На заметку "вмененным" перевозчикам
В сфере автомобильных перевозок данный спецрежим - один из наиболее распространенных. Между тем по его применению и уплате единого налога нет полной ясности, краткость и неопределенность законодательных норм порождают разные вопросы. В статье автор предлагает обзор свежих разъяснений финансового ведомства.
Можно ли разделить "вмененные" перевозки?
В главе 26.3 НК РФ уплата ЕНВД разделена между пассажирскими и грузовыми перевозками (введены разные физические показатели и базовые доходности). Имеет ли право представительный орган муниципального образования установить систему налогообложения в виде ЕНВД только по перевозкам грузов? Справедливо ли обратное утверждение в отношении применения "вмененки" лишь по перевозкам пассажиров? Прежде чем искать ответы на поставленные вопросы, нужно учесть, что пассажирские перевозки согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности*(1) разделены на следующие подвиды:
- внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.11);
- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.12);
- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.13);
- международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.14).
Справедливо ли утверждение, что эти виды деятельности являются самостоятельными видами услуг и могут быть включены в перечень услуг, облагаемых ЕНВД, или исключены из него как отдельные виды деятельности? Данный в Письме Минфина РФ от 03.07.2012 N 03-11-06/3/44 ответ краток.
Поскольку оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в ст. 346.29 НК РФ характеризуют различные физические показатели, то решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов возможно введение указанного режима налогообложения только в отношении перевозок грузов. По логике чиновников, этот вывод справедлив в отношении услуг по перевозке пассажиров, но о возможности дробления (разделения) названных услуг не сказано ни слова.
В связи с этим вопрос включения (исключения) из списка "вмененных" видов деятельности внутригородских, пригородных, междугородных и международных пассажирских перевозок остается открытым. По мнению автора, было бы дискриминацией, если бы органы власти одни маршруты перевели бы на уплату ЕНВД, а другие - нет. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности. В том, что какие-либо из пассажирских перевозок не будут переведены на ЕНВД, особого препятствия, в принципе, нет, так как перевозчик может выбрать другой спецрежим ("упрощенку"). Однако факт совмещения нескольких налоговых режимов сам по себе создает препятствия ведению деятельности, увеличивая объем работы бухгалтера и документооборот транспортного предприятия в целом.
Кто уплачивает ЕНВД - арендатор или арендодатель?
Подобные вопросы финансовому ведомству задаются периодически. В Письме Минфина РФ от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45 ответ дан применительно к следующей ситуации. Для оказания услуг организация заключила договоры аренды транспортного средства с экипажем с физлицами, не являющимися предпринимателями. В соответствии с договорами организация является арендатором, а физическое лицо - арендодателем; автомобили используются в деятельности арендатора, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Стоимость услуг по этим договорам складывается из двух частей: непосредственно выплаты водителю, управляющему транспортным средством, и стоимости аренды самого транспортного средства. Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД бизнес арендатора?
Финансовое ведомство не видит препятствий. Если при оказании услуг по перевозке грузов организация использовала менее 20 автотранспортных средств, из которых часть арендованы по договорам аренды транспортного средства с экипажем, то налогообложение данных услуг может производиться по правилам гл. 26.3 НК РФ.
А если компания перевозит нерезидентов?
О порядке признания предпринимателя плательщиком ЕНВД в случае оказания услуг по перевозке пассажиров или грузов на основании договоров перевозки, сторонами которых являются налоговые резиденты иностранных государств, финансовое ведомство высказалось в Письме от 22.06.2012 N 03-07-14/60.
Местом осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов для индивидуальных предпринимателей в целях уплаты единого налога на вмененный доход признается муниципальный район, городской округ или город федерального значения Москва или Санкт-Петербург, в которых они находятся на учете в качестве плательщиков данного налога. При этом не имеет значения, где находятся пункты отправления и назначения перевозимых пассажиров или грузов, а также являются ли заказчики данных услуг, грузоотправители и грузополучатели налоговыми резидентами РФ. Раз так, предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров или грузов на основании договоров перевозки, сторонами которых являются налоговые резиденты иностранных государств, по решению местных органов власти может быть признан плательщиком ЕНВД.
С какого ремонта и обслуживания платить единый налог?
Организация оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов. Прицепы и полуприцепы зарегистрированы в органах ГИБДД как автомототранспортные средства. Услуги по ремонту, техническому обслуживанию автотранспортных средств могут быть переведены на уплату ЕНВД по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов. К подобным "вмененным" услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению*(2). Согласно ему к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, кроме технического обслуживания и ремонта строительно-дорожных машин и оборудования. В Письме Госстандарта РФ от 26.06.2012 N 140-14/495 сказано: оказание услуг населению по ремонту прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков отнесено к коду 017611 ОКУН "Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей (подголовников, подлокотников, багажников, прицепных устройств, ветрозащитных приспособлений для мотоциклов и мотороллеров и т.п.)". С учетом этого оказывающие данные услуги лица могут являться плательщиками ЕНВД (письма Минфина РФ от 06.07.2012 N 03-11-06/3/46, от 04.07.2012 N 03-11-09/52).
Являются ли "вмененными" услуги оценщика?
В продолжение темы ремонта поговорим об оценке ущерба, причиненного транспортным средствам. Сегодня в дилерских центрах и крупных сервисных мастерских можно найти дипломированного оценщика, который определяет стоимость восстановительного ремонта автотранспортного средства, оценивает ущерб, нанесенный автомобилю при ДТП, а также стоимость транспортных средств при вступлении в наследство. Какую систему налогообложения следует применять в отношении услуг оценщика, оказываемых физлицам и страховщикам?
За ответом обратимся к Письму Минфина РФ от 24.07.2012 N 03-11-06/3/52. Оказание услуг по оценке стоимости восстановительного ремонта, по оценке нанесенного автомобилю ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, а также по оценке стоимости транспортных средств при вступлении граждан в наследство должно облагаться в рамках иных режимов налогообложения (ОСНО или УСНО). Такой вывод финансисты делают, отделяя оценку и ремонт от технического обслуживания. Противопоставить что-либо этому подходу сложно, так как поименованные направления деятельности хотя и связаны, но по сути являются разными видами бизнеса, в том числе с точки зрения налогообложения.
Реализация ОС и ЕНВД: совместимы ли?
В деятельности транспортных организаций подобная ситуация не редкость. Пример - в Письме Минфина РФ от 18.07.2012 N 03-11-06/3/50. Грузоперевозчик реализовал принадлежащее ему недвижимое имущество, состоящее из пяти зданий и одного земельного участка, а также сдал в субаренду часть принадлежащего ему на праве аренды недвижимого имущества. Финансовое ведомство предостерегает: операция по реализации основных средств (недвижимого имущества) не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход. В данном случае организация обязана исчислить и уплатить налог на прибыль в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом она вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ) и расходы на содержание недвижимого имущества, переданного в субаренду (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, добавляется налоговая нагрузка в виде налога на прибыль, зависящая от размера прибыли и ставки налога. Исключение составляет продажа недвижимости, доходы от реализации которой существенно могут превосходить понесенные ранее расходы на ее приобретение. Не в пользу организации и тот факт, что у нее может не быть налогового учета по правилам гл. 25 НК РФ, ведь плательщикам ЕНВД такой учет ни к чему. Рассмотренная ситуация показывает: в отношении дорогостоящих объектов налоговый учет может понадобиться для подтверждения расходов, уменьшающих доходы от реализации.
Как лучше разместить рекламу в автобусах?
Какими только способами сегодня не распространяется реклама... На внешних поверхностях транспортных средств, на внутренних - но, пожалуй, больше всего рекламы можно разместить с помощью мониторов, установленных внутри автобуса. Такая деятельность может переводиться на уплату ЕНВД, что подтвердил Минфин в Письме от 27.06.2012 N 03-11-11/195. Дополнительно в нем указано, что в сфере размещения рекламы на транспортных средствах используется физический показатель базовой доходности "количество транспортных средств, на которых размещена реклама". Согласитесь, это удобно для тех, кто размещает рекламу на мониторах. Количество прошедшей по ним информации практически не ограничено и не влияет на расчет единого налога. Другой вопрос в том, что с увеличением количества автобусов, на которых установлены мониторы, рекламу увидит большее количество пассажиров. Поэтому фактически на расчет налога влияет масштаб бизнеса.
Нужно знать, что размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Следовательно, распространять рекламу организация или предприниматель может только с помощью собственного или арендованного транспорта.
* * *
Как видим, спорных моментов по "вмененке" в сфере оказания транспортных услуг, ремонта и обслуживания ТС хватает. Надеемся, что статья снимет часть вопросов, возникающих у бухгалтера транспортной компании, автосервиса в практической работе. Редакция журнала будет "держать руку на пульсе" и продолжит знакомить читателей с наиболее интересными и актуальными разъяснениями чиновников по нюансам применения различных специальных налоговых режимов.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"