Смена адреса фирмы - операция прошла успешно!
Причин для смены адреса фирмы достаточно: от банального переезда из-за окончания договора аренды до приобретения собственного офиса. В любом случае нужно позаботиться о правильном и своевременном оформлении необходимых документов. Чтобы максимально "обезболить" переезд, представляем вашему обозрению пошаговую инструкцию.
Подготовка к переезду. Если общество меняет адрес и при этом придется сменить и налоговую инспекцию, то лучше начать этот процесс с подготовительного этапа - сделать предварительную сверку расчетов с бюджетом. Ведь если будут выявлены какие-либо переплаты, то в новой инспекции их вернуть будет более проблематично, поскольку при передаче данных лицевых карточек по налогам нередко переплаты куда-то исчезают. А имея на руках акт сверки, вы себя обезопасите. При наличии же недоимки и разногласий по ней акт сверки вообще может быть единственным козырем фирмы.
Что нужно для изменения адреса. Смена адреса организации потребует от вас внесения изменений в главный учредительный документ - устав общества. Изменения вносятся по решению собрания участников общества. Данное решение оформляется протоколом общего собрания участников.
В протоколе обычно указываются:
- дата и номер протокола;
- наименование общества;
- состав присутствующих на собрании участников общества;
- сведения о председателе и секретаре собрания;
- повестка дня, в которую в данном случае включаются вопросы об изменении адреса (места нахождения) и внесении соответствующих изменений в устав общества;
- принятые решения (в рассматриваемом случае об изменении адреса (места нахождения) общества и о внесении изменения в устав).
Протокол, как правило, подписывается председателем и секретарем собрания, но также может содержать подписи участников общества.
Как оформляются изменения в уставе общества. Изменения в уставе общества с ограниченной ответственностью оформляются в виде новой редакции данного документа или в виде отдельных изменений. Если на общем собрании участников принимается решение об утверждении устава общества в новой редакции, то в нем должны быть отражены сведения о новом месте нахождения общества. В ином случае та часть устава, в которой содержатся сведения об адресе общества, излагается в новой редакции. Эта редакция, с указанием нового места нахождения общества, оформляется на отдельном листе.
Заявление на регистрацию изменений. Для подготовки к государственной регистрации изменений необходимо заполнить заявление о государственной регистрации, проставить на нем подпись заявителя, засвидетельствовать ее у нотариуса, а также уплатить государственную пошлину.
Заявление составляется по форме N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица". Данный документ заполняется в одном экземпляре от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.
Государственная пошлина. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, требуется уплатить государственную пошлину в размере 800 рублей. Образец платежного документа на уплату государственной пошлины есть в каждом регистрирующем (налоговом) органе. Кроме того, платежный документ может быть заполнен на сайте ФНС России с использованием соответствующего онлайн-сервиса.
Кто подписывает заявление. Лицом, уполномоченным подписать заявление о государственной регистрации изменений, то есть заявителем, выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа. Другими словами, это лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этой фирмы. В обществе с ограниченной ответственностью таким лицом обычно является генеральный директор.
Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, в противном случае регистрирующий орган откажет в государственной регистрации вносимых изменений.
Какие документы представляются в инспекцию. Когда все документы оформлены, их представляют в регистрирующий (налоговый) орган. Перечень таких документов приведен в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. Перечень документов, которые необходимо представить:
- заявление о государственной регистрации по форме N Р13001;
- решение о внесении изменений в учредительные документы;
- изменения, вносимые в учредительные документы;
- документ об уплате государственной пошлины.
Куда подавать документы. При изменении адреса как в случае смены налогового органа, так и в случае, когда инспекция не меняется, пакет документов представляется в ту инспекцию, где компания состоит на учете до смены адреса.
Порядок регистрации изменений учредительных документов
Проводите общее собрание участников общества |
Принимаете решение о внесении изменений в учредительные документы |
Оформляете протокол общего собрания участников общества |
Подготавливаете новую редакцию устава компании |
Заверяете новую редакцию устава у нотариуса |
Оплачиваете государственную пошлину |
Составляете заявление по форме N Р13001 |
Заверяете подпись заявителя у нотариуса |
/-------------------------------------------------------------------\
| Представляете пакет документов на регистрацию |--\
| изменений в ИФНС по месту учета | |
\-------------------------------------------------------------------/ |
| | |
|
/------------------------------------------\/--------------------------\|
|Если новый адрес фирмы подведомственен ||В ИФНС вам выдают расписку||
|другой инспекции, то в прежней обязательно||в получении документов ||
|проводите сверку расчетов с бюджетом |\--------------------------/|
\------------------------------------------/ |
/-------------------------------------------\|
|Инспекция направляет сообщение об изменении||
|учредительных документов для размещения ||
|информации на сайте ФНС ||
\-------------------------------------------/|
|
/-------------------------------------------\|
|Специалисты ИФНС проверяют пакет документов||
|на комплектность и правильность оформления ||
\-------------------------------------------/|
|
/---------------------------------\ /---------------------------------\|
| Если ошибок нет | | Если ошибки есть ||
\---------------------------------/ \---------------------------------/|
|
/------------------------------\ /-------------------------------------\|
|Инспекция принимает решение о| |Инспекция выносит решение об отказе||
|государственной регистрации| |в государственной регистрации ||
|изменений | \-------------------------------------/|
\------------------------------/ |
| /----------\ /------------------------------\ |
| |Вы можете| |Исправляете ошибки и вновь|--/
| |обжаловать| |представляете пакет документов|
| |решение | \------------------------------/
\----------/
В течение не более чем пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция вносит запись в ЕГРЮЛ |
/---------------------------\ /---------------------------------------\
|Если выявлены ошибки после| |Не позднее рабочего дня, следующего за|
|регистрации изменений | |днем регистрации, ИФНС выдает |
\---------------------------/ |свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ|
| |и выписку из госреестра |
\---------------------------------------/
Представляете заявление по форме N Р14001 |
Кто подает документы на регистрацию. Документы для государственной регистрации могут быть представлены или непосредственно заявителем (его уполномоченным представителем), или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. При представлении документов почтой на конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация".
Получение документов подтверждается распиской, которая оформляется в двух экземплярах и должна содержать перечень и дату получения регистрирующим (налоговым) органом документов.
Если документы подал непосредственно заявитель, расписка выдается ему в этот же день, а при отправке документов по почте или представлении другим лицом расписка высылается регистрирующим (налоговым) органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов. Второй экземпляр расписки прилагается к представленным документам.
Когда вам могут отказать в регистрации изменений. Специалисты регистрирующего органа проверяют представленные документы на комплектность, и, если хотя бы один из них будет отсутствовать, выносится решение об отказе в государственной регистрации.
Кроме того, отказать в государственной регистрации могут:
- при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- при подаче документов, связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в то время, когда это юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- при несоблюдении нотариальной формы представленного заявления о государственной регистрации;
- подписании заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом.
Исправление ошибок. Если при внесении в устав изменений была допущена ошибка и выявлена уже после регистрации изменений, то для устранения неточностей необходимо подать заявление по форме N Р14001.
К заявлению по форме N Р14001 должно прилагаться заявление, в котором или в приложении к которому была допущена ошибка. В нем заполняются только те пункты или приложения, в которых были допущены ошибки. Пункты листа, содержащие ошибочные сведения, отмечаются знаком "V" с подчеркиванием ошибки. Заверять у нотариуса подпись на заявлении по форме N Р13001 не нужно.
Ответственность за нарушение порядка регистрации внесения изменений. За непредставление или за представление недостоверных сведений об изменении адреса (места нахождения) фирмы его должностное лицо - руководитель несет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 5 000 рублей.
Если будет установлено заведомо ложное представление сведений об изменении адреса, то к руководителю компании может быть применена дисквалификация на срок до трех лет.
"Практическая бухгалтерия", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.