Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы от 23.05.2012 N ММВ-7-2/348
ФНС России осуществляет лицензирование деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции; а также по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В представленном документе утверждены формы, используемые в процессе лицензирования этих видов деятельности.
Виды деятельности, которые подлежат лицензированию, указаны в части первой статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ). Среди них значатся:
- производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Лицензированием перечисленных видов деятельности занимается ФНС России. Это следует из Перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957.
К полномочиям лицензирующих органов относится, в том числе, утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов. Об этом говорится в пункте 3 части второй статьи 5 Закона N 99-ФЗ.
Таким образом, опубликованный приказ ФНС России издала во исполнение своих полномочий. Этим приказом, в частности, утверждены формы заявлений о предоставлении лицензии, ее дубликата, копии, а также о переоформлении лицензии в связи с:
- реорганизацией юридического лица;
- намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии;
- прекращением лицензируемого вида деятельности по адресу места ее осуществления, указанному в лицензии;
- изменением наименования юридического лица, места его нахождения, изменением места жительства, фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
Кроме того, рассматриваемым нормативным актом утверждены формы:
- заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- описи документов к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии;
- уведомлений о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии, о прекращении ее действия;
- решений о рассмотрении заявления о предоставлении лицензии и о возврате названного заявления, а также о переоформлении лицензии и о возврате этого заявления;
- предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- выписки из реестра лицензий.
Как предоставить заявление на получение лицензии
В соответствии со статьей 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии необходимо подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по установленной форме. К заявлению должны быть приложены:
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
- копии тех документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Эти документы должны свидетельствовать о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям. В числе указанных бумаг могут быть копии документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
- опись прилагаемых документов.
В лицензирующий орган заявление и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии может:
- предоставить непосредственно;
- направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- направить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Заявление и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи. Ее копия с отметкой о дате приема указанных бумаг вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Допустим, заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушениями или необходимые документы представлены не в полном объеме. Тогда лицензирующий орган вручает (направляет по почте) соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют. При поступлении надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает:
- решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов;
или
- решение о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
Заявление может содержать указание на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа. Тогда в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии:
- копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов;
или
- уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.
Выдача дубликата и копии лицензии
В случае утраты или порчи лицензии необходимо обратиться в лицензирующий орган, который предоставил лицензию, с заявлением о предоставлении ее дубликата. К заявлению следует приложить:
- документ, подтверждающий уплату госпошлины за предоставление такого дубликата;
- испорченный бланк лицензии (в случае порчи лицензии).
Для получения копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, лицензиат направляет заявление о предоставлении копии лицензии.
Лицензиат вправе направить в лицензирующий орган заявление о предоставлении дубликата или копии лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Допустим, в заявлении указано на необходимость предоставления дубликата или копии лицензии в форме электронного документа. Тогда лицензирующий орган направляет лицензиату дубликат или копию лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Основание - статья 17 Закона N 99-ФЗ.
О реестре лицензий
Согласно статье 21 Закона N 99-ФЗ, лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Реестр лицензий ведется на электронных носителях.
Основанием для внесения соответствующей записи в этот реестр является решение, принятое в установленном порядке лицензирующим органом.
Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно на основании заявления о предоставлении таких сведений. Эти сведения передаются заявителям или направляются им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в виде:
- выписки из реестра лицензий;
- либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении;
- либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений. Она выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Сведения о конкретной лицензии могут быть также направлены заявителю по его обращению в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.