Новые правила ТО
Федеральным законом от 28.07.12 N 130-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упразднены талон технического осмотра и международный сертификат технического осмотра. На смену им пришёл новый документ - диагностическая карта. Кроме того, автодилеры получили право проводить техосмотр транспортных средств в соответствии с имеющимся у них договором с производителем или импортёром и при наличии аккредитации, предусмотренной законом о техосмотре.
Транспортные средства не старше 3 лет с разрешённой максимальной массой до 3,5 т, а именно:
- легковые автомобили;
- прицепы и полуприцепы;
- грузовики;
- мототранспортные средства - от прохождения техосмотра освобождаются.
Те же категории "возрастом" от 3 до 7 лет обязаны проходить техосмотр раз в 2 года, "возрастом" более 7 лет - ежегодно.
Прицепы, принадлежащие физическим лицам, проходить техосмотр вообще не должны.
Каждые шесть месяцев должны проходить техосмотр легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров (с числом мест более 8), ТС, предназначенные для перевозки опасных грузов.
Примечание. Регулярное обслуживание транспортного средства (плановые техосмотры), проводимое у официальных дилеров, технического осмотра не заменяет.
Ежегодный техосмотр предусмотрен:
- для грузовиков с разрешённой максимальной массой более 3,5 т;
- автомобилей со специальными звуковыми и световыми сигналами;
- учебных автомобилей.
Техосмотр необходимо проходить до заключения договора ОСАГО и до регистрации транспортного средства. Если срок следующего техосмотра истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока страхования, то страховая компания должна будет отказать в заключении договора.
До 1 января 2014 года технический осмотр автовладелец вправе пройти по своему выбору - у аккредитованного Российским союзом автостраховщиков оператора технического осмотра или на старых пунктах техосмотра. После 1 января 2014 года техосмотр будет проводиться только операторами технического осмотра.
Независимо от места регистрации транспортного средства технический осмотр можно будет проходить в любом пункте.
Как уже было сказано, по новым правилам техосмотр следует проходить в специализированных аккредитованных организациях. Как же быть, если в вашем городе (посёлке, селе и т.п.) такие организации не созданы и неизвестно, когда они вообще появятся? Можно поехать в другой город, поскольку проходить техосмотр можно в любом пункте вне зависимости от регистрации транспортного средства.
Много вопросов возникает при приобретении автомобиля с рук. При покупке автомобиля на вторичном рынке нужно ли проходить техосмотр заново? Вообще, переоформление полиса ОСАГО при смене собственника вносится путём внесения изменений в действующий полис. Нужно лишь обратить внимание на срок окончания талона техосмотра: если до истечения срока осталось больше шести месяцев, то талон считается действующим до момента окончания договора ОСАГО, который будет заключён. Если срок менее шести месяцев, то техосмотр придётся пройти и после этого получить полис ОСАГО.
Изменится ли плата за прохождение техосмотра? Предельный размер платы за проведение технического осмотра устанавливается дифференцированно в зависимости от объёма проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с учётом стоимости отдельных технологических операций, бланков диагностических карт. Правительством будет установлен предельный размер платы.
Госпошлина за выдачу диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, в том числе взамен утраченной или пришедшей в негодность, составит 300 рублей.
Плату за техосмотр будут взимать операторы техосмотра на основании договора, который будет заключаться между оператором и владельцем транспортного средства.
Какова процедура выписки полиса ОСАГО при покупке нового автомобиля в салоне? Следует ли сперва поставить транспортное средство на учёт и получить талон техосмотра, а затем выписать полис ОСАГО?
Поскольку транспортные средства с разрешённой максимальной массой до 3,5 т (легковые автомобили, прицепы и полуприцепы, грузовики, мототранспортные средства) не старше трёх лет освобождаются от прохождения техосмотра, то для новых легковых транспортных средств полис ОСАГО выдаётся до регистрации в ГИБДД без техосмотра.
Проводить техосмотр будут:
- до 1 января 2014 года - аккредитованные Российским союзом автостраховщиков операторы технического осмотра и РЭО;
- после 1 января 2014 года - только операторы технического осмотра, аккредитованные Российским союзом автостраховщиков.
Ответственность за отсутствие талона техосмотра исключена: в абзаце первом части 2 статьи 12.3 КоАП слова "талона о прохождении государственного технического осмотра" с 1 января 2012 года исключены.
Поскольку без техосмотра невозможно заключение договора ОСАГО, то полис ОСАГО будет являться подтверждением прохождения техосмотра.
Как быть тому, у кого в 2012 году технический осмотр не пройден или заканчивается менее чем через шесть месяцев? Страховая компания обязана отказать в продлении или оформлении полиса. Часто спрашивают, как добраться до станции техосмотра, если полиса нет, а без него, как известно, водитель не имеет права садиться за руль.
Увы, вариантов никаких. Или эвакуатор, или, что гораздо разумнее, своевременное, т.е. заблаговременное, прохождение техосмотра до окончания срока действия полиса ОСАГО.
Что собой представляет диагностическая карта. Это документ, который содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок её действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, - перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.
Диагностическая карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства.
Диагностическая карта составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдаётся владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра не менее чем три года.
Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранится в ней не менее чем пять лет.
Диагностическая карта является документом строгой отчётности. Если в течение срока действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, изменился владелец транспортного средства (приобретение в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобное), данная диагностическая карта считается действующей до момента истечения указанного в ней срока.
В случае утраты или порчи диагностической карты в течение срока её действия соответствующий дубликат выдаётся любым оператором технического осмотра по заявлению владельца транспортного средства или его представителя на основании сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Дубликат диагностической карты выдаётся заявителю в день обращения.
За выдачу дубликата диагностической карты взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение технического осмотра, установленной уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Для заключения договора ОСАГО водитель представляет страховщику не талон техосмотра, а диагностическую карту. До 1 августа 2015 года наряду с нею можно предъявлять талон техосмотра. К операторам техосмотра отнесены в том числе и дилеры. Ими являются юридические лица (предприниматели), которые осуществляют сервисное обслуживание автомобилей отдельных марок в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортёром (дистрибьютором).
Предусмотрено ещё одно требование аккредитации в сфере техосмотра, которое применяется только для дилеров, - это наличие договора с производителем и (или) импортёром (дистрибьютором) на сервисное обслуживание.
И. Алабян,
эксперт СК "Пари"
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455