Государственным заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ для государственных нужд установлено требование обеспечения исполнения контракта. Организация - победитель решает выбрать в качестве обеспечения передачу заказчику в залог денежных средств - непосредственно перечисление их на счет заказчика. Какой документ подтверждает предоставление обеспечения исполнения контракта организацией - победителем аукциона в указанной ситуации?
Предоставление обеспечения исполнения контракта организацией - победителем аукциона в указанной ситуации подтверждается платежным поручением, подтверждающим перечисление денежных средств заказчику в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Выше при разборе другого примера уже говорилось, что размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть меньше размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на 20% размер аванса и не может быть менее чем размер аванса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет 50 млн. руб. и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Как указано в ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
На основании ч. 11 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 данной ст., не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных данной статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в ч. 8 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ протокола в случае, предусмотренном ч. 4.4 данной статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Учитывая изложенное, несмотря на то, что часть 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ устанавливает требование только о факте реальной передачи заказчику в залог денежных средств в качестве подтверждения исполнения требования обеспечения исполнения контракта, если участник размещения заказа, с которым заключается контракт, выбирает именно такой способ обеспечения, часть 11 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ предусматривает необходимость наличия документа об обеспечении исполнения контракта и направление его оператору электронной площадки.
Положения ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ не устанавливают, какой документ может подтверждать исполнение участником размещения заказа, с которым заключается контракт, требования обеспечения исполнения контракта, если такой участник выбирает в качестве обеспечения передачу заказчику в залог денежных средств.
Как следует из подп. а) пункта 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, документом, подтверждающим внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие е в аукционе, является платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
Несмотря на то, что данное положение сформулировано в отношении размещения заказа в форме обычного аукциона, и касается документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, а не обеспечения контракта, представляется, что с учетом п. 1 ст. 6 ГК РФ его по аналогии возможно применить и в отношении определения документа, который подтверждает предоставление обеспечения исполнения контракта организацией - победителем аукциона в электронной форме.
Таким образом, документом, который подтверждает предоставление обеспечения исполнения контракта организацией - победителем аукциона в электронной форме, если она выбирает такой способ обеспечения, как передача заказчику в залог денежных средств, в рассматриваемой ситуации следует признать платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств заказчику в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Д.В. Комаров,
советник Аппарата Счетной палаты РФ
1 августа 2012 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427