Изменения в обеспечении транспортной безопасности
Вопросам безопасности на автомобильном транспорте всегда уделялось большое внимание, и законодательная база в этом направлении постоянно совершенствуется. В настоящей статье мы ознакомим читателя с нововведениями Федерального закона от 28.07.2012 N 131-Ф3 и Распоряжения Правительства РФ от 02.05.2012 N 675-р (далее - Закон N 131-Ф3, Распоряжение). Кроме этого, уделим внимание бухгалтерскому учету и налогообложению затрат, связанных с соблюдением требований по обеспечению транспортной безопасности.
Что поменялось в безопасности дорожного движения?
Основные требования к юридическим лицам и предпринимателям при эксплуатации ими транспортных средств установлены в ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(1). Напомним, о чем в ней говорится. Владельцы транспортных средств обязаны организовывать работу водителей так, чтобы соблюсти требования по обеспечению безопасности дорожного движения, не нарушать режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения их квалификации, анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД с участием ТС, проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей, страховать гражданскую ответственность владельцев ТС и обеспечивать соответствие технического состояния автомобилей требованиям безопасности дорожного движения, не допуская к эксплуатации ТС при наличии у них неисправностей. Юридические лица (в отличие от предпринимателей) могут устанавливать также специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Какие именно, законодатель не уточняет. Однако когда речь идет о безопасности, лишних требований не бывает. Это подтверждает Закон N 131-ФЗ, вносящий следующее дополнение.
Юридические лица и предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечить:
- наличие в организации должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать эту должность;
- соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт ТС, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте;
- проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей, предрейсового контроля технического состояния ТС.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и к безопасной эксплуатации ТС, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансом). Сегодня действуют требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15. Здесь же следует упомянуть Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2. Оба документа применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (включающему не только Закон о безопасности дорожного движения, но и более свежий Закон о транспортной безопасности*(2), во исполнение которого принимается много подзаконных правовых актов).
Ответственность за нарушения
Во-первых, установлена административная ответственность за неисполнение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ). За нарушение профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, должностные лица могут быть оштрафованы на 20 тыс. руб., юридические лица - на 100 тыс. руб. Несоблюдение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ТС влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере 3 тыс. руб., на должностных лиц - 5 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. За игнорирование норм о проведении предрейсового контроля технического состояния ТС граждане могут быть оштрафованы на 3 тыс. руб., должностные лица - на 5 тыс. руб., организации - на 30 тыс. руб. Добавлено важное примечание: за правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, предприниматели несут административную ответственность, как юридические лица.
Во-вторых, для юридических лиц введен штраф в 50 тыс. руб. за выпуск на линию: транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственный технический осмотр, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками; ТС с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов. Ранее в ст. 12.31 КоАП РФ санкции были предусмотрены только для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС.
В-третьих, введена "персональная" ст. 14.1.2 КоАП РФ, которой установлены санкции в отношении перевозчиков пассажиров и багажа за осуществление деятельности в области транспорта без лицензии. В частности, "начальный" штраф установлен для граждан и должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей - 100 тыс. руб.; для организаций - 400 тыс. руб. Повторное в течение года совершение административного правонарушения для всех перечисленных категорий может обернуться не только штрафом, но и конфискацией транспортного средства, а для юридического лица вдобавок ко всему предусмотрено приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если лицензия в наличии, но владелец допустил нарушение ее условий, предусмотрено предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц и предпринимателей - в размере 20 тыс. руб.; на организации - 100 тыс. руб. Грубое нарушение лицензионных условий в сфере перевозок автомобильным транспортом карается штрафом в размере 75 тыс. руб. (для должностных лиц и предпринимателей), 200 тыс. руб. или приостановлением деятельности на срок до 90 суток (для юридических лиц). Напомним, грубым считается повторно допущенное нарушение, нарушение, повлекшее за собой возникновение угрозы или непосредственное причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан (человеческие жертвы), причинение вреда животным, растениям, окружающей среде (п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом*(3)).
Как видим, штрафных санкций предостаточно, поэтому перевозчикам нужно ответственно подойти к обеспечению транспортной безопасности.
Надзор в области автомобильного транспорта
Чтобы требования выполнялись, нужен контроль (надзор). Ему уделено внимание в новой ст. 3.1 Устава автомобильного транспорта*(4). Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта возложен на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Она проверяет соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных Уставом автомобильного транспорта, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (его заместителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтрансом). Ространснадзор уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении подобных мероприятий.
Должностные лица органа госнадзора, являющиеся государственными транспортными инспекторами, наделены широкими полномочиями. В частности, ревизоры имеют право:
- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц, в том числе предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения (а при проверках юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, также копии приказа (распоряжения) руководителя о назначении проверки) посещать объекты транспортной инфраструктуры, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследования, необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований.
Обладая такими полномочиями, сотрудники Ространснадзора могут проводить проверки в отношении как подлежащих, так и не подлежащих лицензированию видов деятельности. В последнем случае основанием для контроля также являются обращения и заявления граждан, юридических лиц, поступление от органов государственной власти, органов местного самоуправления информации о фактах дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине перевозчика, с причинением вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Программа обеспечения безопасности населения
Комплексная программа *(5) по данному вопросу разработана несколько лет назад и в течение всего этого времени в нее вносятся изменения. Последние из них внесены Распоряжением. Большинство поправок связано с уточнением и перераспределением средств финансирования программы. Правительство РФ каждый год издает правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий программы обеспечения безопасности на транспорте. Именно на мероприятия, а не на объем выделяемых средств хотелось бы обратить внимание читателя. В частности, обновленной программой предусмотрено:
- совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, создания и функционирования комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;
- формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности;
- создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в данном процессе, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте;
- создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в этой области в единое защищенное закрытое информационное пространство.
Безусловно, перечисленные мероприятия не имеют непосредственного отношения к транспортным компаниям, за исключением системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности. Практика показывает, что само наличие таких специалистов в штате компании, к сожалению, не свидетельствует об их высокой квалификации. Будем надеяться, что система профессиональной подготовки обеспечит высокое качество обучения специалистов в области транспортной безопасности.
"Безопасный" учет и налоги
Отражение любых видов затрат в бухгалтерском учете зависит от их сущности (экономического содержания). Однако оценить затраты, связанные с обеспечением безопасности на транспорте, непросто. Дело в том, что они включают различные виды расходов транспортной организации, начиная с проведения медицинских осмотров (инструктажей) и заканчивая обучением работников и созданием условий для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии. Каждый вид расхода отражается в бухгалтерском учете отдельно, однако п. 93 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте*(6) позволяет объединить "безопасные" расходы. Такой укрупненной единицей систематизации информации являются затраты на обеспечение нормальных условий труда. Они относятся к прочим расходам, связанным с обычными видами деятельности транспортной компании. Для целей бухгалтерского учета термин "прочие" говорит в пользу того, что данные затраты являются скорее косвенными, хотя отдельные из них могут быть прямыми (то есть непосредственно относящимися к тому или иному виду деятельности).
Чтобы разобраться, как правильно квалифицировать затраты на обеспечение безопасности на транспорте для расчета себестоимости оказываемых услуг, обратимся к Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат предприятий автомобильного транспорта*(7). Согласно ее нормам затраты по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности, безопасности дорожного движения включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта в составе общепроизводственных затрат. В большинстве случаев затраты данного вида являются косвенными. Согласно этой Инструкции такие расходы нужно распределять только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально суммам прямых затрат. В то же время затраты другого, близкого вида (общехозяйственные расходы) делятся между всеми направлениями деятельности (видами перевозок и иными работами или услугами). Разница логична и объяснима, ведь расходы, связанные с транспортной безопасностью, имеют отношение к перевозкам (грузов, пассажиров), поэтому их и нужно делить только между упомянутыми объектами калькулирования (видами осуществляемых перевозок).
Организация вправе закрепить в учетной политике тот показатель, по которому можно наиболее объективно разделить общепроизводственные расходы между перевозками. И не обязательно речь идет о прямых расходах, хотя они являются основной частью затрат, формирующих себестоимость автомобильных перевозок и иных транспортных услуг. Для выбора иного показателя распределения затрат по обеспечению транспортной безопасности между объектами калькулирования нужны веские аргументы и экономическое обоснование. Необъективное же распределение косвенных расходов может исказить данные о себестоимости автомобильных перевозок и иных услуг и в итоге повлечь неоправданные корректировки в прибыли и в ценообразовании. Если есть какие-то сомнения, проще следовать предписаниям Инструкции.
Перейдем к налогообложению. В главе 25 НК РФ не поименованы расходы, связанные с обеспечением транспортной безопасности, но есть затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством. Они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Относительно вышеназванных актов по бухгалтерскому учету было сказано, что учет перечисленных затрат и расходов на обеспечение транспортной безопасности аналогичен. Почему бы такой вывод не сделать для целей налогообложения? Автор не видит препятствий тому, чтобы связанные с транспортной безопасностью затраты включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В частности, согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 затраты на оплату услуг персонала, проводящего предрейсовые медосмотры, уменьшают облагаемую прибыль как расходы на обеспечение нормальных условий труда (Письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2012 N 16-15/024879@). Это подтверждает сделанное автором выше предположение. Главное - помнить об обоснованности и документальном подтверждении затрат (Письмо Минфина РФ от 13.04.2012 N 03-03-06/4/26).
* * *
Прокомментированные изменения в целом направлены на усиление контроля (надзора) за выполнением требований по обеспечению транспортной безопасности. Перевозчикам ничего не остается, как туже затянуть пояса и следовать всем предписаниям, в противном случае штрафы могут последовать незамедлительно и в достаточно ощутимых суммах. Бухгалтеру нужно быть готовым к тому, чтобы правильно квалифицировать те или иные затраты, объективно распределить их на объекты калькулирования, а также учесть при налогообложении прибыли. Что касается уменьшения единого налога, уплачиваемого на УСНО, в списке разрешенных расходов "упрощенца" нет затрат ни по технике безопасности, ни по транспортной безопасности. Но это не означает, что такие затраты невозможно учесть. Ведь используются обобщенные названия, эти категории включают различные расходы, которые могут уменьшать единый налог на законных основаниях, перечисленных в ст. 346.16 НК РФ. А обязательный характер затрат, связанных с обеспечением транспортной безопасности, говорит об их экономической обоснованности, что важно как для "прибыльного", так и для "упрощенного" налогообложения.
С.В. Булаев,
редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
*(4) Закон N 131-ФЗ.
*(5) Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р.
*(6) Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(7) Утверждена Минтрансом 29.08.1995.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"