Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду: порядок привлечения к ответственности
В целях повышения эффективности надзорных мероприятий Росприроднадзора за внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством РФ сроки, предупреждения административных правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ лиц, совершивших административное правонарушение, утверждены Методические рекомендации *(1). С основными положениями документа читателей знакомит наш эксперт.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ
Выяснению по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, с учетом требований ст. 26.1 КоАП РФ, подлежат:
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении | Комментарий |
Наличие события административного правонарушения | Событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду лицом, на которое законодательством РФ возложена обязанность вносить такую плату |
Лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность | Лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ, признается природопользователь, а именно: - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; - индивидуальный предприниматель; - иностранное физическое лицо* |
Виновность лица в совершении административного правонарушения | Виновность лица, являющегося плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяется фактом невнесения в установленные законодательством РФ сроки данной платы. Этот факт подтверждается документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, аккумулирующего информацию о поступивших платежах за негативное воздействие на окружающую среду на подведомственной территории. Финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора получают информацию о перечислении природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, обрабатывают данную информацию и предоставляют уполномоченным должностным лицам Росприроднадзора сведения о природопользователях, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду |
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность | При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ): - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; - добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; - добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; - совершение административного правонарушения несовершеннолетним; - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ |
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении | Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ): - отсутствие события административного правонарушения; - отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); - действия лица в состоянии крайней необходимости; - издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; - отмена закона, установившего административную ответственность; - истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; - наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; - смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении |
Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения | Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ст. 29.13 КоАП РФ) |
* В соответствии со ст. 55 ГК РФ обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признано быть не может, так как самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей только от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также при наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности со всеми необходимыми полномочиями. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Природопользователь в случае простоя, консервации и иного приостановления хозяйственной деятельности также признается лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. |
Порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях по ст. 8.41 КоАП РФ
Возбуждение дела об административном правонарушении, проведение административного расследования и вспомогательные процедуры
Выявление фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Финансовое подразделение соответствующего территориального органа Росприроднадзора после аккумулирования данных о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду представляет уполномоченному должностному лицу территориального органа Росприроднадзора список природопользователей, перечисливших в установленный законодательством РФ срок плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - список).
Уполномоченное должностное лицо территориального органа Росприроднадзора проводит сверку списка с соответствующим приказом Минприроды "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории субъекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"*(2) и определяет:
- природопользователей, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечисливших в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- природопользователей, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отсутствующих в списке природопользователей, перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок.
Блок-схема выявления фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду представлена на стр. 63.
Выявление фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
/--------------------------------------------------------------\
|Наступление срока перечисления платы за негативное воздействие|
| на окружающую среду - 20-е число месяца, |
| следующего за отчетным периодом |
\--------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------------------------------\
| Финансовые подразделения |
| территориальных органов Росприроднадзора |
|-----------------------------------------------------------------|
| Аккумулирование информации о перечислении природопользователями |
| платы за негативное воздействие на окружающую среду |
| (до 45 дней с момента наступления срока перечисления платы |
| за негативное воздействие на окружающую среду) |
\-----------------------------------------------------------------/
| Представление списков
| лиц, перечисливших плату
| за негативное воздействие
| на окружающую среду
| должностному лицу
| Росприроднадзора
/-------------------------------------------------------\
|Осуществление должностным лицом территориального органа|
| Росприроднадзора анализа поступивших данных |
\-------------------------------------------------------/
|
| /----------------------------------------\
Природопользователи, | |Выявление инспектором Росприроднадзора |
подлежащие | | по итогам анализа поступивших данных |
региональному | | признаков административного правонару- |
экологическому | |шения - невнесения в установленные сроки|
контролю | | платы за негативное воздействие на |
| |окружающую среду от природопользователя |
| \----------------------------------------/
|
/----------------------\ |
|Направление материалов| | Природопользователи,
| в надзорные органы | | подлежащие
| субъектов РФ | | федеральному
\----------------------/ | экологическому
| контролю
/---------------------------------------\
| Возбуждение дела об административном |
| правонарушении (по ст. 8.41 КоАП РФ) |
| и проведении административного |
|расследования (ст. 28.1 и 28.7 КоАП РФ)|
\---------------------------------------/
Возбуждение дела об административном правонарушении. По окончании проведения данной сверки федеральный государственный инспектор территориального органа Росприроднадзора (далее - инспектор):
- подготавливает и направляет информацию о природопользователях, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, перечисливших в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду, в надзорный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для принятия надлежащих мер в отношении природопользователей, подлежащих региональному экологическому надзору, не перечисливших плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке;
- в отношении природопользователей, подлежащих федеральному государственному надзору, информация о которых отсутствует в списке, в связи с возможным невнесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке в соответствии со ст. 28.1 и 28.7 КоАП РФ выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приведено в приложении 4 к Методическим рекомендациям) и проводит административное расследование.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должны быть указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об административном правонарушении, для обоснования проведения административного расследования, например, истребование сведений, получение дополнительной информации и т.д.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с получением отметки физического лица или законного представителя юридического лица о вручении ему определения.
Блок-схема действий инспекторов Росприроднадзора при выявлении фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду приведена на стр. 64.
Действия инспекторов Росприроднадзора при выявлении фактов невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Должностное лицо Росприроднадзора (инспектор) |
/--------------------------------------\ /--------------------------------\
|Обнаружение инспектором в ходе анализа| |Копия определения о возбуждении |
|поступивших данных от соответствующего| |дела об административном право- |
|финансового подразделения Росприрод- | |нарушении и проведении админис- |
|надзора данных об отсутствии внесения | |тративного расследования в те- |
|(перечисления) платы за негативное | |чение суток вручается под рас- |
|воздействие на окружающую среду лицом,| |писку либо высылается лицу пос- |
|признающимся плательщиком данной платы| |редством почтовой связи заказным|
\--------------------------------------/ |письмом с уведомлением о вруче- |
| |нии или нарочным |
| \--------------------------------/
Возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ) |
Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования |
/------------------------------------------------------------------\
| Выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении |
|------------------------------------------------------------------|
|Вынесение определения об истребовании сведений, необходимых для |
| разрешения дела об административном правонарушении |
| (ст. 16.10 КоАП РФ) |
\------------------------------------------------------------------/
/------------------------------------------------------------------\
| Окончание административного расследования. Срок проведения |
|административного расследования - не более одного месяца с момента|
| возбуждения дела об административном правонарушении |
\------------------------------------------------------------------/
|
/-----------------------------------------\
/---------------------------\ /----------------------------\
|Протокол об административ- | |Постановление о прекращении |
| ном правонарушении | | дела об административном |
\---------------------------/ | правонарушении |
| \----------------------------/
Рассмотрение дела об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ |
Вынесение определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении |
Вынесение определения о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении |
Внесение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела |
/--------------------------------------\
/---------------------------\ /-------------------------------\
| Постановление о назначении| | Постановление о прекращении |
|административного наказания| | производства по делу об |
|по ст. 8.41 КоАП РФ | |административном правонарушении|
\---------------------------/ \-------------------------------/
Проведение административного расследования. Выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении. В рамках проведения административного расследования инспектор, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ направляет в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (приведено в приложении 5 к Методическим рекомендациям).
При определении даты представления либо непредставления истребуемых сведений следует руководствоваться положением ст. 26.10 КоАП РФ, устанавливающей, что истребуемые сведения должны быть направлены лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в трехдневных срок со дня получения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. При невозможности представления указанных сведений лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обязано в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме инспектора, вынесшего указанное определение.
Срок проведения административного расследования. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству инспектора, в производстве которого находится дело об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ, может быть продлен решением руководителя Росприроднадзора, руководителя территориального органа Росприроднадзора, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или их заместителями на срок не более одного месяца.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
Окончание административного расследования. По окончании административного расследования инспектор составляет протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ либо выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении
Уведомление лиц, привлекаемых к административной ответственности. Лица, привлекаемые к административной ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении для реализации установленных законом и требованиями ст. 28.2 КоАП РФ прав данных лиц.
Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (приведено в приложении 6 к Методическим рекомендациям) вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, или законному представителю лица посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
К сведению. Инспекторам следует учитывать, что нарушение установленных законодательством РФ прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, может явиться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении (приложение 7 к Методическим рекомендациям) составляется с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, помимо сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, должен содержать:
- данные об обстоятельствах обнаружения административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ (например, реквизиты соответствующего документа (справки и т.п.) финансового подразделения Росприроднадзора об отсутствии внесения лицом, привлекаемым к административной ответственности, платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.п.);
- нормы закона, которые были нарушены (ст. 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 28 "Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него" Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 23 "Плата за размещение отходов" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и т.п.);
- указание на виновность лица в совершении административного правонарушения;
- ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (направленные запросы/поручения, полученные ответы, истребованные документы, объяснения и т.п.);
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вручение протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, его законного представителя или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела. Рассмотрению дела об административном правонарушении предшествует уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте, времени и вызове лиц на рассмотрение дела.
Для осуществления данного уведомления инспектор выносит следующие определения:
- о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (приведено в приложении 8 к Методическим рекомендациям);
- о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении (приведено в приложении 9 к Методическим рекомендациям).
Указанные определения вручаются под расписку либо высылаются физическому лицу или законному представителю юридического лица посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно.
Постановление о назначении административного наказания. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (приведено в приложении 10 к Методическим рекомендациям) либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приведено в приложении 11 к Методическим рекомендациям) в соответствии с требованиями ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ и с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.
Обратите внимание! Управлением государственного экологического надзора Росприроднадзора ежеквартально проводится работа по обобщению результатов проведенной работы по привлечению природопользователей к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
А.К. Попов,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, утв. Приказом Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213.
*(2) Список природопользователей по каждому субъекту РФ утвержден отдельным приказом Минприроды (всего 83 приказа). Официальный список: http/rpn.gov.ru.node/1895.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"