Интернет-банкинг: в поисках доверия и комфорта
Рост функциональности систем интернет-банкинга позволил банкам перевести в онлайн часть мелких клиентских транзакций. Следующий этап - наращивание объемов удаленных операций физических лиц - требует упрощения интерфейсов и роста доверия пользователей к системам дистанционного банковского обслуживания.
В 2010-2011 годах банки и их ИТ-партнеры ударно потрудились над расширением функциональности систем интернет-банкинга для физических лиц.
Как показало исследование "Эксперта РА", к началу 2012 года половина опрошенных банков стали предоставлять услугу автоматических платежей по графику (в начале 2011-го таких была только треть). Аналогичный прогресс наблюдается в части оформления заявок на кредит (31% сегодня против 18% годом ранее) и предоставления дополнительных услуг: онлайн-бронирование и оплата авиабилетов, пополнение счетов в системах электронных денег, и этот перечень можно продолжать.
По своему функционалу лучшие системы интернет-банкинга уже сейчас удовлетворяют среднего пользователя. До сих пор основной объем платежей через системы дистанционного банковского обслуживания для физических лиц связан, в первую очередь, с оплатой сотовой связи, платежами ЖКХ и погашением кредитов. Также востребованы информационные услуги: контроль состояния счетов, анализ расходов. Более продвинутыми сервисами пользуется далеко не каждый активный пользователь.
Крупные банки со своими командами разработчиков далеко превзошли требования среднего клиента, то же удалось и средним, и небольшим банкам, подключившимся к клубным системам. Последние переживают рост: например, число клиентов системы HandyBank выросло за год более чем вдвое - с 36 до 85 банков.
Рост функциональности систем интернет-банкинга и маркетинговые усилия банков позволили им за два года в три раза (с 8 до 26%) нарастить долю удаленных транзакций. Таким образом, банки перевели в Интернет множество небольших платежей, разгрузив свои операционные офисы. Но это только одна из задач, которую способна решать хорошая система интернет-банкинга. Вторая задача - рост комиссионных доходов за счет увеличения объемов операций - пока не решена. Об этом говорит слабый рост доли интернет-банкинга в объемах платежей. По итогам 2011 года только 8% банковских платежей физических лиц было совершено через Интернет, причем за последние четыре года этот показатель практически не изменился.
Главные причины слабого роста объемов - недоверие основной части населения к интернет-сервисам и относительная сложность большинства интерфейсов интернет-банкинга для рядовых клиентов. "Ключевой сдерживающий фактор - инертность основной массы розничной клиентской базы в части привычки использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа - даже в оффлайне, не говоря уже об Интернете", - комментирует Дмитрий Гондусов, генеральный директор системы HandyBank.
В условиях, когда, с точки зрения пользователя, большинство систем интернет-банкинга близки по функционалу, начинают работать другие факторы. Среди них - понятность интерфейса, круглосуточная работа, системы безопасности. Другой важный фактор - осознание клиентов, что банк готов идти им навстречу в решении спорных вопросов.
Безопаснее и проще
Банки модернизируют свои системы ДБО для защиты от злоумышленников, однако добиться высокого уровня доверия пользователей к системам интернет-банкинга им пока не удалось. Переломить ситуацию могли бы повсеместное страхование рисков, связанных с действием сотрудников банка или третьих лиц, и публикация информации о том, как такое страхование защитило клиента в спорной ситуации. Однако как показало исследование, только пять из опрошенных 69 банков и компаний страхуют риски, связанные со злоумышленными действиями третьих лиц, и семь - риски потерь, вызванных действием или бездействием своих сотрудников.
Другой ключевой вопрос - создание дружественного пользователю интерфейса. Многие системы интернет-банкинга все еще остаются достаточно сложными для восприятия. В большинстве своем они разработаны "технарями для технарей". Чтобы провести более или менее сложную транзакцию, пользователь должен обладать определенными навыками и знаниями. Люди в возрасте до 30 лет трудностей с этим обычно не испытывают, а для пользователей старшего поколения освоить систему интернет-банкинга бывает очень сложно. Это приводит к тому, что значительное число потенциальных пользователей, пусть даже и подключенных формально к системам ДБО, каких-либо операций в них не совершают.
Одним из выходов могло бы стать создание облегченных версий систем интернет-банкинга, способных значительно облегчить и ускорить навигацию в среде интернет-банкинга.
Рост обеспечат "середнячки"
Интернет-банкинг с хорошей функциональностью стал одним из важных факторов, на которые обращают внимание клиенты. Физические лица охотнее пополняют счета, над которыми у них больший контроль: можно быстро посмотреть состояние счетов и совершить необходимые транзакции. По оценкам "Эксперта РА", банки, располагающие лучшим интернет-банкингом, активнее привлекают средства частных клиентов.
Лидирующие позиции в итоговом рейтинге функциональности "Эксперта РА" занимают мультибанковские системы HandyBank и Faktura. ru, а также Банк24.ру, Альфа-Банк и СКБ-Банк. Текущая инфраструктура наиболее продвинутых систем позволяет предоставлять широкий набор платежных функций, а большое количество получателей платежей делает проведение операций через систему "клиент-банк" более простым и оперативным.
Подавляющее большинство систем интернет-банкинга предоставляют клиентам возможность не только осуществлять внешние платежи в адрес поставщиков товаров и услуг, но и производить операции с финансовыми инструментами внутри банка. Однако ряд крупных банков, ориентированных на работу с розницей, все еще не могут претендовать на высокие места в рейтинге по причине недостаточно большого количества мерчантов*(1) в системе и отсутствия таких сервисов, как выпуск виртуальной карты или возможность совершить платежи в адрес государственных органов. Многие банки не предоставляют услугу дистанционного подключения интернет-банка ("Петрокоммерц", ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк), в системе Банка Русский Стандарт не предусмотрена возможность автоплатежей, а интернет-банкинг Ситибанка не позволяет пополнить счет клиента ни в одной из систем электронных денег.
Напротив, хорошие позиции в рейтинге заняли госбанки - ВТБ24 и Сбербанк, отказавшиеся от участия в прошлогоднем исследовании. Банк "Тинькофф Кредитные системы" работает над расширением функциональности своей системы интернет-банкинга.
Насыщение внутрибанковского платежного функционала многих систем дистанционного обслуживания уже произошло. Спрос на принципиально новые технические услуги со стороны банковских клиентов невелик, поэтому рост уровня функциональности систем интернет-банкинга в 2012 году обеспечат не столько лидеры, сколько "середнячки" рейтинга, которые будут копировать лучшие наработки.
Существуют два пути дальнейшего развития: совершенствование уже созданных систем без коренной переработки или их идейное развитие.
Первый путь подразумевает ориентацию на среднего пользователя и, как следствие, некоторое упрощение интерфейса, слабый прогресс в функциональности, акцент на привлечение миллионов клиентов. Маркетинговые усилия банков и клубных операторов по привлечению клиентов уже в ближайшие год-два могут привести к росту доли активных пользователей выше 10%. Принято считать, что этот уровень активных пользователей - порог, после которого может начаться этап взрывного роста числа активных пользователей и, вследствие этого, объема комиссионных доходов от систем интернет-банкинга.
Второй путь - ориентация на продвинутого пользователя, работу в качестве витрины финансового супермаркета с индивидуально формирующимися предложениями для пользователей. Он более затратен и имеет смысл для тех кредитных организаций, которые свою ключевую нишу видят именно в предоставлении дистанционных сервисов.
Продвинутые пользователи хотят, чтобы интернет-банкинг превратился в систему управления семейным бюджетом. Она дает возможность работы с нескольких аккаунтов с различными лимитами, настройками безопасности и, возможно, персонифицированными интерфейсами. Например, старшее поколение семьи сможет пользоваться адаптированным и упрощенным управлением счетами. Младшее - получит ограничения по лимитам. Другая особенность - возможность выгрузки статистики не только во временном разрезе, но и в разрезе типов операций. В таком интернет-банкинге пользователь легко сможет сформировать, например, отчет по тратам на продукты за несколько лет.
Важнейший фактор развития интернет-банкинга - взятый государством курс на снижение доли наличного оборота. Это даст рост объема транзакций через интернет в денежном выражении и подтолкнет банки вкладывать большие средства в развитие своих систем. При этом банки, перешедшие от технического подхода к оценке субъективного восприятия пользователей, смогут существенно укрепить свои позиции.
Клиентам больше нравятся банки с хорошими системами интернет-банкинга*(2)
Группа банков по рейтингу общей функциональности | Средний темп прироста средств ФЛ на счетах 01.01.12/01.01.11 |
1-10 | 37% |
11-30 | 28% |
30-50 | 27% |
Прочие | 16% |
Источник: оценка "Эксперт РА" по данным анкет банков и ЦБ РФ. |
Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга
В этом рейтинге мы оценили функции и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал.
Анализ проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (вес 34%), внутренние операции (40%) и сервисные функции, информационная и финансовая безопасность (26%).
Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.
Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения.
Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба.
Удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место системы интернет-банкинга в рейтинге.
При формировании рейтинга в марте 2012 года учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались. Например, возможность дистанционного подключения услуги интернет-банка, оформления заявок на валютный перевод и денежных переводов в оффлайн. Корректировки незначительны, поэтому методики являются сопоставимыми.
Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По ее результатам ряд баллов пришлось скорректировать. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, начислены штрафные баллы.
Итоговый рейтинг функциональности систем интернет-банкинга
Система интернет-банкинга | Банк | Место в рейтинге | |||
Итоговый рейтинг | Внешний платежный функционал (вес 34%) | Внутренний функционал и сервисные функции (вес 40%) | Информационная и финансовая безопасность (вес 26%) | ||
Система HandyBank | Банки-участники системы HandyBank* | 1 | 1 | 6 | 1 |
Интернет-банк | "Банк24.ру" (ОАО) | 2 | 3 | 1 | 2 |
Альфа-Клик | ОАО "Альфа-Банк" | 3 | 4 | 10 | 10 |
"Банк-на-Диване" | ОАО "СКБ-банк" | 4 | 6 | 3 | 11 |
Faktura.ru | Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ)** | 5 | 5 | 15 | 14 |
"Домашний Банк" и "HandyBank" | ООО КБ "Алтайэнергобанк" | 6 | 2 | 33 | 17 |
Телебанк ОАО "МИнБ" | ОАО "МИнБ" | 7 | 13 | 10 | 5 |
МКБ Онлайн | ОАО "Московский Кредитный Банк" | 8 | 9 | 11 | 9 |
Электронный банк | Пробизнесбанк и другие банки Финансовой Группы Лайф (кроме Банка24.ру) | 9 | 10 | 9 | 8 |
Сбербанк ОнЛ@йн | ОАО "Сбербанк России" | 10 | 11 | 5 | 14 |
Интернет-банк | ЗАО "Банк Русский Стандарт" | 11 | 15 | 16 | 5 |
"АТБ-онлайн" | "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО) | 12 | 8 | 38 | 3 |
SBANK.RU ПРИВАТ | СБ Банк (ООО) | 13 | 34 | 2 | 10 |
"Авангард Интернет-Банк" | ОАО АКБ "Авангард" | 14 | 7 | 12 | 18 |
"КУБ-Direct" | "КУБ" ОАО | 15 | 22 | 16 | 6 |
Интернет-банк PSB-Retail | ОАО "Промсвязьбанк" | 16 | 14 | 5 | 25 |
"Телебанк" | ОАО "УБРиР" | 17 | 27 | 4 | 11 |
Интернет-банк | ОАО "ТрансКредитБанк" | 18 | 29 | 9 | 13 |
"Телебанк" | ВТБ 24 (ЗАО) | 19 | 20 | 14 | 23 |
Номос-Линк | "Номос-Банк" (ОАО) | 20 | 21 | 12 | 5 |
Мобибанк | ЗАО "Уралприватбанк" | 21 | 17 | 7 | 17 |
Частный Клиент | ОАО "РГС Банк" | 22 | 24 | 20 | 12 |
Открытие Online | ОАО Банк "Открытие" | 23 | 25 | 15 | 11 |
Интернет-банк | ООО "ХКФ Банк" | 24 | 32 | 17 | 7 |
Citibank Online | ЗАО КБ "Ситибанк" | 25 | 37 | 11 | 14 |
Интернет-банкинг | ОАО "МТС-Банк" | 26 | 18 | 13 | 18 |
Абсолют On-Line | АКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) | 27 | 12 | 23 | 12 |
Онлайн Партнер | ОАО "АИКБ "Татфондбанк" | 28 | 19 | 21 | 24 |
Интернет-Банк 24/7 | "Запсибкомбанк" ОАО | 29 | 35 | 25 | 4 |
Интернет-банк "МДМ online" | ОАО "МДМ Банк" | 30 | 33 | 24 | 14 |
ЛОКО Онлайн | КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) | 31 | 36 | 22 | 15 |
СМП ON-Банк | ОАО "СМП Банк" | 32 | 31 | 19 | 20 |
УРАЛСИБIИНТЕРНЕТ-БАНК | ОАО "Уралсиб" | 33 | 42 | 18 | 11 |
TRUST ONLINE | НБ "ТРАСТ" (ОАО) | 34 | 44 | 21 | 20 |
ДБО BS-Client. Частный клиент | ОАО "Банк "Санкт-Петербург" | 35 | 43 | 16 | 14 |
Enter.UniCredit | ЗАО ЮниКредит Банк | 36 | 46 | 15 | 29 |
BSS | ООО КБ "Росавтобанк" | 37 | 23 | 29 | 22 |
"PKB On-line" | ОАО Банк "Петрокоммерц" | 38 | 50 | 20 | 14 |
Меткомбанк-Онлайн | ОАО "Меткомбанк" | 39 | 30 | 28 | 18 |
Телебанк с электронно-цифровой подписью, Телебанк Экспресс | ООО КБ "Кольцо Урала" | 40 | 47 | 8 | 16 |
БСС ДБО Частный Клиент | АБ "БПФ" (ЗАО) | 41 | 38 | 36 | 17 |
"ДБО BS-CLIENT. Частный клиент" | ОАО КБ "Агропромкредит" | 42 | 16 | 32 | 19 |
Интернет-Банк | ОАО "Курскпромбанк" | 43 | 54 | 30 | 11 |
U-Bank | КБ "Юниаструм Банк" (ООО) | 44 | 26 | 29 | 22 |
Raiffeisen CONNECT | ЗАО "Райффайзенбанк" | 45 | 52 | 23 | 19 |
"Частный клиент" компании BSS | ОАО КБ "Севергазбанк" | 46 | 41 | 30 | 15 |
Интернет-Офис | ОАО "Номос-Региобанк" | 47 | 51 | 24 | 16 |
КИТ-Коннект | КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) | 48 | 49 | 34 | 15 |
"АК Барс Online" | ОАО "АК Барс" Банк | 49 | 39 | 27 | 27 |
Ижкард.Ру | АКБ "Ижкомбанк" (ОАО) | 50 | 45 | 39 | 21 |
Nordea online | ОАО "Нордеа Банк" | 51 | 55 | 34 | 19 |
Интернет-Платежи | ЗАО ГКБ "Автоградбанк" | 52 | 40 | 30 | 17 |
Система "Мегапэй" | ОАО АКБ "Связь-Банк" | 53 | 48 | 26 | 26 |
Интернет Клиент-Банк CBS, Интернет-Банк Faktura.ru | ЗАО "СтарБанк" | 54 | 55 | 35 | 20 |
Ellips-mobile | ОАО КБ "Эллипс банк" | 54 | 55 | 31 | 26 |
WEB-банк. Поставщик OpenWay | ОАО КБ "Солидарность" | 55 | 28 | 37 | 24 |
Интернет-Банк | ОАО "Тверьуниверсалбанк" | 56 | 53 | 40 | 28 |
InterBank Retail | "БУМ-Банк", ООО | 57 | 56 | 41 | 29 |
Источник: оценка "Эксперта РА" по данным анкет банков. | |||||
* ОАО Банк АВБ, ОАО "Волго-Камский банк", АКБ "Славия" (ЗАО) и другие (всего более 80 банков). Только часть банков-участников предоставляет полный функционал, доступный в системе HandyBank. | |||||
** ОАО КБ "Акцепт", ОАО "Крайинвестбанк", Банк "Левобережный" (ОАО), Банк "Резерв" (ОАО), ОИКБ "Русь" (ООО), ООО "Хакасский муниципальный банк", ООО "Камкомбанк" и другие (всего более 100 банков). Только часть из банков-партнеров предоставляет полный функционал, доступный в системе Faktura.ru. |
Топ-5 банков по внешнему функционалу*(3)
Место | Интернет-банкинг | Число поставщиков услуг, всего, шт. | в т.ч. Интернет-магазины, шт. | Выбор, бронирование и оплата авиабилетов | Онлайн-конвертация валют | Платеж на произвольные реквизиты | Пополнение Visa российских эмитентов | Пополнение MasterCard российских эмитентов | Денежные переводы в оффлайн, число систем |
1 | Банки-участники HandyBank | 6784 | 1553 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | ООО КБ "Алтайэнергобанк" | 5100 | 2543 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
3 | "Банк24.ру" (ОАО) | 4151 | 25 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
4 | ОАО "Альфа-Банк" | 4340 | 2500 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
5 | Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) | 5386 | 2* | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Источник: оценка "Эксперта РА" по данным анкет банков. | |||||||||
* Цифра была скорректирована по итогам выборочной проверки. |
С. Волков,
"Эксперт РА"
А. Картуесов,
"Эксперт РА"
В. Тетерин,
"Эксперт РА"
"БДМ. Банки и деловой мир", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Merchant Account - это уникальный номер (счет) в платежной системе, который позволяет принимать платежи по платежным картам. Открывая Merchant Account, банк соглашается зачислять на счет средства, полученные в результате операций по платежным картам, в обмен на снятие средств со счетов покупателей в банках-эмитентах.
*(2) Данные по банкам, предоставившим анкеты, в т.ч. по входящим в клубные системы. Данные очищены от выбросов.
*(3) Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль - отсутствие. В таблице приведено 8 параметров, всего оценивался 21 параметр. Полная версия таблицы опубликована на сайте www.raexpert.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"