Российская организация арендует помещение у посольства Республики Казахстан в РФ. Нужно ли ей платить НДС в качестве налогового агента?
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом гл. 21 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 161 НК РФ установлено, что налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Норма п. 3 ст. 161 НК РФ в данном случае не применяется.
Как следует из распоряжения Правительства РФ от 21.05.2008 N 721-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об оформлении в собственность Республики Казахстан здания в г. Москве", здание общей площадью 5 113 , расположенное в г. Москве, Чистопрудный бульвар, д. 3, строение 2, предназначенное для его использования Посольством Республики Казахстан в РФ в строгом соответствии с п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961, оформлено в собственность Республики Казахстан.
Поскольку данное здание находится в собственности Республики Казахстан, оно не может находиться в собственности РФ, а значит, РФ как государство не может осуществлять свое территориальное верховенство на территории данного здания, и оно по смыслу ст. 67 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" территорией РФ не может признаваться.
Таким образом, здание, в котором расположено Посольство Республики Казахстан, не является территорией РФ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства. Положения данного подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.
Поскольку в данном случае недвижимое имущество находится не на территории РФ, местом реализации услуг по аренде территория РФ не признается. Поэтому п. 1, 2 ст. 161 НК РФ в указанной ситуации также не применяются.
Следовательно, обязанностей налогового агента в указанной ситуации у российской организации не возникает.
Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения, заключающаяся в том, что из ст. 67 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" не следует вывод о том, что здание посольства, оформленное в собственность иностранного государства, не расположено на территории РФ. Если российская организация решит, в целях минимизации налоговых рисков, руководствоваться именно данной позицией, ей следует исполнить обязанности налогового агента по НДС, поскольку при подобном толковании местом реализации работ, услуг будет признаваться РФ.
Российская организация может реализовать свое право, предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться в Минфин России за получением письменного разъяснения по рассматриваемому вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
1 сентября 2012 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).