Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза
В статье рассматривается проблема создания в высшем учебном заведении такой диагностической системы, которая позволяет оценивать педагогическую деятельность на основе общепринятого системообразующего фактора - виды работ преподавателя. Показывается, что оценивание качества выполнения каждого вида работ преподавателя вуза следует рассматривать как подсистему в целостной системе оценивания. Особое внимание уделяется обоснованию системообразующего фактора, необходимости разработки критериев оценки каждого вида работ, форм, способов, средств, технологии оценивания, а также этапам и условиями эффективного функционирования в вузе системы оценивания качества педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что стремительные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования (далее: ВПО) в последние годы, требуют разработки в высшем учебном заведении (вузе) обоснованной системы оценивания качества педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС).
Такая система может стать действенным фактором повышения эффективности всего образовательного процесса вуза, потому что она направлена на активизацию личностного и профессионального потенциала преподавателя как его ключевой фигуры, стимулирование активности и творчества педагогов, контроль педагогической деятельности, поиск наиболее оптимальных путей совершенствования обучения, воспитания, развития студентов, на непрерывное повышение педагогического мастерства. Эта система направлена, в том числе, на реализацию принципов новой системы оплаты труда преподавателей вузов и выполнение роли эффективного инструмента руководителя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения для определения стимулирующих выплат заработной платы ППС.
Анализ современной отечественной образовательной практики показывает, что только в некоторых вузах страны налажена регулярная работа по оцениванию преподавателей. Так, с 2001 г. в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) студентам один раз в семестр предлагается анонимно оценить по пятибалльной шкале каждого преподавателя, который проводил у них учебные занятия в течение семестра, по следующим характеристикам: систематичность и ясность изложения материала, контакт с аудиторией, возможность внеаудиторного общения. Студенты также могут оставить замечания и какие-то высказывания, касающиеся работы преподавателей. По результатам анкетирования студентов рассчитываются средние баллы, набранные каждым преподавателем по каждому из указанных выше аспектов деятельности. Обработанная таким образом информация поступает руководству университета, деканам факультетов, а также заведующим кафедрами, которые, в случае необходимости, доводят ее до сведения преподавателей [1]. Невольно возникают вопросы: почему для оценки студентами выбраны только эти, а не другие характеристики деятельности преподавателя вуза? Что выступает в качестве основания для оценивания ППС?
Наши наблюдения показывают, что и в других вузах, как правило, в период подготовки к проверкам, лицензированию, аккредитации и в других неординарных случаях, предпринимаются попытки оценивания качества деятельности педагогических кадров в формах внутреннего аудита, работы аттестационных комиссий, анкетирования студентов ("Преподаватель глазами студентов") и т.п. Однако через некоторое время эта работа затихает и перестает осуществляться до следующего случая. Очевидно, что целенаправленная и планомерная работа в данном направлении не имеет системного подхода, в высшей школе не спроектирована и не функционирует эффективная система оценивания качества деятельности ППС.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы кратко обосновать основные элементы (подсистемы) системы оценивания качества деятельности профессорско-преподавательского состава медицинского вуза в соответствии с теми видами работ, которые они выполняют в течение учебного года.
Прежде всего, следует определиться с такими терминами и их понятиями, как "оценка", "оценивание", "качество деятельности" применительно к ППС вуза. В научных источниках [1. 239] оценка, как правило, соотносится с проверкой знаний, умений и навыков учащихся, а оценка деятельности ППС вуза не рассматривается. Однако отметим, что существует точка зрения, когда педагогическая оценка понимается как "...процесс соотнесения результата деятельности... или хода самой деятельности с заранее заданными эталонами" [3. 237], и этот подход нам представляется наиболее продуктивным для дальнейших размышлений.
Определений понятия "оценивание" нами не обнаружено. Мы полагаем, что оценивание - это процедура качественно-количественного анализа хода и результатов какого-либо явления для принятия дальнейших управленческих или иных, в том числе - педагогических, решений.
В прямой постановке определение понятия "качество деятельности ППС вуза" нами не выявлено. Вместе с тем отмечается, что "качество образования - степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" [4. 120]. Специалисты по данной проблеме считают, что с процессуальной точки зрения качество образования в вузе является сбалансированным соответствием цели, содержания, методов, форм, средств, технологий педагогического процесса образовательным потребностям человека и общества, устанавливаемым государством стандартам и требованиям. С результативной точки зрения качество образования в вузе рассматривается как уровень развития студентов, их профессиональная подготовленность, достигнутые в результате воспитания и обучения (профессионального образования) [5. 76]. Отсюда, как нам представляется, качество деятельности ППС вуза - ее соответствие требованиям, которые к этой деятельности предъявляются; это определенный (и не всегда высокий!) уровень выполнения педагогом функциональных обязанностей в процессе образования.
В своих дальнейших рассуждениях мы ориентируемся на следующее определение понятия "система": (от греч. - целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [6].
Исходя из выше изложенного, мы определяем, что оценивание качества деятельности ППС вуза - процедура всестороннего соотношения (сопоставления, сличения) процесса и результатов деятельности педагогов с заранее разработанными критериями оценки, а также выявления тенденций, сильных и слабых сторон этой деятельности. Система оценивания качества деятельности ППС вуза представляет собой совокупность элементов (компонентов, подсистем), позволяющих всесторонне и объективно сопоставить процесс и результаты деятельности преподавателей с предъявляемыми требованиями, выявить причины успехов и неудач для принятия обоснованных решений. Разработать систему оценивания качества деятельности ППС вуза - значит обосновать совокупность названных элементов, критериев и показателей оценки, а также уровней достижения качества педагогической деятельности.
Определившись в терминах и их понятиях, нужно ответить на вопросы: что же нужно оценивать в деятельности преподавателя вуза? Что должно выступать в качестве объективной и единой основы для оценивания деятельности ППС вуза?
Существует мнение, что в современных условиях функционирования ВПО "... компетенции становятся (точнее, должны стать) критериями оценки эффективности деятельности... отдельных преподавателей" [7]. Однако следует иметь в виду, что компетенции - это результаты совместной деятельности преподавателя и студентов, достижение которых зависит от многих объективных и субъективных факторов. В профессиональном образовании студентов - взрослых людей большая часть ответственности за результаты ложится на их плечи. Поэтому ставить степень формирования и развития компетенций в качестве основного критерия оценки ППС было бы не правильно.
Мы полагаем, что в качестве основания для разработки системы оценивания качества деятельности ППС вуза следует положить виды этой деятельности, которые представлены в нормативно-правовых актах, действующих в системе образования Российской Федерации [например, 8]. На их основе в каждом вузе разрабатываются соответствующие документы. Так, в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ректором вуза утверждено "Положение о порядке планирования и учета работы профессорско-преподавательского состава" (Положение). В нем установлены 7 видов работ преподавателя: учебная, учебно-методическая, учебно-воспитательная, организационно-методическая, научно-исследовательская, лечебная, повышение квалификации. Каждый из этих видов работ ППС вуза и следует оценивать. Именно виды работ, как нам представляется, являются объективным и единым основанием - системообразующим фактором - для оценивания качества деятельности преподавателя вуза за определенный отрезок времени (месяц, семестр, учебный год).
При этом оценивание качества каждого из семи видов работ ППС вуза следует рассматривать как подсистему в целостной системе оценивания качества деятельности педагогов. В каждой подсистеме целесообразно выделить ее элементы (компоненты), которые в Положении частично представлены, однако нуждаются в конкретизации и дополнении. Оценки качества каждого вида работ в своей совокупности определят итоговую оценку труда преподавателя вуза.
Для процедуры оценивания качества каждого вида деятельности (работ) ППС вуза стоит задача разработки критериев их оценки. В настоящее время вопрос о критериях качества педагогической деятельности остается дискуссионным. Это связано с тем, что педагогическая деятельность является многоаспектной и полирезультативной, а сами результаты могут быть как явными, так и не явными, индивидуальными и коллективными (групповыми), и носят, как правило, отсроченный характер. В первом приближении такими критериями оценки можно рассматривать степень сформированности, представленности, проявления, полноты и т.п. определённого вида деятельности (работ) преподавателя. При этом каждый критерий должен иметь несколько диагностируемых показателей (признаков). Очевидно, что данная задача нуждается в дополнительной проработке и обсуждении с экспертной педагогической общественностью.
Система оценивания качества деятельности ППС вуза предполагает не только наличие наиболее объективного и единого основания, каковым мы предлагаем считать виды работ преподавателя медицинского вуза. Она включает комплекс взаимосвязанных форм, способов и средств оценивания. К организационным формам мы относим:
- оценивание ППС вуза обучающимися (студентами, аспирантами, слушателями);
- оценивание преподавателей со стороны заведующего кафедрой, декана факультета, руководителей других структурных подразделений, непосредственно взаимодействующих с педагогами;
- оценивание преподавателей коллегами (взаимооценка) по кафедре (структурному подразделению вуза);
- самооценивание преподавателем.
Способы и средства оценивания могут быть самыми разнообразными: анкетирование, тестирование, индивидуальная или групповая беседа, аттестация, отчет преподавателя (устный, письменный), заслушивание, самоотчет, анализ выполнения индивидуальных планов и др. Для проведения анкетирования и составления анкет, позволяющих оценить, например, учебную работу преподавателя, можно использовать подход, разработанный научной школой Н.В. Кузьминой, в котором рассматривается пять компонентов индивидуальной деятельности преподавателя, адекватных его способностям: гностический, исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский [9. 93]. Каждый из этих компонентов имеет свои показатели, и степень их проявления по определенной шкале измерений могли бы оценить респонденты (эксперты).
Необходимо подчеркнуть, что оценивание качества деятельности ППС не должно основываться только, например, на результатах анкетирования студентов, или наблюдениях заведующего кафедрой и т.п. Для достижения объективности результатов оценивания следует, по возможности, применять все формы, разнообразные способы и средства.
Кроме этого, целесообразно оценивать уровни достигнутого качества деятельности педагогов как по каждому виду работ, так и в целом по педагогической деятельности ППС вуза. Как возможные варианты полагаем, что такими уровнями могут быть: высокий, удовлетворительный, низкий; соответствующий требованиям, в основном соответствующий требованиям, не соответствующий требованиям. Каждый из уровней должен иметь качественное (словесное) и количественное (цифровое) выражения. В идеале, за регулярное достижение (или не достижение) того или иного уровня качества деятельности преподавателя вуза должно следовать адекватное управленческое, в том числе, стимулирующее решение.
Разработка любой системы требует определенной технологии. Технология разработки системы оценивания качества деятельности ППС вуза - комплекс действий, последовательно и поэтапно выполняемых субъектами данной процедуры. Она включает такие основные действия, как: создание организационной структуры системы оценивания качества деятельности ППС вуза (управления, отдела, группы); всестороннее (мотивационное, кадровое, материально-техническое, методическое, программное и другое) оптимальное обеспечение системы оценивания; вовлечение ППС и другого персонала вуза в работу по созданию данной системы; осуществление практического оценивания качества деятельности ППС вуза; мониторинг функционирования данной системы.
Практика показывает, что создание, функционирование и дальнейшее улучшение любой социальной системы, в том числе оценивания качества деятельности ППС вуза, является длительным, сложным и противоречивым процессом, предполагающим следующие организационные этапы:
- подготовительный (мотивирование профессионального сообщества вуза к внедрению системы, создание базовой модели системы оценивания, проектирование критериев и показателей оценки);
- основной (реализация системы оценивания качества деятельности ППС вуза на практике);
- рефлексивный (анализ, оценка эффективности функционирования созданной системы и её коррекция в случае необходимости);
- этап дальнейшего совершенствования системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза.
Мы считаем, что обязательными условиями эффективного функционирования в вузе системы оценивания качества педагогической деятельности ППС являются: апробация отдельных элементов и в целом предлагаемой системы на базе нескольких педагогических коллективов (кафедр, факультетов, институтов); уточнение и коррекция критериев, показателей, уровней оценивания; доведение до каждого преподавателя разработанной системы оценивания; мотивирование ППС на непрерывное улучшение качества педагогической деятельности; обучение преподавателей рефлексивной оценке качества педагогической деятельности; непрерывное управление данной системой и сопряжение ее результатов на практике с дифференцированной оплатой труда преподавателей.
Таким образом, разработка в вузе системы оценивания качества педагогической деятельности ППС обусловлена несколькими объективными обстоятельствами. Полагаем, что такая система может быть создана на основе выделения системообразующего фактора - видов работ преподавателя вуза. Каждый вид работы преподавателя следует рассматривать как относительно самостоятельную подсистему со своими элементами, связями и отношениями, а также критериями, показателями и уровнями оценивания. Кроме этого, система оценивания включает комплекс взаимосвязанных форм, способов и средств. Эффективное функционирование данной системы возможно при создании в вузе нескольких основных условий.
Литература
1. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах http://institutiones.com/general/633-sistemi-ocenivaniya.html.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.
5. Шабанов Г.А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: Дисс. ... д-ра пед. наук: - М.: ВУ, 2006. - 427 с.
6. Садовски В.Н. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - Т. 3. - М.: Мысль, 2001. - 692 с.
7. Чернявская А.П. Деятельность преподавателя в свете нового понимания качества образования: http://yspu.org/images/8.pdf.
8. Письмо Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 "Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования".
9. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
И.Б. Горбунова,
канд. мед. наук, доцент,
начальник отдела менеджмента качества
М.А. Лямзин,
д-р пед. наук,
профессор кафедры теории
и технологии обучения в высшей школе
А.С. Кузнецова,
канд. соц. наук,
доцент кафедры теории
и технологии обучения в высшей школе
ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный
медицинский университет им. И.М. Сеченова"
Минздравсоцразвития России
"Врач скорой помощи", N 8, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач скорой помощи"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-19470 от 26 июня 2005 года.
Ежемесячный профессиональный журнал для руководителей и сотрудников станций и отделений скорой медпомощи. В нем представлена полная информация по организации работы, материально-техническому и нормативно-правовому обеспечение СМП, публикуются практические рекомендации и разборы врачебных ошибок.
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru