Объект и предмет преступления, предусмотренного статьей 228.2 УК РФ
Вряд ли можно утверждать, полагает автор, что общественная опасность нарушения правил легального оборота в настоящее время существенно уменьшилась; систематическое, грубое нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, если не повлекло за собой их утрату, вообще не вызывает наступления никакой ответственности.
Объект преступления - основополагающий элемент состава любого преступного деяния. Не случайно исследованиями его природы и содержания занимались многие видные деятели юридической науки. При этом разброс взглядов на этот вопрос всегда был велик. В наиболее широкой интерпретации объект преступления характеризовался как охраняемый правом интерес*(1). В советской традиции уголовного права объект преступления обычно характеризовался более узко, преимущественно с нормативистских позиций, чаще всего как охраняемые уголовным законом общественные отношения*(2).
Объекты преступления характеризуются по различным критериям. Так, в советской традиции объекты преступлений классифицировались по трем основаниям: как общие, родовые и непосредственные. Изменение структуры УК РФ, по сравнению с принятой в УК РСФСР, привело к изменению оснований классификации. Деление составов преступлений в действующем УК РФ по разделам и главам повлекло за собой классификацию преступлений по четырем основаниям: общий, родовой, видовой и непосредственный*(3). Последний подразделяется на основной, дополнительный и факультативный*(4).
Общий объект преступлений может быть выведен непосредственно из содержания ст. 2 УК РФ, где задачами уголовного законодательства определены охрана интересов личности, общества и государства. В качестве общего объекта преступлений выступают:
- права и свободы человека и гражданина как высшие ценности (ст. 17-56 Конституции), осуществление которых не должно нарушать права и свободы других лиц; собственность во всех ее формах (ст. 8 Конституции);
- общественный порядок как совокупность отношений, обеспечивающих общественное спокойствие, соблюдение нравственности, нормальную работу транспортных и других социальных систем, предприятий, учреждений и организаций;
- физическая и нравственная неприкосновенность личности; общественная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз;
- окружающая среда (ст. 42 Конституции, Закон об охране окружающей среды);
- конституционный строй РФ, включающий определение формы государственной власти в Российской Федерации и ее источника, способов ее осуществления, разделения на законодательную, исполнительную и судебную; пределы действия суверенитета РФ, принципы федеративного устройства и др. (гл. 1 Конституции);
- мир и безопасность человечества (разд. XII УК о преступлениях против мира и безопасности человечества)*(5).
Разделы УК РФ объединяют родовые объекты преступлений. В основу деления положено выделение типовой группы общественных отношений, интересов, благ и свобод, охраняемых уголовным законодательством.
Видовой объект преступления образуют близкие по какому-либо признаку общественные отношения, объединяющие ряд составов преступлений.
Что касается непосредственного объекта, то он характеризуется индивидуальными, присущими только ему признаками.
Применительно к исследуемому составу преступлений в сфере легального оборота наркотических средств или психотропных веществ, то здесь соотношение родового, видового и непосредственного объекта до сих пор дискуссионно, единой точки зрения на данный вопрос в специальной литературе пока не выработано.
Множественность позиций обусловлена в данном случае спецификой формулировки ст. 282.2 УК РФ, которая, помимо особенностей, свойственных объекту преступления в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, сама по себе носит бланкетный характер с указанием на правила легального оборота. Правила же эти связаны с порядком управления. Такая многаспектность характеристики деяний, предусмотренных ст. 282.2 УК РФ, способствует разбросу мнений относительно соответствующего объекта преступления.
Даже на определение родового объекта здесь имеются разные точки зрения. Например, в качестве родового объекта могут быть определены общественная безопасность и общественный порядок или, шире, безопасность состояния общества, его жизненно важных интересов, а непосредственного - здоровье населения*(6). Встречается и своего рода обратный подход, когда родовым объектом полагают здравоохранительные отношения*(7). В качестве видового объекта преступления может рассматриваться безопасность здоровья населения и общественная нравственность. Под безопасностью здоровья населения*(8) в данном случае понимается совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни многих людей. Общественная же нравственность в контексте данного подхода - это господствующая в обществе, выработанная населением система правил поведения (норм), идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве*(9).
Многие авторы полагают, что преступления в сфере легального оборота наркотиков имеют несколько объектов. При этом непосредственными объектами здесь являются общественная безопасность и здоровье населения*(10).
Некоторые исследователи проблемы указывают в качестве объекта анализируемых преступлений "биологическую природную основу, то есть жизнь и здоровье человека"*(11), в отличие от предыдущей позиции, где речь шла о здоровье не отдельного человека, а населения, т.е. множества людей.
Преступления, подпадающие под действие ст. 228.2 УК РФ, непосредственно связаны с деятельностью государственных и негосударственных организаций, в которой реализуются правила легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому некоторые авторы полагают, что эта деятельность может быть отнесена к дополнительному непосредственному объекту анализируемых преступлений*(12). Содержание такой деятельности исчерпывающе регламентировано в ст. 228.2 и включает в отношении наркотических средств или психотропных веществ либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для их изготовления:
- производство;
- изготовление;
- переработку;
- хранение;
- учет;
- отпуск;
- реализацию;
- продажу;
- распределение;
- перевозку;
- пересылку;
- приобретение;
- использование;
- ввоз;
- вывоз;
- уничтожение.
Установленный правилами легального оборота наркотических средств и психотропных веществ порядок оборота по той же логике может быть признан дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ*(13).
Преступления, связанные с легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут причинять вред другим общественным отношениям, которые выступают в качестве "дополнительных объектов: отношения собственности на наркотические средства и психотропные вещества, отношения, составляющие нормальную деятельность предприятий и организаций, осуществляющих легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ"*(14).
К дополнительным непосредственным объектам преступления относят также "общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения нормального функционирования фармацевтических, лечебных, научно-исследовательских и иных государственных, муниципальных, а в отдельных, предусмотренных законом случаях - принадлежащих к иным формам собственности предприятий и учреждений, исключающих выход в нелегальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов"*(15).
Итак, единого подхода к определению объекта преступления, предусмотренного ст. 228.2, как следует из сказанного, пока нет. Это лишний раз подтверждается значительными расхождениями в определении непосредственного объекта преступления.
По мнению И.Б. Малиновского, им являются общественные отношения по поводу охраны здоровья населения и установленного государством порядка обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами, инструментами и оборудованием*(16).
Под непосредственным объектом преступления понимают также нормальную деятельность государственных предприятий и учреждений, занимающихся операциями с наркотическими средствами и психотропными веществами, влияющая на безопасность здоровья населения*(17).
Заслуживает внимание в достаточной степени интегративное в отношении рассмотренных выше позиций мнение С.И. Феклина. Он полагает, что "содержание родового, видового и непосредственного объектов составов преступлений, предусмотренных ст. 228.2 УК РФ, определяется в рамках раздела IX УК РФ "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" и главы 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности"*(18).
Родовым объектом ст. 228.2 УК РФ следует считать общественные отношения, направленные на обеспечение безопасности государства, общества и (или) человека. При этом под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и человека от угроз и посягательств*(19).
Видовым объектом ст. 228.2 УК РФ является здоровье населения, под которым понимается нормальное физическое и психическое состояние и функционирование человеческого организма, а непосредственным - строго регламентированный и охраняемый уголовным законодательством порядок (сфера) законного оборота подконтрольных предметов*(20).
Различие представленных позиций в динамике совершенствования уголовно-правовых отношений отразилось в истории появления ст. 228.2 в УК РФ. Первоначально аналогичная норма содержалась в ч. 5 ст. 228 УК РФ и устанавливала формальный состав преступления, связанного исключительно с нарушением правил легального оборота*(21). Для оконченного состава преступления не предусматривалось наступления общественно опасных последствий. В специальной литературе подчеркивалось, что "опасность данного преступления заключалась в том, что оно создает условия для выхода наркотических средств из-под контроля"*(22). Фактически этой нормой защищался порядок легального оборота и создавались условия для пресечения его трансформации в незаконный оборот противоправными действиями лиц, которые допущены к операциям с подконтрольными предметами.
При конструировании норм модернизированной и выделенной из состава ст. 228 статьи 228.2 законодатель дополнил формальный состав, состоящий в нарушении правил легального оборота, материальным - утраты подконтрольных предметов. В результате уголовная ответственность в соответствии со ст. 228.2 наступает лишь в случае утраты, само же нарушение правил состава преступления не образует. Не предусмотрена и административная ответственность за это правонарушение.
Все это вряд ли можно признать нормальным, поскольку сложившееся положение способствует возникновению массовых ситуаций пренебрежения правилами легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, коль скоро их утрата далеко не всегда может быть обнаружена. Нарушение же правил легального оборота - прямой путь к его трансформации в одну из особых форм незаконного оборота, что способно еще больше усложнить криминогенную ситуацию в сфере наркопреступности*(23).
Было бы логично в этой связи, по меньшей мере, установить административную ответственность за один лишь факт нарушения правил легального оборота подконтрольных предметов. В этом случае была бы проведена декриминализация существовавшей ранее ч. 5 ст. 228 УК РФ. Общеизвестно, что "декриминализация осуществляется при условии значительного снижения степени общественной опасности деяний, ранее признаваемых преступлениями, а так же с учетом возможности эффективной борьбы с декриминализированными деяниями посредством иных, более мягких мер не уголовно-правового характера"*(24).
Вряд ли, однако, в данном случае можно утверждать, что общественная опасность нарушения правил легального оборота в настоящее время существенно уменьшилась; систематическое, грубое нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, если не повлекло за собой их утрату, вообще не вызывает наступления никакой ответственности. Ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в иных нормативных актах законодатель не уделил внимания этому вопросу, несмотря на рост указанной категории преступлений на 567% в год*(25). Однако установление административной ответственности в известной мере восполнило бы правовой пробел, образовавшийся в связи с введением в действие современной редакции ст. 228.2.
В связи с этим следует иметь в виду, что далеко не все правила, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, непосредственно адресованы лицам, действия которых находятся в прямой связи с возможностью утраты подконтрольных предметов. Коль скоро регулирование сферы легального оборота осуществляется исполнительной властью, то установление и реализация соответствующих правил опосредованы сложной системой организационных отношений, в которые к тому же включены организационные отношения в рамках конкретных организаций, осуществляющих легальный оборот.
В силу единства правоприменительной практики и существующих в ее рамках управленческих (организационных отношений) между правилами и опосредующими их принятие и реализацию организационными отношениями существует органическая связь. Рассматривать их в отрыве друг от друга невозможно. Поэтому правила оборота обычно включают в себя корреспондирующиеся права и обязанности различных субъектов, организующих и осуществляющих легальный оборот. И если быть последовательными, то нужно сказать, что причина нарушения правил может быть скрыта в самих правилах в силу их несовершенства или нацеленности на интересы субъектов государственного управления, т.е. уполномоченных органов исполнительной власти, и отсюда вытекает существенное ущемление возможностей деятельности организаций, которые оперируют с подконтрольными предметами. Такие ситуации провоцируют различные нарушения правил легального оборота.
Конструкция ст. 228.2 не содержит непосредственного указания на общественные отношения, которые обычно выделяются в качестве объекта данного преступления. Аутентичное толкование текста данной статьи дает основание для предположения, что состояние защищенности этих отношений определяется требованиями правил легального оборота. Следовательно, нарушение этих правил вызывает ситуации, когда уровень защищенности снижается, а субъект, нарушающий правила, своими действиями создает угрозу защищаемым правилами общественным отношениям. Эта угроза реализуется в связи с утратой подконтрольных предметов лицом, в чьи обязанности входит соблюдение таких правил. При этом утрата подконтрольных предметов такими лицами, если это произошло без нарушения установленных правил, преступным деянием считаться не может.
В принципе такие ситуации возможны в силу недостатков правил легального оборота и в силу того, что универсальные и формальные правила не в состоянии учесть все множество реальных ситуаций. Примером могут служить ситуации, когда наркотические средства или психотропные вещества реально уничтожаются, но при этом не соблюдается установленный порядок. Можно ли считать такую утрату преступным деянием? На наш взгляд, нет, поскольку в этом случае подконтрольные предметы не могут попасть в незаконный оборот и стать угрозой общественной безопасности и здоровью населения. При реальном уничтожении наркотического средства или психотропного вещества его утрата невозможна.
В этой связи интересна позиция А.В. Бриллиантова, который связывает утрату подконтрольных предметов не только с формальным выбытием наркотиков и психотропных веществ из обладания, но и с наличием дальнейшей возможности вступления во владение ими третьими лицами для последующего неправомерного завладения ими*(26). Таким образом, утрата подконтрольных предметов должна включать в себя возможность распространения наркотических средств или психотропных веществ за пределами действия правил легального оборота.
Итак, если подконтрольные предметы утрачены и при этом нарушены правила, то имеет место преступления, а если правила не нарушены, то преступления нет. Но ведь угроза здоровью населения и общественной безопасности возникает именно в силу утраты подконтрольных предметов, а не из-за нарушения правил их оборота. Логика ст. 228.2 такова, что преступным деяние становится в силу утраты, нарушение же правил имеет в отношении этого факта лишь факультативное значение.
Если с этих позиций рассматривать соотношение необходимости соблюдения правил легального оборота и утраты подконтрольных предметов, то в формулировке ст. 228.2 содержится явное противоречие, в силу которого факультативные признаки оказались главенствующими в отношении основных. Здесь имеет место своего рода бюрократизация уголовно-правовых отношений. Инициировавшие принятие этой нормы правоохранительные органы, озабоченные, в силу своих интересов, соблюдением установленных ими же правил, явно поставили телегу впереди лошади. Реальный объект преступления, возникающего в силу утраты подконтрольных предметов, оказался в значительной мере подменен формальными административными регламентами. А сами эти регламенты получили особые гарантии исполнения в виде специальных уголовно-правовых санкций, что в принципе не соответствует целям и задачам уголовного законодательства, заключающимся в охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечении мира и безопасности человечества, а также предупреждении преступлений. Для гарантирования административно-правовых правил существует административное законодательство, криминализация же административной практике заведомо неправомерна.
Пока же конструкция ст. 228.2 довольно противоречива. Прежде всего, невозможно утверждать, что введенные подзаконными актами органов исполнительной власти правила легального оборота обеспечивают состояние защищенности отношений, составляющих объект преступления, предусмотренного ст. 228.2. Кроме того, правила должны соответствовать объективным условиям их исполнения и не создавать ситуаций их вынужденного нарушения в силу объективных причин, связанных с функционированием организаций, осуществляющих легальный оборот. Утрата подконтрольных предметов также далеко не всегда влечет за собой непосредственную угрозу охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Но ведь только при учете всех этих обстоятельств установление уголовной ответственности для конкретных лиц, оперирующих подконтрольными предметами, будет теоретически оправданным. К сожалению, конструкция ст. 228.2 всех этих реальных обстоятельств не учитывает.
Нельзя не учитывать и то, что издаваемые в рамках государственно-управленческой практики правила регулируют деятельность не только этих лиц, но и множества субъектов организационных отношений на разных уровнях государственного и корпоративного управления. Управленческие интересы этих субъектов также воплощаются в правилах легального оборота и влияют на их исполнение. Скажем, правилами могут быть введены административные запреты, которые переносят цент тяжести борьбы с преступностью в области легального оборота в область контроля и надзора, тогда как отсутствие таких запретов предполагает борьбу правоохранительных органов с наркопреступностью.
Примером таких ситуаций могут служить запреты на свободную продажу лекарственных препаратов, имеющих высокий спрос у населения. При этом обычно инициирующий такие запреты Госнаркоконтроль получает дополнительные функции в сфере надзора за исполнением таких запретов и переносит часть функций в области борьбы с наркопреступностью в сферу административной практики. Оборотной же стороной такой практики является появление массовых ситуаций, в которых существующие в сфере низового звена здравоохранения проблемы с выпиской рецептов и доступностью врачей общей практики будут вынуждать лиц, не имеющих отношения к наркопреступлениям, искать пути нарушения подобных запретов.
Сказанное является дополнительным подтверждением сформулированного предложения об установлении административной ответственности за нарушение прямо связанных с государственно-управленческой практикой правил легального оборота. Кроме того, это дает основание и для сомнений в определении формы вины лиц, нарушающих правила легального оборота. В сущности, нарушая правила, эти лица угрожают не только общественным отношениям, составляющим объект преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, но и интересам субъектов государственного управления. Разделить то и другое в содержании правил невозможно.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, является неотделимый от объекта предмет преступления. "Интересы идеальные (объекты) могут разниться с теми предметами, на которые направляются действия виновного и без повреждения или изменения которых не может быть и посягательства на интересы..."*(27).
Предмет - это материально обособленная часть объективного мира; субстрат, на который непосредственно воздействует преступник или по поводу которого совершается преступление, это - "конкретные материальные вещи... которым причиняется социально-опасный вред в сфере общественных отношений"*(28). Говоря о связи объекта и предмета преступления, Н.И. Коржанский подчеркивает, что в предмете, который является конкретной материальной вещью, проявляются определенные стороны составляющих объект преступления общественных отношений*(29). "Предмет преступления - это материальный субстрат, предмет материального мира, одушевленный или неодушевленный, в связи с которым или по поводу которого совершается преступление, на который непосредственно воздействует преступник, совершая преступление..."*(30).
Преступления, совершаемые в сфере легального оборота, всегда посягают на конкретные предметы. Согласно ст. 228.2 УК РФ, в их число входят:
- наркотические средства;
- психотропные вещества;
- их прекурсоры;
- инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем;
- наркосодержащие растения*(31).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(32), под наркотическими средствами следует понимать вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681*(33). Данный перечень разделен на четыре списка:
- список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I);
- список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II);
- список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III);
- список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).
В свою очередь, список IV, включающий прекурсоры, имеет свою градацию, аналогичную общей, в соответствии с которой соответствующие вещества разделены по таблицам:
- Таблица I прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля;
- Таблица II прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля;
- Таблица III прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
Перечни наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров постоянно и довольно часто дополняются и изменяются, новеллы устанавливаются постановлениями Правительства РФ*(34).
Поскольку списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров находятся в заметной динамике, то в литературе активно обсуждается вопрос об их понятии. В специальных исследованиях есть разные, но в целом единые по смыслу трактовки наркотических средств. Под ними, в частности, понимаются препараты, растения, иные вещества, которые могут иметь естественную или синтетическую природу, которые при внутреннем потреблении оказывают одурманивающее действие, вызывают эйфорию и включены в соответствующие списки наркотических средств, на основе которых осуществляется государственный контроль их оборота*(35).
"Наркотические средства - природные продукты (животного и растительного происхождения, газы) или химические соединения, специфически воздействующие на нервную систему людей (вызывающие эйфорию - завышенное или болезненно повышенное настроение с остро ощутимым наслоением беззаботности и беспочвенной жизнерадостности) и способные вызывать наркоманию, т.е. заболевание в виде психической или физиологической зависимости, наступающее в результате их злоупотребления. Психотропные вещества - природные продукты или химические соединения, обладающие избирательной активностью воздействия на нервную систему человека (вызывающие галлюциногенный эффект с искажением визуальных, слуховых и тактильных ощущений)."*(36).
Выделяют четыре признака наркотических средств и психотропных веществ:
- физический - наличие конкретных и различных по происхождению средств и веществ психоактивного и нейтропного действия;
- медицинский - их употребление без врачебного назначения вызывает особое состояние опьянения человека, болезненную зависимость и даже смерть;
- социальный - злоупотребление ими представляет реальную угрозу здоровью населения, ведет к его деградации и вымиранию;
- юридический признак - признание этих средств и веществ наркотиками в международных договорах и национальном законодательстве России и других стран путем включения в специальные перечни, списки и установление государственного контроля над оборотом со стороны специальных органов*(37).
Психотропные вещества оказывают специфическое влияние на центральную нервную систему человека. Это - вещества естественного или синтетического происхождения, которые воздействуют на психику или мотивацию поведения человека, его эмоциональное состояние и подлежат государственному контролю на основании нормативно утвержденных перечней.
Психотропные вещества - это вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, природные материалы, способные вызывать при злоупотреблении ими состояние физической и психической зависимости (т.е. заболевание наркоманией), оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему человека, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, либо восприятия, либо настроения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в результате нелегального оборота которых причиняется значительный ущерб общественным отношениям.
Понятие прекурсоров приобрело уголовно-правовое значение на основании Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". В статье 1 данного Федерального закона они определяются как вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Ратифицировав Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г., Российская Федерация обязалась выполнять ее п. 8 ст. 2 Единой конвенции, согласно которому "стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действия настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы".
Инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящиеся под специальным контролем, - это изделия, которые по своему специальному назначению и техническим характеристикам не используются населением в быту, а применяются в процессах синтеза или изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находятся под специальным контролем. К ним относятся: полуфабрикаты, заводские или кустарно изготовленные машины и приспособления для таблетирования, приспособления для маркировки, устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом и др.*(38) Нормативно перечень инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утвержден постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. N 221 "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ"*(39). Этот перечень, в частности, включает:
- пресс-инструменты, используемые с оборудованием для прессования таблеток;
- оборудование для наполнения ампул;
- оборудование для запайки ампул;
- оборудование для прессования таблеток.
Под оборотом наркотических средств или психотропных веществ в ст. 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 1 Единой конвенции о наркотических средства 1961 г. и ст. 3 Конвенции о психотропных веществах 1971 г., к препарату, т.е. твердой или жидкой смеси, содержащей какое-нибудь наркотическое вещество, применяются те же меры контроля, что и к самому веществу.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ, препарат - это смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", распространяет специальный контроль не только на наркотические средства и психотропные вещества, но и на препараты, содержащие в своем составе указанные предметы, независимо от количества в них наркотиков и психотропных веществ или нейтральных компонентов. Таким образом, препараты в сфере государственного контроля над оборотом наркотиков фактически приравнены непосредственно к наркотикам и должны быть учтены в диспозиции ст. 228.2 УК РФ, что пока не сделано.
Объектом специального контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ являются также аналоги таких средств и веществ, т.е. запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят (ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ).
Надо отметить, что ответственность за нарушение правил легального оборота не распространяется на аналоги наркотических средств или психотропных веществ, хотя в действительности их использование в легальном обороте происходит довольно часто, причем сфера легального оборота, в настоящее время свободная от запрета на оборот аналогов, может служить целям их незаконного распространения. В этой связи представляется целесообразным включить аналоги в диспозицию ст. 228.2 УК РФ.
Библиографический список:
1. Аникин В.А. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ: анализ изменение ст. 228.2 УК РФ и некоторые перспективы законодательного описания состава // Российский следователь. 2011. N 13. С. 19-21.
2. Бобырев В.Г. Вопросы классификации наркотических средств и психотропных веществ // Судебная экспертиза. 2010. N 2. С. 76-82.
3. Бриллиантов А. Квалификация действий по уничтожению наркотических средств // Законность. 2008. N 6. С. 17.
4. Водопьянов А., Целинский Б. Незаконный оборот наркотиков: Комментарий УК РФ // Российская юстиция. 1998. N 1. С. 19.
5. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001. С. 84.
6. Дзигарь А.Л. Уголовная политика и ее отражение в теории, законодательстве и практике. Ростов н/Д, 2005. С. 56.
7. Журавлев М.П., А.В. Наумов и др. Уголовное право России. Части общая и особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2005. С. 61, 62.
8. Зелик В.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противостояния наркотизму в России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 15.
9. Ибрагимова А.Х. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества: Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. С. 36.
10. Колесник О.В. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией в СССР: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1978. С. 45.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. - Лебедев. М., 2012.
12. Коржанский H.H. Предмет преступления. Волгоград, 1976. С. 17.
13. Кригер Г.А. Квалификация хищений социалистического имущества. М., 1974. С. 31.
14. Кузнецов A.B. Охрана личности в советском уголовном праве // Советское государство и право. 1971. N 9. С. 108.
15. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Л., 1973. Т. 3. С. 548.
16. Кухарук В.В. Изменения антинаркотического законодательства и проблемы уголовно-правовой охраны здоровья населения // Библиотека криминалиста. 2011. N 1. С. 69-75.
17. Кухарук В.В. Изменения антинаркотического законодательства // Уголовное право. 2010. N 6. С. 113-119.
18. Кухарук В.В. Качество антинаркотического законодательства как фактор безопасности здоровья населения // Уголовное право. 2012. N 2. С. 107-112.
19. Малиновский И.Б. Борьба с нарушением правил обращения с наркотическими средствами - важное направление предупреждения наркобизнеса // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). М., 1997. С. 73.
20. Мальцев В.В. Виды непосредственного индивидуального объекта преступления // Уголовное право. 2012. N 1. С. 5864.
21. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом России: Учебное пособие. М., 1994. С. 34.
22. Мусаев А.Н., Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность): Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 156.
23. Павлов С.Н. Актуальные проблемы объекта преступления в теории уголовного права // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2010. N 1. С. 107-109.
24. Панова Е.В. Предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.
25. Патока Т.Н., Истомина А.В., Попова И.А. Здоровье как ценность: мониторинговый аспект // Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Белгород, 2010. С. 269-271.
26. Пожидаев И.Е. История, уголовно-правового противодействия незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры: российский опыт // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2011. N 3. С. 115-118.
27. Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 153.
28. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. М., 2001. С. 40.
29. Середа Г.В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материалам Восточной Сибири): Дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2000. С. 87 и др.
30. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Тула, 2001. С. 394.
31. Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М., 2000. С. 419.
32. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 400.
33. Феклин С.М. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, инструментов и оборудования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 55, 56.
34. Хруппа Н.С. Уголовно-правовая борьба с хищениями наркотических средств: Дисс. ... канд. юрид. наук. Киев, 1984. С. 8.
В.А. Тазенков,
аспирант Московского университета
имени С.Ю. Витте
"Образование и право", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Тула, 2001. С. 394.
*(2) См., например: Павлов С.Н. Актуальные проблемы объекта преступления в теории уголовного права // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2010. N 1. С. 107-109.
*(3) См., в частности: Мальцев В.В. Виды непосредственного индивидуального объекта преступления // Уголовное право. 2012. N 1. С. 58-64.
*(4) См.: Журавлев М.П., А.В. Наумов и др. Уголовное право России. Части общая и особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2005. С. 61, 62.
*(5) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2012.
*(6) См.: Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 153.
*(7) См.: Хруппа Н.С. Уголовно-правовая борьба с хищениями наркотических средств: Дисс. ... канд. юрид. наук. Киев, 1984. С. 8.
*(8) См.: Кухарук В.В. Изменения антинаркотического законодательства и проблемы уголовно-правовой охраны здоровья населения // Библиотека криминалиста. 2011. N 1. С. 69-75; Кухарук В.В. Изменения антинаркотического законодательства // Уголовное право. 2010. N 6. С. 113-119; Кухарук В.В. Качество антинаркотического законодательства как фактор безопасности здоровья населения // Уголовное право. 2012. N 2. С. 107-112.
*(9) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2006. С. 400; Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М., 2000. С. 419.
*(10) См.: Колесник О.В. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией в СССР: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1978. С. 45.
*(11) Кузнецов A.B. Охрана личности в советском уголовном праве // Советское государство и право. 1971. N 9. С. 108.
*(12) См., например: Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом России: Учебное пособие. М., 1994. С. 34; Мусаев А.Н., Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность). М., 2000. С. 156; Зелик В.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противостояния наркотизму в России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 15; Середа Г.В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материалам Восточной Сибири): Дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2000. С. 87 и др.
*(13) См.: Водопьянов А., Целинский Б. Незаконный оборот наркотиков // Российская юстиция 1998. N 1. С. 19.
*(14) См.: Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом России: Учебное пособие. М.: Академия МВД России, 1994. С. 34; Мусаев А.Н., Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность): Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 156; Зелик В.А. Указ. соч. С. 15.
*(15) См.: Прохорова М.Л. Указ. соч. С. 242.
*(16) См.: Малиновский И.Б. Борьба с нарушением правил обращения с наркотическими средствами - важное направление предупреждения наркобизнеса // Совершенствование борьбы с наркотизмом (отечественный и зарубежный опыт). М., 1997. С. 73.
*(17) См.: Водопьянов А., Целинский Б. Незаконный оборот наркотиков: Комментарий УК РФ // Российская юстиция. 1998. N 1. С. 19.
*(18) См.: Патока Т.Н., Истомина А.В., Попова И.А. Здоровье как ценность: мониторинговый аспект // Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Белгород, 2010. С. 269-271.
*(19) См.: Кригер Г.А. Квалификация хищений социалистического имущества. М., 1974. С. 31; Ибрагимова А.Х. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества: Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. С. 36.
*(20) См.: Феклин С.М. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, инструментов и оборудования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 55, 56.
*(21) См.: Аникин В.А. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ: анализ изменение ст. 228.2 УК РФ и некоторые перспективы законодательного описания состава // Российский следователь. 2011. N 13. С. 19-21.
*(22) См.: Дзигарь А.Л. Уголовная политика и ее отражение в теории, законодательстве и практике. Ростов н/Д, 2005. С. 56.
*(23) См.: Пожидаев И.Е. История, уголовно-правового противодействия незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры: российский опыт // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2011. N 3. С. 115-118.
*(24) Там же.
*(25) http://www.mvd.ru.
*(26) См.: Бриллиантов А. Квалификация действий по уничтожению наркотических средств // Законность. 2008. N 6. С. 17.
*(27) Таганцев И.С. Указ. соч. С. 405.
*(28) Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Л., 1973. Т. 3. С. 548; Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001. С. 84.
*(29) См.: Коржанский H.H. Предмет преступления. Волгоград, 1976. С. 17.
*(30) См.: Гаухман Л.Д. Указ. соч. С. 84.
*(31) См.: Бобырев В.Г. Вопросы классификации наркотических средств и психотропных веществ // Судебная экспертиза. 2010. N 2. С. 76-82.
*(32) СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
*(33) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198.
*(34) См., например: Постановление Правительства РФ от 3 июня 2010 г. N 398 "О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3035; постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. N 547 "О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4473; постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 144 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1232; постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств" // СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1295; постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 359 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом психотропных веществ" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2400 и др.
*(35) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198.
*(36) См.: Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. М., 2001. С. 40.
*(37) См.: Панова Е.В. Предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.
*(38) См.: Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ: решение Постоянного комитета по контролю наркотиков от 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/9-96) и от 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3.
*(39) СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1272.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.