Предприниматели на ЕНВД без бухучёта? Минфин - за, выбор - за предпринимателями!
Комментарий к письму Минфина России от 17.07.12 N 03-11-10/29 "Об отсутствии у индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД обязанности ведения бухгалтерского учёта".
С 1 января 2013 года вступит в силу новый закон о бухучёте, а именно Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - новый закон о бухучёте). В связи с этим появляется целый ряд вопросов, и в частности такой: а должны ли будут индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, вести бухгалтерский учёт? Ответ на этот вопрос дали финансисты в комментируемом письме от 17.07.12 N 03-11-10/29.
Бухучёту - нет...
В подпункте 1 части 2 статьи 6 нового закона о бухучёте оговаривается, что бухгалтерский учёт могут не вести индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учёт доходов, или доходов и расходов, и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ в обязанность налогоплательщика вменено ведение в установленном порядке учёта своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Если говорить конкретно о плательщиках ЕНВД, нужно иметь в виду, что:
- объектом налогообложения у них согласно пункту 1 статьи 346.29 НК РФ признаётся вменённый доход от предпринимательской деятельности;
- налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД на основании пункта 2 статьи 346.29 НК РФ признаётся величина вменённого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определённому виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В этих целях плательщик ЕНВД должен вести учёт физических показателей, в том числе и их изменения в течение налогового периода. В частности, в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, то при исчислении суммы единого налога он учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно (изменение) произошло (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).
Учитывая всё вышеизложенное, специалисты Минфина России сделали вывод: индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 нового закона о бухучёте и могут не вести бухгалтерский учёт в соответствии с этим законом.
...или всё-таки да?
Всё, что разъяснили финансисты, вполне логично и правильно. Действительно, у индивидуальных предпринимателей (в т.ч. и у тех, кто применяет ЕНВД) ни в текущем, ни в следующем году нет обязанности вести бухгалтерский учёт.
Как уже отмечалось, в подпункте 4 части 1 статьи 2 нового закона о бухучёте сказано, что этот закон распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей. Далее, как справедливо отметили специалисты Минфина России, уточняется, что эта категория хозяйствующих субъектов может не вести бухгалтерский учёт при условии, что учёт объектов налогообложения у них осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Иными словами, вести налоговый учёт в том объёме, которого требует налоговое законодательство, - это обязанность всех индивидуальных предпринимателей, в том числе и тех, кто применяет ЕНВД. Причём в рамках "вменёнки", по большому счёту, достаточно необязательно даже вести учёт фактически полученных доходов и понесённых расходов: ведь налог исчисляется не исходя из "реальной" прибыли, а исходя из вменённого дохода, который определяется на основании физических показателей базовой доходности.
А вот вести бухгалтерский учёт предпринимателям совершенно не обязательно. А это значит, что и наказать предпринимателя за отсутствие у него бухгалтерского учёта никто не имеет права.
Однако имеет смысл обратить особое внимание на формулировку процитированного финансистами подпункта 1 части 2 статьи 6 нового закона о бухучёте. Там сказано, что индивидуальные предприниматели "могут не вести" бухгалтерский учёт.
То есть могут не вести, а могут и вести. Иными словами, вести бухучёт предпринимателям не обязательно, но и не возбраняется.
Дело в том, что ведение бухучёта - это не "бремя", не пустая трата времени и денег. Бухгалтерский учёт - это стройная, проверенная веками система сбора и обработки информации, необходимой не только для фискальных и иных контролирующих органов, но и, прежде всего, для тех, кто осуществляет непосредственное управление деятельностью соответствующего хозяйствующего субъекта.
Именно классическая система бухгалтерского учёта - по методу начислений - позволяет формировать достаточно достоверную и полную информацию о состоянии расчётов субъекта с иными лицами (о размерах дебиторской и кредиторской задолженности по их разновидностям), что позволяет судить о платёжеспособности и прогнозировать денежные потоки.
Как раз благодаря методам, применяемым в бухгалтерском учёте, появляется возможность систематизировать понесённые расходы и сопоставить их с полученными доходами, анализировать финансовые результаты и находить пути повышения эффективности деятельности.
Всё это ценно не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. Это особенно важно при существенных масштабах деятельности предпринимателя, если он осуществляет одновременно несколько видов деятельности (в том числе и в нескольких географических регионах) и т.д. Тем более что в отличие от учредителя юридического лица индивидуальный предприниматель рискует гораздо больше: он отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а не только той суммой, которая была первоначально вложена в бизнес. А известно, что, например, учредитель ООО в случае неблагоприятного развития событий понесёт потери лишь в пределах вклада в уставный капитал данного общества.
Бухучёт для управления и контроля
Кроме того, согласно части 1 статьи 19 нового закона о бухучёте с 1 января 2013 года все экономические субъекты (а к ним относятся и индивидуальные предприниматели) обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Иными словами, контролировать все сделки, события и операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Причём в данной норме нет никаких оговорок или исключений для тех субъектов, которые воспользовались своим правом не вести бухгалтерский учёт. А потому требование о внутреннем контроле распространяется и на предпринимателей. В свою очередь, организовать контроль гораздо проще, если существует стройная система бухгалтерского учёта - регистрации, накопления и систематизации той информации, которая подлежит контролю.
Таким образом, хотя формально индивидуальные предприниматели и не обязаны вести бухгалтерский учёт и внешние контролирующие органы не вправе требовать этого или наказывать за его отсутствие, фактически предпринимателю не помешает организовать бухгалтерский учёт в управленческих целях для своих собственных нужд, и прежде всего для повышения качества информационного обеспечения управления своей деятельностью.
Н. Лаврёнова,
консультант
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru