Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков: определяем среднемесячную зарплату на одного работника
Федеральной налоговой службой 10 мая 2012 года был издан Приказ N ММВ-7-2/297@, которым внесены изменения в Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". В частности, изменения затронули один из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, а именно выплату среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Следует отметить, что Приказ ФНС РФ N ММ-3-06/333@ был разработан в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом. Предлагаемая система планирования позволяет:
- налогоплательщикам - максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;
- налоговым органам - выявить наиболее вероятные "зоны риска" (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.
Кроме непосредственно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок данным приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии). Напомним, что в приложении 2 к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ приведены 12 критериев:
1) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
4) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы;
7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
10) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
11) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
С учетом специфики нашего журнала мы остановимся на пятом критерии, в котором идет речь о размере заработной платы.
Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:
- официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах таких сайтов находится на официальном сайте Росстата www.gks.ru.;
- сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
- по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ (инспекция, управление ФНС по субъекту РФ);
- официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах таких сайтов находится на официальном сайте ФНС www.nalog.ru.
К сведению. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Эта величина установлена Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ). С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 руб. При этом ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что региональным соглашением может быть установлен размер минимальной зарплаты в субъекте Федерации - в отношении тех, кто работает на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Федерации определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте. Он не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Согласно ст. 133.1 ТК РФ месячная зарплата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной зарплате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого названное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной зарплаты в данном субъекте РФ. Обязательное условие: указанный работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Следует отметить, что Приказом N ММВ-7-2/297@ текст приложения 2 был дополнен абзацем следующего содержания: при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.
Другими словами, при планировании проверок будет учитываться информация о выплате работникам заработной платы "в конвертах" либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников.
Итак, согласно п. 5 Критериев налоговые органы могут сравнить среднемесячную зарплату по каждому работнику налогоплательщика со среднестатистическими данными по зарплатам в соответствующем регионе. Если она окажется меньше, то существует риск, что налогоплательщика включат в план выездных проверок, так как, по мнению контролирующих органов, низкий уровень зарплат свидетельствует об уклонении от уплаты НДФЛ.
В связи с этим налогоплательщику целесообразно сравнивать свои показатели со среднеотраслевыми также исходя из данных за истекший год.
Отметим, что для определения критерия средней зарплаты налоговые органы в качестве источника информации будут использовать сведения о среднесписочной численности работников, представляемые налогоплательщиком в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ. В настоящее время такие сведения представляются налогоплательщиками за прошедший год по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Для определения средней заработной платы на одного работника налогоплательщика можно воспользоваться данными об общей сумме доходов работников, приходящихся на фонд оплаты труда, а также сведениями о среднесписочной численности работников. Налоговые органы могут получить информацию:
- о фонде оплаты труда - из представленных налогоплательщиком справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ *(1) (совокупность доходов работника, отраженных в справках ф. 2-НДФЛ по кодам, связанным с оплатой по трудовому договору: 2000, 2530, 2012 и др.);
- о среднесписочной численности - из сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Расчет среднемесячной заработной платы можно описать следующей формулой:
Среднемесячная заработная плата на одного работника налогоплательщика | = | Фонд оплаты труда работников налогоплательщика |
Среднесписочная численность работающих х 12 у налогоплательщика |
К сведению. Среднесписочная численность работающих у налогоплательщика рассчитывается в соответствии с Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435.
Пример 1
Согласно данным справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в 2011 г. фонд оплаты труда ООО "Матрица" составил 9 751 560 руб. Среднесписочная численность работников по состоянию на 1 января 2011 г. равна 38 чел.
Размер среднемесячной заработной платы на одного работника налогоплательщика в 2011 году составил 21 385 руб. (9 751 560 руб. / (38 чел. х 12)).
После расчета средней заработной платы данный показатель необходимо сравнить со средним уровнем зарплаты по соответствующей отрасли. В результате сопоставления этих показателей может быть выявлено:
- высокая вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок - если показатель среднемесячной зарплаты по данным налогоплательщика ниже среднеотраслевого уровня;
- отсутствие оснований для соответствующей проверки - если показатели налогоплательщика выше или хотя бы соответствуют среднеотраслевой заработной плате.
Пример 2
Дополним условия примера 1. Предположим, что ООО "Матрица" находится в г. Петрозаводске и занимается производством продуктов питания.
По данным территориального органа Росстата*(2), средний уровень заработной платы в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки, в 2011 году составил 17 284,6 руб.
Среднемесячный размер заработной платы в организации составляет 21 385 руб. Сравниваем показатель налогоплательщика и данные по отрасли: 21 385 руб. > 17 284,6 руб.
Мы видим, что по признаку низкой зарплаты работников у налоговых органов не должно быть оснований для включения ООО "Матрица" в план выездных проверок.
В заключение отметим, что следствием низкого показателя средней заработной платы может быть не только включение организации в план налоговой проверки, но и вызов налогоплательщика на "зарплатную" комиссию.
Например, на сайте УФНС по Нижегородской области (http://www.r52.nalog.ru/) размещена информация о проведении рабочего совещания в ИФНС по Советскому району г. Нижнего Новгорода по итогам работы комиссии по легализации заработной платы за I квартал 2012 года. Сообщалось, что за I квартал 2012 года инспекцией проведено восемь заседаний комиссии (присутствовали 94 налогоплательщика - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Сотрудники инспекции участвовали в работе одиннадцати комиссий при администрации района (на комиссиях присутствовали 118 налогоплательщиков).
В инспекцию поступили две жалобы от работников по выплате "теневой" заработной платы, которые были направлены для рассмотрения в прокуратуру Советского района.
Основными причинами выплаты низкой заработной платы работодатели называли тяжелое экономическое положение на предприятии и, как следствие, переход на неполную рабочую неделю, сокращение штата, перевод работников на половину ставки и направление в административные отпуска.
Организациям рекомендовалось увеличить заработную плату до среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности (ВЭД), увеличить налоговую нагрузку и погасить задолженность по НДФЛ перед бюджетом.
По результатам работы комиссий повысили заработную плату все работодатели, из них: 113 - до уровня ВЭД и 99 - менее ВЭД, но более МРОТ.
Н.И. Будакова,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.
*(2) http://krl.gks.ru/digital/region12/DocLib/urj3.mht.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)