущих ценах. Можно получить даже больше. Но когда мы проедим эти деньги, покрыв те расходы, которые у нас постоянно идут, то, к сожалению, государство не сможет, как корова, щипать травку летом и, как медведь, сосать лапу зимой.
По словам А.М. Макарова, "когда мы говорим о прозрачности и предсказуемости решений, мы говорим о том, что все эти вопросы должны обсуждаться открыто и со всеми участниками". В связи с этим у парламентария вызывает недоумение появившееся в основных направлениях налоговой политики предложение ликвидировать банковскую тайну для физических лиц. Как известно, это предложение ни с кем публично не обсуждалось, оно, считает А.М. Макаров, было просто "вставлено" в документ. И потому, как это и прозвучало на слушаниях, основные направления налоговой политики должны публично рассматриваться до принятия их Правительством.
* * *
Складывается впечатление, что депутатам Государственной Думы, когда они вернутся с парламентских каникул и приступят к работе над бюджетом следующего года, придется вновь обратиться к материалам парламентских слушаний, о которых идет речь, и еще раз взвесить те предложения, которые высказывались их участниками.
Е.Е. Смирнов,
парламентский корреспондент
"Аудитор", N 8, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015