Влияние социального партнерства на обеспечение охраны труда
По мнению автора, сегодня в законодательстве вполне достаточно мер ответственности работников за различные правонарушения, в том числе и в сфере охраны труда. Нужно только научиться их грамотно формулировать, в том числе и в актах социального партнерства, а потом - и применять.
В 2012 году МОТ призвала все мировое сообщество отметить Всемирный день охраны труда под девизом "Зеленой экономики". В докладе МОТ, посвященном этой дате, отмечено, что в XXI веке перед человечеством стоят две главные задачи: во-первых, не допустить опасного изменения климата и истощения природных ресурсов, из-за которых может серьезно пострадать качество жизни нынешнего и будущих поколений. Во-вторых, необходимо обеспечить устойчивое развитие, базирующееся на трех основных составляющих - росте экономики, социальной справедливости и защите окружающей среды*(1).
Выполнение таких глобальных задач не может быть обеспечено без заботы о человеке труда, без необходимости создания для него комфортных, максимально безопасных условий труда и жизни. В этой связи совершенно справедливо в докладе подчеркивается, что не следует забывать о значении социального диалога и коллективных переговоров по вопросам охраны труда, в результате которых стороны подписывают акты социального партнерства - соглашения и коллективные договоры.
В 2011 году по данным Роструда на федеральном уровне социального партнерства зарегистрировано 60 отраслевых соглашений*(2). Зарегистрированные отраслевые соглашения распространяют свое действие более чем на 75% организаций, действующих в таких отраслях экономики страны, как электроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, горнодобывающий и лесопромышленный комплексы, металлургическая промышленность, машиностроение, строительство, транспорт, связь и др., где трудится более 45,5 млн. работников, что составляет более 60% от числа занятых в Российской Федерации.
Социальный диалог развивается сегодня не только в традиционных формах в рамках социально-партнерских отношений. Совершенствуются формы взаимодействия Роструда с профсоюзными объединениями. Распространилась практика заключения соглашений о взаимодействии между профсоюзами и Федеральной службой по труду и занятости, а также территориальными объединениями профсоюзов и инспекциями труда в субъектах Российской Федерации. Реализация заключенных на федеральном уровне соглашений о сотрудничестве, ведет к тому, что Роструд в приоритетном порядке рассматривает предложения профсоюзов о проведении мероприятий, направленных на обеспечение защиты трудовых прав работников, в том числе на выявление допускаемых в отношении работников нарушений трудового законодательства и принятие соответствующих мер инспекторского реагирования.
В течение 2011 года государственными инспекциями труда было организовано и проведено свыше 156 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых более 69 тыс. проверок - по вопросам охраны труда. Большинство проводимых проверок осуществляется совместно с профсоюзными инспекциями труда.
В ходе всех видов проверок было выявлено более 800 тыс. нарушений трудового законодательства, включая более 549 тыс. нарушений законодательства об охране труда. В целях их устранения работодателям выдано около 129 тыс. обязательных для исполнения предписаний. Процент их выполнения составил 94%, что является достаточно высоким показателем.
По результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний более чем на 100 тыс. виновных лиц, в том числе денежных штрафов - на 88 тыс. должностных лиц, почти 11 тыс. - на индивидуальных предпринимателей и свыше 11 тыс. - на юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила немногим менее 589 млн. рублей, взысканных - более 542 млн. рублей. На основании протоколов государственных инспекторов труда приняты решения о дисквалификации свыше 230 должностных лиц.
В результате проведенных надзорно-контрольных мероприятий и исполнения законных требований проверяющих в 2011 году работодателями были:
- произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы почти 460 тыс. работникам на общую сумму более 6,5 млрд. рублей;
- отменено 1 тыс. 116 приказов о незаконном увольнении работников и более 2 тыс. незаконно наложенных дисциплинарных взысканий;
- оформлено 24 тыс. трудовых договоров;
- прекращено использование почти 112 тыс. единиц средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификатов и не соответствующих требованиям охраны труда;
- отстранены от работы 94 тыс. работников, не прошедших своевременно в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
- временно приостановлена до устранения нарушений, угрожавших жизни и здоровью работников, эксплуатация более 1200 единиц оборудования и деятельность 164 структурных подразделений и производственных участков*(3).
Уделялось значительное внимание совместным проверкам, проводимым государственными инспекторами труда совместно с отраслевыми объединениями профсоюзов.
Так, в прошлом году только в металлургической отрасли было проведено 1592 проверки по охране труда. В ходе проведенных проверок было выявлено почти 11 тыс. нарушений трудовых прав работников.
Несмотря на то что на охрану труда в промышленном секторе тратятся большие средства, металлургия по-прежнему находится в числе проблемных отраслей. По данным Росстата, с 2004 по начало 2011 года в сфере добычи полезных ископаемых, на обрабатывающих производствах, в строительных организациях и др. число людей, которые работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, только увеличилось.
Особенно тяжелой ситуацию можно назвать в сфере добычи полезных ископаемых, на обрабатывающих производствах и некоторых других предприятиях. Там в неудовлетворительных условиях трудится почти 70% персонала*(4).
Сегодня в России металлургическая отрасль включает около 3 тысяч предприятий, на которых трудится 1,3 млн. человек. Доля металлургии в общем объеме промышленной продукции составляет свыше 17%. Предприятия отрасли обеспечивают около 20% валютной выручки страны, в том числе путем зарубежных поставок, производят около 95% всех конструкционных материалов, потребляемых в отечественной промышленности.
Две трети всех металлургических предприятий являются градообразующими, результаты их работы определяют социальную стабильность в регионах*(5). Поэтому проблемы обеспечения здоровых и безопасных условий труда, создания "зеленых рабочих мест" в данной отрасли приобретают огромное значение, как для дальнейшей модернизации экономики России, так и для минимизации социальной напряженности на региональном уровне.
Решение этих проблем находится в постоянном поле зрения государственных органов, является одной из важнейших функций государства. Однако большинство предприятий этой отрасли относится к категории частных компаний, это - акционерные общества. Поэтому большая роль в установлении и обеспечении гарантий жизнедеятельности работников отрасли принадлежит работодателям и профсоюзам.
22 декабря 2010 года Горно-металлургическим профсоюзом РФ и Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса РФ" было подписано "Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2011-2013 годы"
Соглашение содержит раздел "9. Охрана труда". В нем как главная цель указано, что на производстве должны быть обеспечены здоровые и безопасные условия труда, нормальные санитарно-бытовые условия, благоприятная производственная и окружающая среда в соответствии с действующими нормами и правилами.
Работодатели выделяют необходимые средства для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором (соглашением по охране труда). Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации осуществляется работодателем в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), т.е., как и положено, в соответствии со ст. 226 ТК РФ.
Закреплены обязанности работодателей отрасли по проведению медицинских осмотров, как предварительных при поступлении на работу, так и периодических, и предсменных за счет средств работодателя.
Интересный п. 9.7, который позволяет работодателю, при необходимости, с участием представителей выборного органа первичной профсоюзной организации проводить алкотестирование и наркотестирование работников, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Порядок проведения данных мероприятий определяется коллективным договором.
В перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ежегодно реализуемых работодателем, который утвержден приказом Минздравсоцразвития 01.03.2012 г.*(6), особое внимание обращается сегодня на психологический климат в коллективе. Минздрав обязывает создавать помещения для релаксации, комнаты психологической разгрузки и пр. В п. 9.10 Соглашения указано, что обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организации в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя.
В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются помещения: санитарно-бытовые, для приема пищи, для оказания медицинской помощи; комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, утвержденным в установленном порядке; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др.
Работодатель бесплатно по установленным нормам выдает молоко или другие равноценные пищевые продукты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
Предусмотрена также обязанность работодателя в сроки, установленные правовыми нормативными актами, организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об охране труда.
Работодатель включает представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав аттестационной комиссии, обеспечивает их обучение и повышение квалификации.
Результаты аттестации используются для разработки и реализации мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда, а также для обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Работодатель выделяет средства на целевое финансирование мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда.
Важную роль в договорном регулировании труда на локальном уровне играют коллективные договоры. Анализ коллективных договоров Таганрогского металлургического завода (ТАГ-МЕТ), заводов Трубной металлургической компании (ТМК) свидетельствует о том, что в этих правовых актах, которые в организации имеют даже большую юридическую силу, чем локальные акты работодателя (ч. 4 ст. 8 ТК РФ), стало появляться значительное число нормативных условий, регулирующих вопросы охраны труда, и эти условия в целом выполняются.
Таким образом, можно констатировать, что акты социального партнерства имеют в современных условиях решающее значение в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, в организации контроля за охраной труда.
Все вроде бы, на первый взгляд, неплохо, соответствует требованиям законодательства и здравому смыслу. Но вот какую картину выявили представители Роструда при осуществлении контроля за аттестацией рабочих мест. Процедура аттестации не дешевая. Работодатели не всегда готовы аттестовывать все рабочие места сразу. Минздрав предложил, чтобы они составляли график проведения аттестации на 3 года. Но как только рабочие места признаются соответствующими законодательству, с работников снимаются доплаты и льготы и против этого сразу выступают профсоюзы. Таким образом, профсоюзы в настоящее время выступают противниками аттестации рабочих мест. Это, конечно, не правильно.
Нужно через соглашения и коллективные договоры добиваться повышения заработной платы, чтобы работники не оставались нищими в результате улучшения условий их труда. Было бы целесообразно усилить образовательные программы работников, чтобы они поняли ценность туда в нормальных условиях.
Аттестация рабочих мест имеет целью выявить места, угрожающие безопасности работников. Это в основном контрольные мероприятия. Предварительно было бы более правильным проводить анализ профессиональных рисков, чтобы планировать мероприятия по их устранению. Однако, к сожалению, пока тенденция включения в отраслевые соглашения и коллективные договоры мероприятий по выявлению профессиональных рисков не просматривается.
В результате анализа отраслевых соглашений в ведущих отраслях экономики, таких как атомная и электроэнергетика, химическая промышленность, строительство и промстройматериалы, лесная отрасль и ряд других, можно сделать вывод, что, в основном, они сохраняют традиционную структуру. В редких соглашениях можно встретить нормы, отличающиеся от того, что уже предусмотрено законодательством. В качестве положительного примера можно привести норму из Отраслевого соглашения по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012-2014 годы о том, что работодатели принимают на себя обязательство обеспечить финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,5% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Эта цифра превышает норматив, установленный ст. 226 ТК РФ.
На наш взгляд, сегодня главными темами для переговоров, видимо, должны стать вопросы, вытекающие из Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был утвержден приказом Минздравсоцразвития 01.03.2012 г., а также утвержденного приказом Минздрава 26.04.2011 г. Порядка проведения аттестации рабочих мест. В Трудовой кодекс РФ планируется в ближайшее время внести существенные изменения. В частности, они должны коснуться сферы регламентации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оценки и управления профессиональными рисками. Еще одно направление, над которым работают законодатели, - это ответственность самих работников за умышленные нарушения требований охраны труда. Пока профсоюзы не высказали свое отношение к таким нововведениям.
Кодекс сегодня уже предусматривает ответственность работников за нарушение требований охраны труда, установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. В таком случае с работником может быть расторгнут трудовой договор (пп. д п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан:
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества). Следовательно, если работник этих обязанностей не выполняет, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Если в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предусмотренных трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями обязанностей по вине работника работодателю причинен материальный ущерб, работник в силу ст. 238 ТК РФ может быть привлечен к материальной ответственности.
За все перечисленные правонарушения, в том числе отказ от своевременного прохождения обучения по охране труда, медицинского обследования, неприменения спецодежды либо специальных предохранительных приспособлений, работник может быть не только привлечен к указанным видам юридической ответственности, но и лишен премии, вознаграждения по итогам работы за год, к нему могут быть применены иные меры воздействия, предусмотренные локальными правовыми актами и коллективным договором.
На наш взгляд, сегодня в законодательстве вполне достаточно мер ответственности работников за различные правонарушения, в том числе и в сфере охраны труда. Нужно только научиться их грамотно формулировать, в том числе и в актах социального партнерства, а потом - и применять.
В рамках социального диалога могут и должны решаться задачи обеспечения прав работников на здоровые и безопасные условия труда, задачи, направленные на защиту социально-трудовых прав работников. При их разработке необходимо учитывать те новые тенденции, которые продвигаются Международной организацией труда, и, в частности, Концепцию достойного труда, развитие "зеленой экономики". Отраслевые соглашения представляют собой правовые акты, которые ложатся в основу коллективных договоров в организациях соответствующих отраслей.
В разработке соглашений участвуют специалисты - профессионалы, состоящие в штате отраслевых объединений профсоюзов. Поэтому они должны создавать такие документы, которые будут подспорьем первичным профсоюзным организациям, где в основном работают активисты на общественных началах. Только при таких условиях акты социального партнерства, коими являются коллективные договоры и соглашения, могут считаться правовыми актами, обязательными для выполнения и приносящими работникам и работодателям реальную пользу.
Т. Сошникова,
д-р юрид. наук, профессор,
зав. кафедрой гражданского процесса
и социальных отраслей права
Московского гуманитарного университета
"Вопросы трудового права", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/areas/safety/world day.htm.
*(2) См.: Доклад руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герция на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы по труду и занятости 16 февраля 2012 года // http://www.rostrud.ru/press-centre/49/28089.shtml.
*(3) http://www.rostrud.ru/press-centre/49/28089.shtml.
*(4) Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Андрей Селиванов рассказал газете "Известия" об охране труда в металлургической отрасли // http://www.rostrud.ru/press-centre/48/xPages/entry.23057.html.
*(5) Буяков С.Н. Особенности правового регулирования труда работников металлургической промышленности // Автореферат дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 3.
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" // Российская газета. - 2012. - N 67. - 28 марта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru