Организация в установленном порядке признана победителем открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд. При этом у организации имеется задолженность перед своим контрагентом - индивидуальным предпринимателем. Конкурсная документация, предусматривая порядок оплаты услуг, устанавливает, что оплата перечисляется исполнителю. Аналогичные положения содержатся и в проекте государственного контракта, приложенному к конкурсной документации.
Вправе ли организация и государственный заказчик в государственном контракте, заключаемом по результатам конкурса, указать, что оплата перечисляется не организации, а индивидуальному предпринимателю, при этом остальные условия контракта не изменяются?
В рассматриваемой ситуации организация и государственный заказчик не вправе в государственном контракте, заключаемом по результатам конкурса, указать, что оплата перечисляется не организации, а индивидуальному предпринимателю, даже если при этом остальные условия контракта не изменяются.
Исходим из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, БК РФ и состоит из упоминавшегося выше Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
Как указано в ст. 312 ГК РФ, если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования.
Следовательно, ГК РФ предусматривает возможность установления сторонами в договоре положения, согласно которому оплата за оказанные исполнителем услуги перечисляется не исполнителю, а третьему лицу. При этом исходя из ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ, указанное может применяться в сфере размещения заказов, только если Законом N 94-ФЗ не установлено иное.
Прямо в Законе N 94-ФЗ не указано на недопустимость включения в контракт положения о том, что оплата перечисляется третьему лицу. Однако необходимо иметь в виду следующее.
На основании ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как указано в п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ, конкурсная документация должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
В силу ч. 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Закон N 94-ФЗ устанавливает правило, согласно которому условия, указанные в конкурсной документации (в том числе в проекте контракта, являющемся приложением к конкурсной документации), не могут изменяться при заключении контракта.
Данное правило действует и в отношении условий о порядке оплаты товара, работ, услуг.
Следовательно, поскольку в рассматриваемой ситуации конкурсная документация (в том числе и проект контракта) устанавливает, что оплата перечисляется исполнителю, закрепление в контракте положения о том, что оплата перечисляется третьему лицу, означало бы изменение условий, указанных в конкурсной документации, что является нарушением Закона N 94-ФЗ.
Д.В. Комаров,
советник Аппарата Счетной палаты РФ
1 августа 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427