Очередные поправки в Налоговом кодексе и других законах
Летом депутаты традиционно принимают большой пакет законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты, и это лето не исключение. Рассмотрим поправки, внесенные федеральными законами от 25.06.2012 N 93-ФЗ *(1), 94-ФЗ *(2), от 29.06.2012 N 97-ФЗ *(3), которые имеют непосредственное отношение к деятельности предприятий общественного питания.
Изменение "алкогольного" законодательства
Статьей 8 Федерального закона N 93-Ф3 внесены изменения в ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ*(4), согласно которым из перечня документов, представляемых заявителем для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, исключили заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 4 п. 2 данной статьи).
Соответственно, из пп. 4 п. 9 исключено положение, касающееся того, что одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. Изменения вступили в силу с 25.06.2012 (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 93-Ф3).
Федеральный закон N 94-ФЗ
В силу ст. 9 настоящего закона он вступает в силу с 01.01.2013, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Упрощенная система налогообложения
Ограничения на переход и применение. Действующие в настоящее время временные ограничения по доходам, при превышении которых налогоплательщики не вправе переходить на УСНО (45 млн. руб.) или оставаться на данном режиме (60 млн. руб.), с 01.10.2012 станут постоянными. Соответствующие поправки внесены в абз. 1 п. 2 ст. 346.12 и в абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ (пп. "а" п. 10, пп "в" п. 11 Федерального закона N 94-ФЗ).
Эти суммы будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор, на 2013 год он установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ). Соответственно, увеличение данных сумм произойдет только с 2014 года.
Напомним, что сейчас не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В связи с поправками, внесенными в данное положение, это ограничение будет распространяться только на основные средства, нематериальные активы с 01.10.2012 при переходе на УСНО с 2013 года в расчете не участвуют (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ).
Также нужно учитывать, что, если налогоплательщик будет совмещать УСНО и патентную систему налогообложения, при расчете ограничения по доходам в размере 60 млн. руб. доходы необходимо будет учитывать по обоим специальным налоговым режимам (новая редакция абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Порядок и условия начала применения УСНО. С 01.10.2012 вступает в силу новая редакция п. 1 ст. 346.13 НК РФ, согласно которой устанавливается уведомительный порядок перехода на УСНО: организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря этого календарного года (пп. "а" п. 11 ст. 2, п. 4 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ). В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 01.10 года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО. Заметим, что уведомление о смене объекта налогообложения со следующего года также подается до 31 декабря этого года (а не до 20 декабря, как было раньше) (новая редакция п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный предприниматель с 01.01.2013 вправе будут уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (новая редакция п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае налогоплательщиками, применяющими УСНО, они признаются с даты постановки их на учет в налоговом органе. Напомним, что сейчас этот срок составляет всего 5 календарных дней, и налогоплательщики часто нарушают его, поскольку получают документы о регистрации в налоговом органе, как правило, не в день регистрации, а спустя несколько дней после нее. При этом, как отмечают налоговики, соблюдение пятидневного срока - обязательное требование п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которое по степени своей императивности равнозначно условиям перехода, установленным ст. 346.12 НК РФ (см., например, Письмо ФНС РФ от 05.06.2012 N ЕД-4-3/9228@). Как результат - налоговой орган принимает решение о том, что при нарушении данного срока налогоплательщик не вправе применять УСНО с даты постановки его в налоговом органе и, соответственно, должен применять общий режим налогообложения. Полагаем, что внесенные изменения должны облегчить жизнь налогоплательщиков.
Уведомление (а не заявление) подается и тогда, когда организации и индивидуальные предприниматели перестали быть плательщиками ЕНВД и желают перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (новая редакция абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Порядок определения доходов и расходов. В частности, уточнено, что переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, в целях гл. 26.2 НК РФ не производятся, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются (новый п. 5 ст. 346.17 НК РФ). В связи с этим будет признан утратившим силу пп. 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте).
Новый порядок уменьшения суммы налога. С 01.01.2013 изменяется порядок уменьшения налога по УСНО для тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения "доходы". Сейчас в силу абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ суммы исчисленного налога (аванса) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", имеют право уменьшить (но не более чем на 50%) на сумму страховых взносов на ОПС, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Ограничение в 50% не распространяется на предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в ПФР и фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
С 01.01.2013 данный абзац будет признан утратившим силу и вместо него появится новый п. 3.1, согласно которому в другом порядке будет уменьшаться налог на суммы пособий по временной нетрудоспособности. В частности, для уменьшения налога можно будет взять выплаты за дни временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом N 255-ФЗ*(5). Как и сейчас, сумма налога (аванса) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Прекращение деятельности. В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСНО, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (новый п. 8 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае он обязан представить в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно представленному уведомлению им была прекращена деятельность (новая редакция п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
Если налогоплательщик утратил право на применение УСНО, декларацию он представляет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ утратил это право (новая редакция п. 3 ст. 346.23 НК РФ). Не позднее этих сроков налогоплательщик должен уплатить налог по УСНО (новая редакция п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
Патентная система налогообложения
С 01.01.2013 патентная система налогообложения будет выделена в отдельный налоговый режим: соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 18 НК РФ (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 94-ФЗ). В настоящее время этот режим налогообложения называется "УСНО на основе патента" и регулируется ст. 346.25.1 гл. 26.2 НК РФ. Соответственно, с 01.01.2013 данная статья будет признана утратившей силу (п. 19 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). При этом с 01.12.2012 Налоговый кодекс дополнен новой гл. 26.5 "Патентная система налогообложения". Причем с этой даты вступают в силу только название главы и ст. 346.43 НК РФ, перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, порядок и условия начала применения данного режима (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ). Остальные нормы новой главы начнут применяться с 01.01.2013.
Патентная система налогообложения в соответствии с новой гл. 26.5 НК РФ вводится законами субъектов РФ. Причем эти законы должны быть опубликованы не позднее 01.12.2012 (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ). Предприниматели, желающие применять патентную систему налогообложения с 01.01.2013, должны подать соответствующее заявление не позднее 20.12.2012. Если в заявлении срок действия патента будет меньше 1 месяца или более 12 месяцев либо заявленный вид деятельности в установленном перечне не указан, налоговый орган откажет в его выдаче (п. 2 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).
По действующему в настоящее время порядку (в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ) патенты могут быть выданы индивидуальным предпринимателям на срок по 31.12.2012 включительно (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ). Уже выданные патенты, если срок их действия истекает после 01.01.2013, будут действовать тоже только по 31.12.2012 включительно (их стоимость подлежит пересчету в соответствии с фактической продолжительностью действия патента, зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ).
Новый перечень видов деятельности, в отношении которых со следующего года будет применяться патентная система налогообложения, включает в себя 47 наименований, тогда как действующий перечень состоит из 69 наименований. Объясняется это чиновниками укрупнением видов предпринимательской деятельности, приведением ряда видов в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)*(6) и включением в обязательный перечень ряда новых видов предпринимательской деятельности.
Услуги общественного питания. Вид деятельности "Услуги общественного питания" (п. 62 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ) с 01.01.2013 заменен на "Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общепита" (пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом в п. 6, 13-16 п. 3, п. 4 ст. 346.43 НК РФ приведены определения площади зала обслуживания посетителей, услуги общественного питания, объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей и не имеющего его, открытой площадки, инвентаризационных и правоустанавливающих документов, аналогичные определениям, установленным для режима налогообложения в виде ЕНВД (в ст. 346.27 НК РФ). Так, например, услугой общественного питания признаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (п. 13 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). К услугам общепита не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ.
Еще один вид деятельности, имеющий отношение к услугам общественного питания, поименован в пп. 31 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Это услуги поваров по изготовлению блюд на дому. Напомним, что данный вид услуги согласно ОКУН относится к услугам общественного питания (код 122000 0) "Услуги повара по изготовлению блюд и кулинарных изделий на дому" (код 122203 4).
Условия для применения патентной системы налогообложения. Переход на данный режим налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется предпринимателем добровольно в установленном порядке (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). Применяться он может наряду с иными режимами налогообложения, при этом предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правого характера, при условии, что средняя численность их, рассчитанная по правилам органа статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам осуществляемой предпринимательской деятельности (п. 1, 5 ст. 346.43 НК РФ). Сейчас численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 5 человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Причем в действующем положении речь идет о среднесписочной численности.
Напомним, что согласно п. 79 Порядка заполнения формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", утвержденного Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435, среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, в которую включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. При этом в силу п. 77 указанного порядка средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Патентная система налогообложения не может применяться, если деятельность, поименованная в установленном перечне, осуществляется в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).
Права субъектов РФ. Субъекты РФ своими законами должны установить размеры потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по видам деятельности (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). При этом минимальный его размер не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный - не превышать 1 млн. руб., если иное не установлено п. 8 данной статьи. Этим пунктом, в частности, установлено, что субъекты вправе:
- дифференцировать виды предпринимательской деятельности в установленном перечне, если такая дифференциация предусмотрена ОКУН или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);
- устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, не указанных в перечне, приведенном в п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
- устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, от количества обособленных объектов (площадей);
- увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода (не более чем в 5 раз - по всем видам деятельности, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн. человек; не более чем в 10 раз, в том числе в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м).
Установленные минимальный и максимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода будут индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ). При этом на 2013 год коэффициент-дефлятор установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).
Заметим также, что сейчас п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ предусматривает ограничение размеров потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по УСНО на основе патента размерами базовой доходности по ЕНВД, если вид деятельности по данным налоговым режимам совпадает. В новой гл. 26.5 НК РФ такие ограничения отсутствуют.
Освобождение от уплаты налогов. Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, в силу п. 10 ст. 346.43 НК РФ освобождаются от:
- НДФЛ (в части доходов, полученных от "патентного" вида деятельности);
- налога на имущество (в части имущества, используемого в "патентом" виде деятельности).
Кроме того, они не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения, при ввозе товаров на территорию РФ, иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Иные налоги уплачиваются в установленном законодательством порядке (п. 12 ст. 346.43 НК РФ).
Начало применения патентной системы налогообложения. Положения ст. 346.45 НК РФ, регламентирующие порядок и условия начала применения патентной системы налогообложения, вступают в силу с 01.12.2012 (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ). Как и сейчас, документом, удостоверяющим право на применение данной системы налогообложения, является патент (п. 1 ст. 345.45 НК РФ). Патент действует на территории того субъекта РФ, который указан в нем, и предприниматель, получивший его в одном субъекте РФ, вправе получить его в другом субъекте.
Заявление на получение патента нужно будет подать в налоговый орган по месту жительства предпринимателя не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Сейчас этот срок составляет один месяц до начала применения УСНО на основе патента (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). Если предприниматель планирует вести деятельность на основе патента в субъекте РФ, в котором он не состоит на учете по месту жительства или в качестве плательщика, применяющего патентную систему налогообложения, заявление он подает в любой территориальный налоговый орган этого субъекта по своему выбору. Выдать предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента налоговый орган должен в течение 5 дней со дня получения уведомления (п. 3 ст. 346.45 НК РФ). Сейчас этот срок составляет 10 дней (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ).
Выдается патент по выбору предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Заметим, что сейчас такого уточнения нет (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ).
Отказать в выдаче патента могут по причине того, что в заявлении указан вид деятельности, в отношении которого на территории субъекта РФ не применяется патентная система налогообложения, срок действия патента не соответствует требованиям п. 5 ст. 346.45 НК РФ, нарушены условия перехода на данный режим, установленные абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ, а также если имеется недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения (п. 4 ст. 346.45 НК РФ). Заметим, что последние два основания для отказа начнут применяться не с 01.12.2012, а с 01.01.2013.
Прекращение применения патентной системы налогообложения. Предприниматель будет считаться утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, если (п. 6 ст. 346.45 НК РФ):
- его доходы, определяемые с начала календарного года по правилам ст. 249 НК РФ по всем видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. руб. Если предприниматель применяет одновременно УСНО и патентную систему налогообложения, для целей соблюдения данного ограничения учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам (п. 6 ст. 346.45 НК РФ);
- в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено превышение допустимой численности наемных работников;
- не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.
Как мы знаем, и сейчас установлены такие же основания для прекращения права на применение УСНО на основе патента (п. 2.2, 9 ст. 346.25.1 НК РФ). Заметим, что если патент в 2012 году выдан, например, на 3 месяца, предельный размер доходов в 2012 году также не может превышать в силу п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ 60 млн. руб. Именно такие разъяснения дал Минфин в Письме от 04.07.2012 N 03-11-11/200, обосновав свой вывод тем, что налоговым периодом считается срок, на который выдан патент (иначе говоря, сумму 60 млн. руб. не надо делить на 12 и умножать на 3 месяца).
При утрате права на применение патентной системы налогообложения налоги, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения, исчисляются и уплачиваются предпринимателем в порядке, установленном законодательством для вновь зарегистрированных предпринимателей (п. 7 ст. 346.45 НК РФ). При этом они не уплачивают пени по авансовым платежам по налогам, которые должны были уплачивать в течение того периода, на который был выдан патент, а сумма НДФЛ, подлежащая уплате за налоговый период, в котором было утрачено право на патент, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.
Как видим, в новой норме отсутствует положение, касающееся того, что при утрате права на УСНО на основе патента стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ). В настоящее время получается, что в этом случае предприниматель уплачивает налоги дважды (и 1/3 стоимости патента, и налоги в соответствии с общим режимом налогообложения).
Об утрате права по названным выше основаниям и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении "патентной" предпринимательской деятельности предприниматель должен будет сообщить в налоговый орган в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший "патентную" предпринимательскую деятельность до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на данный режим налогообложения по этому же виду деятельности не ранее чем со следующего календарного года.
Напомним, что сейчас уведомить налоговый орган необходимо в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения и вернуться на УСНО на основе патента после утраты права можно не ранее чем через три года (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ)
Налоговый период. Сейчас налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Со следующего года в силу ст. 346.49 НК РФ налоговым периодом признается либо:
- календарный год;
- срок, на который выдан патент (если он выдан на срок менее календарного года);
- период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении налогоплательщика (если деятельность прекращена до окончания срока действия патента).
Сроки уплаты налога. В силу п. 2 ст. 346.51 НК РФ предприниматель уплачивает налог по месту постановки на учет в налоговом органе:
1) если патент получен на срок до 6 месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
2) если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года:
- в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 25 календарных дней после начала действия патента;
- в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода.
Сейчас без разделения на срок действия патента 1/3 стоимости патента уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, а оставшиеся 2/3 - не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент (п. 8, 10 ст. 346.25.1 НК РФ). При оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В новой норме данное положение отсутствует, соответственно, уменьшить стоимость патента на данные платежи со следующего года будет нельзя.
Налоговый учет. Предприниматели, как и сейчас, будут освобождены от обязанности представления в налоговый орган декларации (ст. 346.52 НК РФ). При этом они должны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов отдельно по каждому полученному патенту (ст. 346.53 НК РФ). Дата получения дохода определяется как день:
- выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, - при получении дохода в денежной форме;
- передачи дохода в натуральной форме - при получении дохода в натуральной форме;
- получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом;
- оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу - при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя.
При возврате предпринимателем сумм предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором произведен возврат.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Как видим, некоторые положения идентичны порядку признания доходов по УСНО, определенному п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
Бухгалтерский учет. В силу пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" его действие распространяется и на индивидуальных предпринимателей. При этом пп. 1 п. 2 ст. 6 данного закона установлено, что индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (иных) объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Соответственно, поскольку индивидуальные предприниматели, находящиеся на патентной системе налогообложения, обязаны вести налоговый учет доходов, они могут не вести бухгалтерский учет.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. Согласно поправкам, внесенным в ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ*(7), ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ*(8), плательщики патентной системы, за исключением видов деятельности, указанных в пп. 19, 45-47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, в течение 2013 года страховые взносы будут платить по пониженным тарифам, как и некоторые плательщики УСНО (в ПФР по ставке 20%) (ст. 4, 6 Федерального закона N 94-ФЗ). К сожалению, услуг общественного питания данная льгота не коснется, поскольку они поименованы в установленном перечне под N 47. Воспользоваться льготой сможет лишь предприниматель, оказывающий услуги поваров на дому (пп. 31 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Контрольно-кассовая техника. Внесены поправки в абз. 1 п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(9), согласно которым индивидуальным предпринимателям - плательщикам патентной системы налогообложения, как и плательщикам ЕНВД, предоставлено право осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Единый налог на вмененный доход
Чиновники неоднократно сообщали о том, что планируется постепенная отмена системы налогообложения в виде ЕНВД (см., например, Письмо Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-1111/154). Причем планировалось начать данный процесс еще с 2012 года, однако сложная экономическая обстановка предоставила налогоплательщикам отсрочку на год. Итак, что ждать предприятиям общественного питания - плательщикам ЕНВД в 2013 году?
Самое главное изменение - с 01.01.2013 переход на уплату ЕНВД для организаций и предпринимателей становится добровольным (новая редакция п. 1 ст. 346.28 НК РФ). Плательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года, если иное не установлено гл. 26.3 НК РФ.
При определении ограничения по численности работников (100 человек), как и в патентной системе налогообложения, и в УСНО, будет учитываться не среднесписочная, а средняя численность работников (новая редакция пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). И если по итогам налогового периода (квартала) средняя численность работников превысит 100 человек, как и сейчас, налогоплательщик считается утратившим право на применение режима в виде уплаты ЕНВД и перешедшим на общий налоговый режим налогообложения с начала налогового периода, в котором оно было допущено (новая редакция п. 2.3 данной статьи). Соответствующие поправки также внесены в определение количества работников (абз. 37 ст. 346.27 НК РФ), в котором сейчас имеется указание и на среднесписочную, и на среднюю численность работников, но при этом уточняется, что учитываются все работники, в том числе работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Постановка и снятие с учета. Как и сейчас, налогоплательщики, изъявившие желание применять данный режим налогообложения, должны будут в течение 5 дней со дня начала применения режима подать в налоговый орган заявление (новая редакция п. 3 ст. 346.28 НК РФ). При этом датой постановки на учет в качестве плательщика единого налога является дата начала применения данной системы налогообложения, указанная в заявлении. Снятие с учета плательщика ЕНВД при прекращении им деятельности, облагаемой этим налогом, при переходе на иной режим налогообложения (в том числе по причинам, установленным пп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения деятельности, перехода на иной режим налогообложения или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных пп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ.
Если налогоплательщик нарушит пятидневный срок для представления заявления о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД в связи с прекращением деятельности, облагаемой ЕНВД, снятие его с учета и направление ему соответствующего уведомления осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление.
Порядок исчисления ЕНВД при неполном налоговом периоде (квартале). Согласно новой редакции п. 10 ст. 346.29 НК РФ, если постановка организации и предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД или снятие их с учета осуществлены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности по следующей формуле:
ВД = БДx ФП / КДx , где:
ВД - сумма вмененного дохода за месяц;
БД - базовая доходность, скорректированная на коэффициенты и
;
ФП - величина физического показателя;
КД - количество календарных дней в месяце;
- фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика единого налога.
Таким образом, расчет будет производиться исходя из фактического количества дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика ЕНВД. Напомним, что сейчас размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной регистрации (действующая редакция п. 10 ст. 346.29 НК РФ).
Новый порядок уменьшения суммы налога. Уточнен порядок уменьшения единого налога на суммы пособий по временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). В частности, с 01.01.2013 в указанных целях учитываются только те выплаты за дни временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом N 255-ФЗ. Страховые взносы уменьшают единый налог в прежнем порядке, при этом, как и сейчас, сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Также нужно учитывать, что страховые платежи (взносы) и пособия должны быть уплачены в пользу работников, занятых в сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как и сейчас, будут уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Федеральный закон N 97-ФЗ
Единый налог на вмененный доход. Данным законом (п. 8 ст. 5) установлено, что положения гл. 26.3 "Единый налог на вмененный доход" НК РФ не применяются с 01.01.2018.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщик-организация обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 129-ФЗ*(10), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения.
С 01.01.2013 новая редакция данного пункта регламентирует представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет.
В данной норме речь идет только об организациях, а, как мы говорили выше, Федеральный закон N 402-ФЗ распространяется и на индивидуальных предпринимателей (за исключением тех, кто ведет учет доходов или доходов и расходов и (иных) объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, - они могут не вести бухгалтерский учет). Есть еще одно противоречие с новым бухгалтерским законом: ст. 18 данного закона установлено, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. О представлении годовой (финансовой) отчетности в налоговый орган в Федеральном законе N 402-ФЗ речи не идет. Видимо, законодатели должны внести соответствующие поправки.
* * *
Итак, мы рассмотрели поправки, внесенные в положения, касающиеся специальных налоговых режимов. Заметим, что изначально планировалось режим в виде ЕНВД отменить с 01.01.2014, с 01.01.2013 сократить перечень видов деятельности, облагаемых ЕНВД (среди таковых были и услуги общественного питания, оказываемые через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м). Кроме того, по услугам общественного питания хотели установить ограничение по численности в размере 50 человек. Как видим, пока законодатели отказались от столь жестких мер, предоставив налогоплательщикам право самостоятельно решать, будут они применять режим в виде ЕНВД или перейдут на другие режимы налогообложения.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного
питания: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".
*(3) Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
*(4) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(6) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(7) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
*(8) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(9) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(10) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"