Совершенствование подходов к формированию корпоративной отчётности
В статье рассматриваются проблемы формирования корпоративной отчетности за рубежом и в России, приведены примеры лучших практик раскрытия информации в отчетности.
Характерной чертой современного мира в условиях глобализации является особое значение, придаваемое обществом развитию рынков капитала. В свою очередь, важнейшим механизмом перемещения средств в этой сфере выступает доверие инвестиционного сообщества к перспективам устойчивого роста различных компаний. Одним из основных источников информации об успешности ведения бизнеса для инвесторов и других стейкхолдеров, наряду с внешними данными, служит отчетность, представляемая самими хозяйствующими субъектами. В этой связи улучшение качества корпоративной отчетности становится для компаний необходимым условием лидерства в конкурентной борьбе.
В последнее время, в особенности за рубежом, наблюдается всплеск интереса к формированию новых видов отчетности. Со стороны компаний важным направлением модификации отчетности является расширенное представление информации по экологии, социальной сфере и корпоративному управлению (ЭСКУ). К данной категории можно отнести следующие виды раскрытий:
- отчетность в области устойчивого развития, предлагаемая Глобальной инициативой по отчетности (GRI);
- отчетность по корпоративной социальной ответственности (CSR);
- отчетность по корпоративному управлению (ЮНКТАД ООН);
- интегрированная отчетность, предложенная Международным комитетом по интегрированной отчетности (IIRC).
Следует отметить, что в настоящее время у большинства коммерческих организаций, принадлежащих к самым разным отраслям экономики, появляется потребность в формировании и представлении информации не только о своем сложившемся финансовом положении и достигнутых результатах за отчетный (прошлый) период, но и в оценке своего финансового будущего. В этой связи изменяются подходы к совершенствованию финансовой отчетности. В представленном Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США совместном проекте документа, раскрывающем концептуальные принципы составления отчетности, декларируется большее применение актуарных (прогностических) математических методов оценки финансовых показателей [5]. Данное новшество характеризует стремление основных регуляторов в области стандартизации финансовой отчетности усилить ее направленность в будущее.
Одновременно с этим происходит формирование нового типа инвестирования, основанного на исследовании устойчивости развития компаний. Данный подход предлагается Секретариатом Принципов ответственного инвестирования (ПОИ) при Организации Объединенных Наций [1]. В инвестиционном сообществе принято считать, что увеличение прозрачности бизнеса ведет к усилению доверия к компании. Ряд научных исследований показали, что увеличение раскрытия информации для заинтересованных сторон значительно повышает интерес инвесторов к компании. В обзоре европейского фонда ответственного инвестирования отмечается, что 84% опрошенных ими инвесторов считают представление ЭСКУ-информации важным фактором роста отдачи от инвестиций в долгосрочном периоде [8]. Исследования Гарвардской Школы Бизнеса продемонстрировали, что за полгода данные по двум тысячам компаний, представивших интегрированные отчеты, были запрошены 34 млн. раз [4].
Тем не менее, внедрение новых отчетных практик сталкивается с определенными проблемами [7]. В первую очередь, это связано с механизмами использования ЭСКУ-показателей в процессе принятия инвестиционных решений. Можно выделить четыре подхода, сформировавшихся в практической деятельности инвесторов, применяющих принципы ответственного инвестирования.
Отрицательный отбор по ЭСКУ-критериям предполагает исключение из инвестиционного портфеля эмитентов из определенных отраслей экономики (табачной, алкогольной и др.).
При положительном ЭСКУ-отборе большее внимание уделяется рейтингам, составленным на основе отчетности с показателями устойчивости.
Часть инвесторов практикуют вовлечение самих экономических субъектов в процесс диалога по раскрытию определенной информации.
Наиболее сложным вариантом считается включение ЭСКУ-показателей в существующие модели оценки финансовой стоимости компании.
Сегодня одной из основных проблем полноценного внедрения ЭСКУ-факторов в инвестиционный процесс является переоценка значения первых двух подходов при недостаточном использовании двух последних.
Практические методы расчетов и монетарной оценки компаний становятся все более сложными и многообразными. Инвесторы могут оценивать финансовую отдачу различных ЭСКУ-факторов с точки зрения изменения денежных потоков или воздействия на прибыль, стоимость капитала и активов. Таким образом, они сосредотачиваются на ЭСКУ-факторах и показателях, связанных с конкурентоспособностью и возможностью устойчивого создания компанией стоимости, которые, в свою очередь, дают возможность оценить будущие финансовые результаты. Проблемы, связанные с использованием ЭСКУ-информации, остаются, главным образом, потому, что многие инвесторы считают данную сферу слишком сложной, с трудно формулируемыми способами финансовой оценки и интегрирования в процесс принятия инвестиционных решений [6]. Этот аспект усиливается также из-за противоречий и недостатков в раскрытии ЭСКУ-информации компаниями. В результате часть инвесторов не воспринимают использование ЭСКУ-факторов в инвестиционном процессе всерьез, в большей степени декларируя приверженность принципам ответственного инвестирования для улучшения собственного имиджа. В итоге усиливается формальный подход к использованию показателей устойчивости, который искажает изначальные предпосылки внедрения данного инструментария в практической деятельности.
Достаточно интересным представляется вопрос оценки современного состояния сферы корпоративной отчетности в Российской Федерации. В ходе нашего исследования была проанализирована практика раскрытия информации 50 крупнейшими по капитализации компаниями России, ценные бумаги которых котируются на открытом рынке (по состоянию на 1 сентября 2011 г.). Совокупная выручка этих организаций за 2010 г. составила 18,2 трлн. руб., что сформировало 40,3% внутреннего валового продукта Российской Федерации. Таким образом, можно считать, что отчетность данных корпораций во многом определяет облик сферы раскрытия информации в России. В то же время компании, достигшие наибольшей капитализации на рынке, предположительно должны использовать наиболее хорошо зарекомендовавшие себя в мире практики формирования и представления отчетности.
Основными информационными источниками для проведения анализа послужили: официальные сайты компаний в сети Интернет, система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК.Интерфакс), рэнкинг рейтингового агентства "Эксперт РА" ("Топ-400 крупнейших компаний России"). Была также использована дополнительная информация о корпоративных раскрытиях, почерпнутая из открытых информационных каналов сети Интернет, включающих деловые, новостные и аналитические сайты.
По отраслевой принадлежности компании распределились следующим образом: 22% - электроэнергетический сектор, 18% - нефтяная и нефтегазовая промышленность, 12% - черная металлургия, 10% - банки, 8% - химическая и нефтехимическая промышленность, 6% - цветная металлургия, 4% - промышленность драгоценных металлов и алмазов, 4% - телекоммуникации и связь и 16% - другие отрасли. По региональному местоположению 40% компаний зарегистрированы в Москве, 14% - в Санкт-Петербурге, 6% - в Красноярском крае, 6% - в Тюменской области, 4% - в Республике Башкортостан, 4% - в Свердловской области и 26% в других регионах страны.
Основываясь на данных исследования, можно охарактеризовать степень готовности публичных компаний России к применению требований Федерального закона от 27.07.10 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Так, 68% исследуемых организаций в 2010 г. уже составляли годовую финансовую отчетность, основываясь на Международных стандартах финансовой отчетности, 20% использовали стандарты US GAAP и 12% ограничивались составлением сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Следовательно, можно констатировать наличие некоторых проблем с переходом трети крупнейших публичных компаний Российской Федерации на составление консолидированной отчетности по МСФО.
Распределение аудиторов, проводивших аудит годовой финансовой отчетности исследуемых организаций, выглядит следующим образом: 28% - KPMG, 22% - PricewaterhouseCoopers, 18% - Ernst&Young, 14% - Deloitte&Touche, 4% - ООО "Росэкспертиза" и 14% - другие аудиторские компании. Вполне достоверной представляется гипотеза о том, что размер и статус привлекаемых для проведения аудита компаний влияют на соответствие качества представления раскрываемой информации западным стандартам.
Заметим, что все 50 крупнейших компаний России имеют официальные сайты в сети Интернет. Одним из аспектов оценки качества корпоративного раскрытия информации можно считать наличие разделов, раскрывающих позиции компании в сфере защиты окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления. У 68% рассматриваемых организаций на страницах официального представительства присутствуют все три этих раздела. У 32% отсутствует раздел "Экология" или раздел "Социальная ответственность". Причем у всех компаний в той или иной степени раскрыта информация о корпоративном управлении и присутствует постоянно пополняемый раздел новостей компании. Таким образом, можно говорить о наличии у всех крупнейших российских публичных компаний признаков перехода к раскрытию информации на непрекращающейся основе, а не только в даты подведения итогов отчетных периодов.
В практике представления непосредственно корпоративных годовых отчетов в последние годы также произошли существенные изменения. Характеризуя динамику раскрытия информации в подобной форме, можно отметить следующее: в 1998 г. только одна из исследуемых компаний представляла данный отчет, в 2001 г. - уже 11, в 2004 г. - 22, в 2007 г. - 45, а в 2010 г. - 48 компаний. Стремительность роста количества общедоступных корпоративных отчетов отражает тенденцию усиления понимания менеджментом отечественных компаний важности привлечения инвестиционных ресурсов с открытого фондового рынка для успешного осуществления бизнеса. В то же время можно говорить об усилении корпоративной культуры компаний вследствие приобретения частным корпоративным сектором опыта хозяйственной деятельности в постсоветский период.
Другой важной тенденцией в сфере раскрытия корпоративной информации в России является рост количества представляемых компаниями отчетов в области устойчивого развития. В отечественной практике наиболее употребляемым является термин "социальный отчет", однако встречаются также примеры представления отчетов по экологии, отчетов по корпоративной социальной ответственности и отчетов в области устойчивого развития. В целях настоящего исследования все эти виды отчетности объединены в единую группу раскрытия информации. В результате мы можем оценить динамику количества компаний, представляющих данные сведения. В 2001 г. только одна компания осуществляла такое раскрытие, в 2004 г. их количество выросло до восьми, в 2007 г. оно составило 17, а в 2010 г. - 26. Таким образом, 52% крупнейших российских компаний представляют в дополнение к годовому отчету отдельный социальный отчет, раскрывающий ЭСКУ-показатели.
Еще одним важным аспектом модификации корпоративного раскрытия информации представляется изменение структуры годовых отчетов. В настоящее время 81% российских корпоративных отчетов содержат признаки изменения отчетности в направлении составления интегрированной отчетности. К таким признакам можно отнести: выделение в структуре годового отчета разделов, посвященных ЭСКУ-показателям; выделение отдельного раздела с ключевыми показателями эффективности деятельности компании, который в большинстве случаев размещается в начале отчета; красочное оформление отчетов; стремление к взаимоувязке показателей через таблицы сопоставления данных; в отдельных случаях представление информации о миссии, стратегии компании и данных о рисках.
Для проведения сравнительного анализа качества раскрытия корпоративной информации отдельными компаниями необходима разработка инструментария соответствующих аналитических показателей. Такими показателями могут служить различные коэффициенты информационной прозрачности компаний.
Один из примеров - оценка качества нефинансовой информации, содержащейся в публичной отчетности, по отношению к проблеме взяточничества и коррупции, проведенная некоммерческой организацией Transparency International [10]. В исследовании приняли участие 500 компаний из 32 стран мира (в т.ч. 10 компаний из России). Раскрытие информации в нефинансовой отчетности по каждой из корпораций было оценено по 50-балльной шкале. При этом 10 баллов отводилось стратегии, 15 баллов - политике и 25 баллов - корпоративным системам управления. Для интерпретации разнородных по характеру баллов в ходе анализа они были переведены в оценочную систему, состоящую из пяти звезд. При этом чем больше оценочных звезд набрала компания, тем лучшей считается практика раскрытия ею отчетной нефинансовой информации. Среднее значение этого рейтинга по России оказалось наименьшим среди всех остальных государств.
Еще одним интересным примером составления сводного аналитического показателя в сфере представления ЭСКУ-информации является опыт компании PUMA, опубликовавшей в 2011 г. экологический отчет о прибылях и убытках. В данном документе был осуществлен перевод информации о негативных факторах влияния на окружающую среду из нефинансовой сферы в финансовую.
Корпорация PUMA оценила совокупный ущерб для экологии планеты в результате своей деятельности за год в 145 млн. евро [9]. При этом данный показатель состоит из 5 промежуточных итоговых сумм, включающих урон, произошедший вследствие использования водных ресурсов, - более 47 млн. евро (33%); от выбросов парниковых газов - 47 млн. евро (32%); от использования земли - 37 млн. евро (26%); от загрязнения воздуха - 11 млн. евро (7%); от образования мусора - 3 млн. евро (2%). Каждый из этих промежуточных итогов, в свою очередь, суммируется из ущерба, наносимого непосредственно самой компанией, и ущерба, наносимого ее поставщиками (четырех уровней).
Как видно из таблицы, качество воздействия на окружающую среду улучшается от начала к концу всей производственной цепочки компании. В экологическом отчете о прибылях и убытках отражается также структура воздействия на окружающую среду по регионам осуществления деятельности. Компания PUMA выделила европейский (14 млн. евро - 10%), американский (35 млн. евро - 24%) и азиатский (96 млн. евро - 66%) регионы своего присутствия. Еще одним критерием описания экологического воздействия выступили продуктовые сегменты деятельности. В данном случае были выделены сегменты обуви (96 млн. евро - 66%), одежды (39 млн. евро - 27%) и аксессуаров (10 млн. евро - 7%).
Таблица
Часть экологического отчета о прибылях и убытках компании PUMA
Использование воды, млн. евро | Парниковые газы, млн. евро | Использование земли, млн. евро | Загрязнение воздуха, млн. евро | Мусор, млн. евро | Всего, млн. евро | |
Компания | <1 | 7 | <1 | 1 | <1 | 8 |
Поставщики первого уровня | 1 | 9 | <1 | 1 | 2 | 13 |
Поставщики второго уровня | 4 | 7 | <1 | 2 | 1 | 14 |
Поставщики третьего уровня | 17 | 7 | <1 | 3 | <1 | 27 |
Поставщики четвертого уровня | 25 | 17 | 37 | 4 | <1 | 83 |
Всего | 47 | 47 | 37 | 11 | 3 | 145 |
Важность данного примера заключается в том, что в корпоративном секторе появляется понимание необходимости осуществления учетных оценок ЭСКУ-показателей в системах управления и раскрытия отчетной информации. Одним из наиболее привычных способов осуществления данной операции является перевод объекта учета в монетарный вид.
Серьезным аспектом улучшения качества раскрытия отчетной информации в настоящее время в мире выступает не только стимулирование компании со стороны стейкхолдеров, но и усиление регулирования данного вопроса со стороны государств. В Дании и Франции, например, были приняты законы, обязывающие включать в годовой отчет информацию о программах корпоративной ответственности. В Великобритании управляющие пенсионными фондами должны раскрывать сведения о том, как они использовали подходы корпоративной социальной ответственности при принятии своих инвестиционных решений. Интересные законодательные инициативы были и в Малайзии. Главная фондовая биржа этого государства обязала все публичные компании, находящиеся в ее листинге, отчитываться по программам корпоративной социальной ответственности. Правительство этого государства ввело налоговые и иные инициативы, связанные с ЭСКУ-деятельностью [3].
Введение дополнительных законодательных инициатив по представлению информации по ЭСКУ-деятельности представляется рациональным способом стимулирования институциональных преобразований данной сферы. Используя подобные инструменты по воздействию на корпоративный сектор, можно добиться повышения качества раскрытия соответствующих сведений, что должно положительно сказаться на практике раскрытия отчетных данных в стране.
В настоящее время достаточно распространенным является представление о том, что корпоративная отчетность не требует заверения внешним аудитором. В то же время с такой точкой зрения трудно согласиться, учитывая значительный интерес, который вызывают нефинансовые показатели у стейкхолдеров. Достаточно важным является предоставление таким заинтересованным сторонам соответствующей гарантии достоверности ЭСКУ-показателей, раскрываемых компаниями. Для этого необходимо проведение внешнего аудита корпоративной отчетности, который, в свою очередь, позволит с большей уверенностью относиться к указанным значениям показателей и строить на их основе модели оценки экономической стоимости компаний.
Одной из передовых практик можно признать осуществление аудита и предоставление аудиторского заключения ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" по публичному отчету государственной корпорации "Росатом" [2]. В этом документе аудиторская компания констатирует наблюдаемую активность аудируемого лица в сфере устойчивого развития и тестирует его учетную систему на соответствие требованиям стандартов АА1000SES и ISAE 3000, а также проводит процедуру общественного заверения в соответствии со стандартом АА1000SES. Еще одним аспектом осуществления аудита стало заверение о соответствии годового публичного отчета уровню применения "В+" Руководства GRI G3.
Основным направлением совершенствования подходов к составлению корпоративной отчетности, по нашему мнению, станет формирование компаниями интегрированных отчетов, сочетающих финансовые данные, полученные на основе актуарных расчетов, с ЭСКУ-показателями. Формат такой отчетности должен обладать всеми необходимыми качествами для активного использования стейкхолдерами.
Список литературы
1. Принципы ответственных инвестиций. Организация Объединенных Наций. Отчет секретариата-2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.unpri.org/files/pri_rus.pdf (дата обращения: 23.04.2012).
2. Росатом. Публичный годовой отчет государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" за 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/resources/9517a b00487e6c2dbeeeff426863e0b2/rosatom_ar_2010_06_10_2011.pdf (дата обращения: 23.04.2012).
3. Coffin, A. Tales of Two Countries / A. Coffin [Электронный ресурс]. URL: http://www.csrdigest.com/2010/01/tales-of-two-countries/ (дата обращения: 23.04.2012).
4. Eccles, Robert G. Leading and Lagging Countries in Contributing to a Sustainable Society / Robert G. Eccles, George Serafeim. - Harvard Business School Working Knowledge. - 2011. - May 23 [Электронный ресурс]. URL: http://hbswk.hbs.edu/item/6716.html (дата обращения: 23.04.2012).
5. FASB, Exposure Draft. Conceptual Framework for Financial Reporting: The Objective of Financial Reporting and Qualitative Characteristics and Constraints of Decision-Useful Financial Reporting Information, 2008.
6. Goldman, Sachs. GS SUSTAIN: Challenges in ESG Disclosure and Consistency, 2009 [Электронный ресурс]. URL: www.unpri.org/files/GS_SUSTAIN_Challenges_in_ESG_disclosure_and_consisten cy.pdf (дата обращения: 23.04.2012).
7. IFAC "Investor Demand for Environmental, Social, and Governance Disclosures: Implications for Professional Accountants in Business" February 06, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifac.org/publications-resources/investor-demand-environmental -social-and-governance-disclosures (дата обращения: 23.04.2012).
8. Novethic. European Asset Owners: ESG Perceptions and Integration Practices, France, December 2010 [Электронный ресурс]. URL: www.novethic.com/novethic/v3_uk/upload/ESG_Survey_2010.pdf (дата обращения: 23.04.2012).
9. PUMA Completes First Environmental Profit and Loss Account which values Impacts at _ 145 million [Электронный ресурс]. URL: http://safe.puma.com/us/en/2011/11/puma-completes-first-environmental-pro fit-and-loss-account-which-values-impacts-at-e-145-million/ (дата обращения: 23.04.2012).
10. Transparency International. Transparency in Reporting on Anti-Corruption. A Report on Corporate Practices [Электронный ресурс]. URL: http://www.transparency.org/content/download/44358/710959 (дата обращения: 23.04.2012).
М.В. Фомин,
кафедра "Аудит и контроль" ФГОБУ ВПО
"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
"Аудитор", N 8, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015