Хотим провести перестановки в нашей службе персонала и навести порядок с должностными обязанностями. Провели внутренний аудит, и выяснилось, что имеет место дублирование служебных функций, недозагруженность одних специалистов и наоборот перегруженность других. Как выстроить единую систему?
Если служба персонала в вашей компании включает несколько сотрудников, то целесообразно вначале определить, какие специалисты отвечают за какое направление деятельности подразделения.
Наиболее полно функции кадровых служб можно перечислить так:
- осуществление прогнозирования, перспективного и текущего планирования потребности в кадрах, их движения, подбора и расстановки;
- осуществление систематического анализа состава кадров по профессиональному, общеобразовательному, возрастному и другим признакам;
- организация рациональной системы учета кадров и их движения внутри организации;
- осуществление процедуры подбора и расстановки кадров;
- формирование и проведение кадровой политики при найме, продвижении, перемещении, вознаграждении и пр.;
- изучение личности работников;
- постоянный анализ структуры и состояния кадров, невыходов на работу, аварий, текучести, жалоб и претензий;
- организация непрерывной оценки (аттестации и пр.) деятельности персонала;
- разработка мероприятий по повышению квалификации кадров и их переподготовке;
- формирование кадрового резерва и работа с ним;
- контроль и координация кадровой работы по всей организации;
- проведение консультаций по работе с кадрами;
- систематический анализ структуры аппарата управления, выработка рекомендаций по улучшению организационных структур;
- составление учебно-информационных пособий по программам подготовки специалистов;
- организация медицинского обслуживания, охраны труда;
- организация социального обеспечения персонала;
- осуществление расчетов сотрудникам и контроль за этой функцией;
- проведение конкурсов на вакантные места;
- организация процесса адаптации новых работников;
- тарификация рабочих мест;
- оценка уровня безопасности, комфортабельности и условий труда;
- выработка правил оценки результатов труда;
- определение условий социального обеспечения;
- установление компенсаций и льгот;
- бюджетирование отдела, контроль затрат на персонал;
- содействие улучшению психологического климата в коллективах;
- управление трудовыми отношениями;
- документирование работы с кадрами;
- обработка, выдача и хранение соответствующих документов;
- подготовка установленной отчетности.
Все указанные направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:
1. Обеспечение работодателя трудовыми ресурсами высокого качества (планирование потребности, активные методы отбора и найма, управление потерями, анализ текучести и т.п.).
2. Развитие кадров (подготовка и повышение квалификации, планирование карьеры, оценка и др.).
3. Поддержка и стабилизация персонала (совершенствование стимулирования труда и социальных выплат, медицинского обслуживания, техники безопасности).
Правда, на практике не все перечисленные функции удается реализовать или хотя бы уделить им должное внимание. У большинства кадровиков большая часть времени уходит на "текучку" (подбор, решение дисциплинарных вопросов, документирование трудовых отношений и т.п.). А на "глобальные" мероприятия социально-кадрового характера (выявление мотивации сотрудников, исследование психологического климата, разработка систем оплаты труда, социального обеспечения и т.п.) времени не остается. Конечно, видно, что среди указанных функций есть и основные (прогнозирование потребности, подбор, подготовка и др.), и вспомогательные (консультирование и др.). После того, как вы разберетесь, какие функции какому работнику свойственны, решится вопрос и о дублировании служебных обязанностей, и о загруженности того или иного сотрудника.
Л. Французова,
юрист по трудовому праву
ООО "Кадровый Холдинг "Бета Пресс"
1 августа 2012 г.
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 8, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107