В квартире, расположенной в г. Москве, проживают две сестры и муж одной из них. Квартира находится в долевой собственности сестер. Супруг одной из сестер прописан в указанной квартире с 2010 года, в РФ он прибыл из Армении, в 1994 году супруг приобрел российское гражданство, в предыдущем месте проживания в России он был зарегистрирован более 5 лет. Вторая сестра уже много лет стоит в очереди на жилье. При очередной проверке оснований для ее нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий от нее потребовали справку о наличии у мужа сестры прав на недвижимое имущество в Армении.
Правомерны ли требования администрации?
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. К таковым относится, в частности, утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. А в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ основаниями, дающими право на получение жилого помещения по договору социального найма, являются наличие у гражданина статуса малоимущего, а также признание его в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях.
Как предусмотрено в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Порядок и условия признания граждан в г. Москве малоимущими установлен Законом города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся с жилых помещениях" (далее - Закон N 7). А вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Москве урегулированы Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 7 малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. При этом согласно ч. 4 ст. 6 указанного закона заявитель для признания его малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:
- о личности, гражданстве РФ и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство РФ и место жительства);
- о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
- о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);
- о доходах (видах и размере) за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим;
- о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами г. Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;*(1)
- иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
Отметим, что для определения имущественной обеспеченности гражданина принимается, в том числе, сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению за исключением стоимости принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей (ч. 2 ст. 2 Закона N 7). Таким образом, гражданин должен уведомить органы власти о наличии нежилой недвижимости как у себя, так и у членов своей семьи. При этом место расположения такого имущества действующим жилищным законодательством не ограничивается пределами РФ.
Условия и основания признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлены в ст.ст. 7, 8 Закона N 29. Одним из таких условий является подача заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном данным законом. В соответствии с ч. 5 ст. 11 Закона N 29 к заявлению о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), граждане должны приложить документы, содержащие следующие сведения о себе и членах своей семьи:
- о личности, гражданстве РФ и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство РФ и место жительства);
- о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
- о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом г. Москвы;
- о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами г. Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет;
- иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в г. Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет.
Как следует из приведенной нормы, для определения жилищной обеспеченности гражданин должен сообщить органам власти о наличии жилых помещений, принадлежащих как ему самому, так и членам его своей семьи на самостоятельном праве пользования или праве собственности. Отметим также, что место расположения такого имущества действующим жилищным законодательством не ограничивается пределами РФ. Например, в п. 2.1 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП, прямо установлено, что заявителем должны быть предоставлены сведения о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами г. Москвы (в том числе за пределами РФ), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии).
Таким образом, при решении вопроса о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях исследуется как имущественная, так и жилищная обеспеченность гражданина и членов его семьи, для чего могут быть истребованы сведения о наличии у члена семьи заявителя недвижимого имущества (как нежилого, так и жилого), в том числе за границей.
Положениями ч. 2 ст. 1 Закона N 29, а также ч. 3 ст. 1 Закона N 7, основанными на положениях главы 7 ЖК РФ, установлено, что членами одной семьи для целей названных законодательных актов признаются:
- супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;
- лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;
- а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
По нашему мнению, супруг сестры заявительницы является членом ее семьи, поскольку объединен с ней признаками свойства и совместно проживает с ней в жилом помещении. Поэтому требования*(2) администрации о предоставлении заявительницей документов о наличии у супруга ее сестры недвижимого имущества в Республике Армения, на наш взгляд, являются правомерными.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные сведения, утвержден в п. 5 приложения N 4 к постановлению Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
*(2) Вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях разрешается в соответствии со ст. 16 Закона N 29 посредством перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, которая проводится уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы не реже одного раза в пять лет. По общему правилу проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет (ч. 4 ст. 16 указанного закона). Однако при необходимости такие документы могут быть истребованы у самих граждан. Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет об истребовании документов, выдаваемых органами другого государства, по нашему мнению, администрация вправе была потребовать представления таких документов самим гражданином.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.