Российская организация планирует заключить контракт с французской фирмой на предмет выполнения работ по обследованию экологического состояния промышленных объектов, находящихся на территории г. Владимира. Во исполнение контракта иностранная компания обязуется всесторонне и полно изучить промышленные предприятия города по вопросу обеспечения безопасности и незагрязненности названных объектов. Результатом работ должны стать документация по экологическому обследованию территорий объектов и рекомендации по модернизации мест захоронения и утилизации твердых бытовых расходов, а также возведение очистного сооружения по европейским технологиям в качестве образца на одном из предприятий.
Весь основной объем обязательств планируется исполнить на территории Франции, но для первоначального сбора данных экологического учета и последующего возведения указанного объекта-образца иностранные специалисты должны посетить предприятия г. Владимира в общей сложности в течение 15 дней.
В силу того, что основная работа будет выполняться на территории Франции иностранными специалистами, является ли в рассматриваемом случае российская организация налоговым агентом по НДС?
В рассматриваемой ситуации российская организация должна исполнить обязанности налогового агента, исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость (НДС).
Как предусматривает подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Важен ответ, является ли то обстоятельство, что основная работа по контракту будет выполняться на территории иностранного государства иностранными специалистами, юридически значимым для места уплаты НДС.
По этому вопросу НК РФ разъяснений не дает, т.е. в данной ситуации ни месту выполнения основного объема работ, ни субъекту их выполнения юридического значения не придается.
Что касается характера выполняемых работ, то, как видно из подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.
Поскольку покупателем (заказчиком) рассматриваемых работ является российская организация, то реализация таких работ является объектом обложения НДС на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 709 ГК РФ существенным условием договора подряда является цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Пунктом 1 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Из смысла данной нормы следует, что в случае неуказания в тексте договора условия, что цена сформирована с учетом НДС, данный налог должен быть добавлен к цене, указанной в договоре, а не рассчитываться исходя из того, что он уже содержится в цене, согласованной сторонами.
Чтобы избежать такого негативного результата, следует непосредственно в тексте договора дополнительно к стоимости работ указать сумму НДС.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом гл. 21 НК РФ.
Указанная налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
Следовательно, поскольку работы по обследованию экологического состояния промышленных объектов приобретаются российской организацией, то именно она должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
1 сентября 2012 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).