Можно ли учитывать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на капитальные вложения в размере 10% (30%) первоначальной стоимости, а также начисленную амортизацию по транспортным средствам, введенным в эксплуатацию, но не зарегистрированным в органах ГИБДД?
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом для целей налогообложения прибыли признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, которое используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
В соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Пунктом 9 ст. 258 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% (30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно и выявленных в результате инвентаризации).
Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ*(1) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства в органах ГИБДД осуществляется в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ.
Автотранспортные средства подлежат регистрации в соответствии с Постановлением N 938*(2). Согласно п. 2 и 3 данного постановления собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 25 Административного регламента МВД*(3) (далее - Регламент) определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков определяется территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные Регламентом.
В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления.
На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Данная ситуация возникает по следующим причинам:
- документы на регистрацию транспортного средства в органы ГИБДД поданы вовремя, однако ГИБДД регистрационные действия с выдачей документов и регистрационных знаков проводятся более месяца;
- документы на регистрацию в органы ГИБДД были поданы по истечении пяти дней после приобретения транспортного средства. Задержка подачи документов в органы ГИБДД связана с проведением тендера по выбору страховой компании для осуществления ОСАГО.
К сведению. Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона N 40-ФЗ*(4)).
До регистрации в органах ГИБДД транспортные средства не эксплуатируются, так как не могут быть допущены к дорожному движению на территории РФ. После регистрации в органах ГИБДД транспортные средства используются в деятельности, направленной на получение дохода.
При этом транспортные средства принимаются к налоговому учету как основные средства с момента оформления акта ОС-1 (то есть до регистрации в ГИБДД) и начисление амортизации осуществляется согласно ст. 259 НК РФ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Расходы на капитальные вложения в размере 10% (30%) от первоначальной стоимости, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в месяце начала начисления амортизации.
Вопрос о правомерности учета в составе расходов амортизационной премии, а также начисленной амортизации по транспортным средствам, не зарегистрированным в органах ГИБДД, рассматривал Минфин в Письме от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303.
В силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление N 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах.
Учитывая изложенное, Минфин считает, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.
Л.И. Баянова,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
1 августа 2012 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
*(2) Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
*(3) Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001).
*(4) Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"