Работодатель не направил подписанный сторонами коллективный договор на уведомительную регистрацию в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, посчитав, что факт ее непроведения не влияет на юридическую силу коллективного договора. Правомерна ли позиция работодателя?
Действующее законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя проводить уведомительную регистрацию, а также конкретных мер ответственности за ненаправление коллективного договора на уведомительную регистрацию. Однако проверяющие органы могут расценить факт непроведения уведомительной регистрации коллективного договора как нарушение законодательства о труде и в таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 5.27 КоАП РФ, что подтверждается имеющейся судебной практикой.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Согласно частям 1 и 2 ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Как указывает ч. 1 ст. 50 ТК РФ, коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
В силу ч. 2 ст. 50 ТК РФ вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 ТК РФ при осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Кроме того, ч. 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В силу п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (далее - Положение), Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд) регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.
На основании п. 5 Положения Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из анализа вышеперечисленных положений трудового законодательства следует, что уведомительная регистрация коллективного договора не влияет на вступление коллективного договора в силу, он имеет юридическую силу и без проведения регистрации. В то же время в случае выявления в результате уведомительной регистрации условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, территориальный орган Роструда сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда. При этом территориальный орган Роструда не вправе требовать от сторон коллективного договора внесения в него соответствующих изменений, он лишь вправе известить представителей сторон об обнаруженных нарушениях, которые признаются недействительными и не подлежат применению.
По смыслу ч. 3 ст. 50 ТК РФ территориальный орган Роструда сообщает об обнаруженных нарушениях также в государственную инспекцию труда с целью контроля за неприменением ухудшающих положение работников условий коллективного договора. Так, в силу абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда полномочна выдать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Следует отметить, что и гл. 9 ТК РФ, посвященная ответственности сторон социального партнерства, не предусматривает ответственности за ненаправление коллективного договора на уведомительную регистрацию. Кроме того, ст. 5.28-5.31 КоАП РФ также не содержат соответствующего состава административного правонарушения.
Однако, учитывая сложившуюся по данному вопросу судебную практику, проверяющие органы могут расценить факт непроведения уведомительной регистрации коллективного договора как нарушение законодательства о труде и в таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 5.27 КоАП РФ (см., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 N 15АП-6736/2010).
Таким образом, действующее законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя проводить уведомительную регистрацию, а также конкретных мер ответственности за ненаправление коллективного договора на уведомительную регистрацию. Однако проверяющие органы могут расценить факт непроведения уведомительной регистрации коллективного договора как нарушение законодательства о труде и в таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 5.27 КоАП РФ, что подтверждается имеющейся судебной практикой.
Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
1 августа 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427