Создание единообразной системы регулирования в ЕС правоотношений в сфере представительства и посредничества: директива о независимых торговых агентах и принципы европейского договорного права
Потребности совершенствования форм и методов выступления на рынке, прежде всего при сбыте товаров, вызвали к жизни различные варианты взаимоотношений сторон, одним из которых является использование услуг третьих лиц, не являющихся сторонами договора купли-продажи товаров. Все большее распространение получает представительство, осуществляемое самостоятельными торговыми деятелями, а также работниками торгово-промышленных предприятий, совершающими торговые сделки от имени и по поручению собственников или управляющих таких предприятий*(1).
Посредством этого института юридическая личность человека переходит за пределы, очерченные его физической природой. С помощью представительства одно и то же лицо может одновременно вступать в юридические отношения с различными лицами, совершать несколько сделок, по которым оно одно будет считаться юридическим субъектом.
Большую роль в торгово-промышленной сфере играют разного рода посредники. Использование торговых посредников создает для зарубежных фирм определенные преимущества, что и обусловливает их важную роль в международной торговой практике. На долю торговых посредников приходится от половины до двух третей товаров, участвующих в международном товарообороте. Посредники действуют, как правило, от своего имени и не подпадают под легальное понятие представительства. Их задача состоит в том, чтобы содействовать заключению сделки путем выявления заинтересованных в сделке контрагентов, участвовать в подготовке условий договора.
В праве стран континентальной системы права (civil law countries) принята система договорных отношений, реализуемых различными договорами, которые именуются в зависимости от возрастания вовлеченности третьих лиц в коммерческую сделку договорами коммерческого (торгового) представительства, поручения и комиссии.
В праве стран англо-американской системы права (common law countries) независимо от существа возникающих отношений (являются они фактическими или юридическими) стороны договора именуются "агент" и "принципал", а сам договор - агентским договором (agency agreement). Иными словами, все виды договорных связей между принципалом, дающим различного рода поручения агенту независимо от их содержания и последствий, в праве государств, воспринявших эту систему, относятся к агентским отношениям. Поэтому только из содержания самого договора или из предоставляемых агенту полномочий можно сделать вывод об объеме его полномочий и глубине договорных отношений, возникших между сторонами.
Неодинаковые подходы, выработанные в разносистемных правопорядках, являющихся неотъемлемой частью правопорядка Европейского союза, совмещаются в наднациональном правовом регулировании. В связи с распространенностью отношений в сфере представительства изучение зарубежного - европейского - опыта представляется теоретически и практически значимым. Как отмечал в этой связи французский компаративист Рене Давид: "Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое существование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право"*(2).
Имеющиеся в разносистемных правопорядках различия порождают большие затруднения при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В связи с этим предпринимаются действия, направленные на унификацию и гармонизацию законодательства о представительстве как на международном (Гаагская Конвенция о праве, применяемом к агентским соглашениям 1978 г.*(3), Женевская Конвенция ООН 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров), так и на региональном уровне. Логичными в этом контексте выглядят усилия наднациональных органов ЕЭС, а затем - ЕС, нашедшие отражение в Директиве 86/653/EEC от 18 декабря 1986 г. о координации законов государств - членов ЕЭС о независимых торговых агентах*(4) (далее - Директива*(5)) и в Принципах европейского договорного права (гл. 3)*(6).
Обратимся к положениям Директивы о независимых торговых агентах. Она регулирует отношения только между торговым агентом (agent commercial - франц., commercial agent - англ.) и его комитентами (commettant - франц., принципалами - principals - англ.). Торговым агентом признается лицо, на которое в качестве независимого посредника возлагается постоянная обязанность либо проводить переговоры по купле-продаже товаров для другого лица, именуемого принципалом, либо проводить переговоры и заключать сделки от имени и за счет принципала. Анализ приведенного в Директиве определения понятия торгового агента, по мнению С.Ю. Рябикова*(7), показывает, что Директива исходит из квалификации соглашения с торговым представителем как договора поручения. При этом торговыми агентами не признаются: полный товарищ (partner), на законных началах управомоченный на заключение сделок, обязывающих остальных товарищей товарищества; управляющий конкурсной массой, ликвидатор или доверительный собственник в ходе процедуры признания должника несостоятельным; лицо, находящееся при исполнении своих обязанностей, наделенное полномочиями вступать в обязательства, связывающие компанию или ассоциацию (ст. 1 Директивы).
Положения Директивы не распространяются на агентов, которые не получают за свою деятельность вознаграждения; на агентов, действующих на товарных биржах (commodity exchanges) или товарных рынках (commodity market); в Великобритании - на органы государственной власти, известные как Королевские агенты по вопросам управления и администрирования заморскими территориями (Crown Agents for Overseas Governments and Administrations), действующие на основании Закона о Королевских агентах 1979 г. (Crown Agents Act 1979), и на их вспомогательные органы (ст. 2 Директивы).
Императивный характер придается положениям Директивы об обязанностях торгового агента и принципала (ст. 5 Директивы). Так, в ходе выполнения данного ему поручения торговый агент должен соблюдать интересы принципала и быть добросовестным, в частности:
- прилагать силы для достижения требуемого результата при ведении соответствующих переговоров при посредничестве, и заключать сделки, относительно которых он управомочен проявлять должную заботу;
- незамедлительно сообщать принципалу о каждом случае посредничества в сделке и о каждом заключении сделки;
- следовать разумно данным ему принципалом для выполнения поручения инструкциям (ст. 3 Директивы).
В свою очередь принципал обязан в отношениях с агентом также проявлять обязательность и добросовестность, в частности:
- снабжать агента необходимыми документами на товар, служащий предметом посреднической операции или сделки;
- предоставлять агенту информацию, необходимую для заключения сделки и уведомлять агента в течение разумного срока в случае, когда он предвидит, что объем предполагаемой сделки будет значительно меньше, чем мог разумно ожидать агент;
- информировать агента в течение разумного срока об одобрении, отказе в одобрении, каком-либо неисполнении торговой сделки, при заключении которой посредничал торговый агент (ст. 4 Директивы).
Определение размера вознаграждения зависит прежде всего от соглашения сторон. При отсутствии соглашения агент имеет право на вознаграждение, назначаемое в зависимости от цены товаров, составляющих предмет заключаемой им сделки, обычно взимаемой в месте осуществления им своей деятельности. Если такого рода обычной практики нет, агент вправе претендовать на получение разумного вознаграждения, определяемого с учетом всех аспектов сделки. Любое дополнительное вознаграждение считается комиссионным (п. 1, 2 ст. 6 Директивы).
Агент вправе требовать вознаграждения по сделкам, заключенным в период действия агентского договора, в случаях, когда:
- сделка заключена принципалом в результате его (агента) действий;
- когда сделка заключена с третьим лицом, которое он уже привлекал ранее в качестве клиента для сделок того же рода;
- когда он является агентом с исключительными правами в пределах определенной территории или круга клиентов, а сделка заключается с одним из таких клиентов или в пределах такой территории и др. (ст. 7 Директивы).
Торговый агент также имеет право на выплату ему вознаграждения по заключенным сделкам по истечении срока действия агентского договора, если:
- сделка заключена главным образом благодаря усилиям агента в период действия договора, и если сделка заключена в разумный срок с момента истечения договора;
- согласно положениям ст. 7 Директивы заказ сделан третьим лицом или достиг принципала или торгового агента до истечения срока действия договора (ст. 8 Директивы).
Агент не имеет права на вознаграждение согласно предписаниям ст. 7 Директивы, если оно согласно положениям ст. 8 подлежит выплате предыдущему торговому агенту, если только по справедливости оно не должно быть разделено между обоими такими агентами (ст. 9 Директивы).
Практически важным представляется определение момента, с наступления которого у агента возникает право на вознаграждение. При отсутствии соответствующих условий в соглашении определение времени возникновения права на вознаграждение связывается: с исполнением заключенной представителем сделки доверителем или третьим лицом; с моментом, когда принципалу надлежало в соответствии с его соглашением с третьим лицом исполнить сделку; с моментом, когда третье лицо исполнило сделку. Соглашения об ином недействительны (ст. 10 Директивы).
Право на вознаграждение прекращается, только если установлено, что сделка между третьим лицом и принципалом не будет исполнена и неисполнение произошло не по вине принципала. Все выплаченное агенту к этому моменту в этом случае подлежит возврату. Соглашения об ином недействительны (ст. 11 Директивы).
Каждая из сторон вправе требовать от другой стороны представления подписанного документа в письменной форме, содержащего все условия соглашения, включая все последующие дополнительные соглашения. Отказ от этого права недействителен. Страны-участницы могут установить предписания, согласно которым агентский договор становится действительным, только будучи заключенным в письменной форме (ст. 13 Директивы).
Срочный агентский договор, который стороны продолжают исполнять и по истечении срока его действия, становится бессрочным (ст. 14 Директивы). Бессрочный договор может быть расторгнут стороной посредством уведомления об этом другой стороны.
В соответствии со ст. 15 Директивы срок для направления соответствующего уведомления составляет один месяц до предполагаемого прекращения в течение первого года действия договора, 2 месяца - для второго начавшегося года, 3 месяца - для третьего начавшегося года и последующих лет. Постановлениям Директивы в отношении сроков уведомления в основном соответствуют и нормы права государств - членов Европейского союза. Директива наделяет страны-участницы правом на установление иных сроков направления уведомления: 4 месяца для четвертого года действия договора, 5 месяцев для пятого года, 6 - для шестого, а также правом сделать такой срок не подлежащим сокращению.
Ничто в Директиве, однако, не препятствует прекращению договора согласно положениям национального законодательства стран-участниц, если таковое дает возможность немедленно расторгнуть такой договор: из-за неспособности (failure) стороны выполнить все или часть принятого на себя обязательства; в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (exceptional circumstances - ст. 16).
Одностороннее прекращение договора с выполнением требования о предварительном уведомлении дает представителю право при определенных обстоятельствах на возмещение понесенных вследствие такого расторжения договора убытков (the payment of the indemnity). Так, Директива обязывает страны-участницы принять необходимые меры для того, чтобы обеспечить выплату такого возмещения.
Пункт 2 ст. 17 Директивы предусматривает два случая, при которых агент получает право на возмещение причиненного ему расторжением соглашения ущерба:
а) если он обеспечил принципалу новых клиентов или значительно расширил операции с клиентами, ранее бывшими у принципала, и последний имеет существенную прибыль от операций с ними;
б) если выплата такого возмещения является справедливой исходя из всех условий, в частности, из размера комиссионных, которые агент мог бы получить от операций с этими клиентами, но теряет.
Страны-участницы могут также предусмотреть, что эти условия будут включать в себя наличие или отсутствие "условия об ограничении торговли", налагающее обязательство не конкурировать (a restraint of trade clause - ст. 20 Директивы*(8)).
Размер возмещения не может превышать суммы, эквивалентной возмещению, причитающемуся агенту за один год работы по договору, рассчитываемому пропорционально размеру его среднегодового вознаграждения за предшествующие пять лет. Если договор действовал менее пяти лет, размер возмещения рассчитывается исходя из действительного истекшего периода действия договора. Выплата такого возмещения не препятствует агенту обращаться за взысканием убытков (seek damages).
Торговый агент также имеет право на получение компенсации убытков, понесенных в результате прекращения отношений с принципалом (compensation for the damage suffered - п. 3 ст. 17 Директивы). Право на требование выплаты такой компенсации возникает, в частности, при прекращении соглашения в связи со следующими обстоятельствами:
- если они лишают торгового агента комиссионных, которые при нормальном исполнении сделки были бы ему выплачены, что одновременно позволяло бы принципалу пользоваться существенными выгодами, связанными с деятельностью торгового агента;
- и/или которые не позволили торговому агенту амортизировать расходы и затраты, произведенные им по рекомендации принципала для исполнения сделки (ст. 17 Директивы).
Упомянутая выше компенсация и возмещение агенту не выплачиваются, если:
- принципал прекратил агентское соглашение в связи с несоблюдением агентом условий соглашения, поскольку такое основание немедленного прекращения договора предусмотрено национальным законодательством стран - участниц ЕС;
- агент прекратил соглашение, кроме случаев, когда, во-первых, такое прекращение вызвано обстоятельствами, которые можно поставить в вину принципалу; во-вторых, прекращение соглашения связано с достижением агентом определенного возраста, его болезнью, немощным состоянием, которые не позволят ему продолжать свою деятельность;
- согласно договоренности с принципалом агент уступает свои права и обязанности, вытекающие из соглашения, третьему лицу (ст. 18 Директивы). Положения ст. 17 и 18 носят императивный характер, и отступление от них в ущерб агенту до момента истечения срока действия договора недопустимо (ст. 19 Директивы).
Что касается Принципов европейского договорного права, то как отмечалось выше, в них говорится о прямом и косвенном представительстве. Принципы ЕДП регламентируют полномочия агента (agent)/иного посредника (other intermediary), связывающие лицо, являющееся принципалом по договору, с третьим лицом. Принципы ЕДП не распространяются на представителей в силу закона и представителей, назначаемых органами публичной, в том числе судебной власти, а также не регулируют внутренние отношения агента (посредника) и его принципала (ст. 3-101).
О прямом представительстве речь идет в том случае, когда принципал может наделить агента полномочиями действовать от его имени (in the name of a principal), которые могут быть явно выражены (express authority) либо явствовать из обстоятельств (authority implied from the circumstances). Агент наделяется в последнем случае полномочиями совершать все необходимые в данных обстоятельствах действия для того, чтобы достигнуть целей, ради которых ему и были выданы полномочия. Лицо, выступающее представителем, предполагается таковым ввиду наличия у него видимых полномочий (apparent authority), исходя из его заявлений или поведения, которые дают третьим лицам основания разумно и добросовестно полагать, что агент был наделен полномочиями на совершаемые им действия (ст. 3-201). Такие действия агента напрямую связывают принципала и третье лицо, агент же в этом случае не связан с третьим лицом (ст. 3-202). Если же агент вступает в договор от имени принципала, личность которого он предполагает раскрыть позже, но не делает этого в разумный срок после вопроса третьей стороны относительно того, в каком качестве он выступает, агент считается связанным договором (ст. 3-203).
В случае, когда агент действует без полномочий или за пределами полномочий, его действия не связывают ни принципала, ни третье лицо. Однако принципал может одобрить действия агента, в этом случае такие действия агента считаются совершенными в пределах полномочий. При отсутствии такого одобрения агент обязан возместить третьему лицу причиненный ущерб таким образом, чтобы поставить третье лицо в такое положение, как если бы агент действовал в пределах полномочий (ст. 3-204, 3-207).
Когда заявления или поведение принципала дали третьему лицу основание полагать, что агент действует в пределах полномочий, но третье лицо сомневается в этом, оно может направить подтверждение заключаемой сделки в письменном виде принципалу или попросить его одобрить такую сделку. Если принципал не возражает или без промедления отвечает одобрением, действия агента считаются совершенными в пределах полномочий (ст. 3-208). Полномочия агента длятся до тех пор, пока третьему лицу не станет известно или не должно стать известно, что:
- срок полномочий агента истек по инициативе принципала, агента или их обоих. Третье лицо считается осведомленным об этом, если об этом было сообщено таким же образом, каким ему ранее стало известно и о наличии у агента полномочий;
- действия, на совершение которых были выданы полномочия, совершены, либо срок, на который были выданы полномочия, истек;
- агент был признан несостоятельным либо агент - физическое лицо умерло или было признано недееспособным;
- принципал был признан несостоятельным. Однако и по истечении срока действия полномочий агент вправе в течение разумного периода времени совершать действия, необходимые для защиты интересов принципала или его правопреемников (ст. 3-209).
Таким образом, отличительной чертой наличия полномочий действовать "от имени принципала" является то, что третье лицо, с которым имеет дело агент, понимает, что последний является представителем кого-то другого, уполномочившего его на такое представительство. Принципал может быть названным (named или неназванным (unnamed). Третье лицо может осознавать, что имеет дело с представителем, если последний сам сообщит ему об этом, в противном случае подтверждение такого положения дел может вытекать из обстоятельств*(9). В этом смысле действия "от имени принципала" означают, что прямые договорные отношения могут возникнуть между принципалом и третьим лицом в результате действий агента. Таков подход, выработанный континентальной системой права*(10). Если третье лицо не понимает, что другая сторона - агент - действовала, в том числе вступала в договор, исключительно как представитель, оно вправе обращаться с нераскрытым агентом как со стороной договорного обязательства и не может быть принуждено вступить в отношения с нераскрытым принципалом - неизвестным, заключать договор с которым такое лицо не имело ни малейшего намерения.
Косвенное представительство имеет место, как отмечалось выше, в двух случаях: во-первых, когда посредник действует не от имени принципала (not in the name of a principal), а от своего имени либо в соответствии с указаниями и по поручению (on instructions and on behalf) принципала, либо, во-вторых, только в соответствии с его указаниями, о чем третья сторона не знает и не имеет основания знать. При этом посредник и третье лицо связаны между собой, тогда как принципал и третье лицо связаны между собой только при условиях, закрепленных в ст. 3-302-3-304 (ст. 3-301).
Если посредник становится несостоятельным или имеет место существенное нарушение им своих обязательств по отношению к принципалу, либо если до наступления срока исполнения становится очевидно, что существенное нарушение будет иметь место, по просьбе принципала посреднику надлежит сообщить имя и адрес третьего лица принципалу, и принципал может осуществлять против третьего лица права, приобретенные посредником по поручению принципала с учетом всех средств защиты (defences), которые третье лицо может использовать против посредника (ст. 3-302). Если подобная ситуация возникает применительно к третьему лицу, по просьбе такого лица посреднику надлежит сообщить ему имя и адрес принципала; вытекающие из этого последствия аналогичны вышеописанным (ст. 3-303). Права, вытекающие из положений ст. 3-302 и 3-303, могут использоваться, только если намерение поступить так доведено до сведения посредника и третьего лица или принципала соответственно посредством уведомления. По получении уведомления третье лицо или принципал более не связаны обязанностью выполнять обязательства перед посредником (ст. 3-304).
При косвенном представительстве слова "не от имени принципала" имеют значение при определении широты полномочий агента в отношении третьих лиц. Так, в этом случае агент действует от своего имени, но для, в интересах и по поручению (в соответствии с указаниями) принципала, не имея, однако, полномочий создать договорную связь между принципалом и третьими лицами. Любой договор будет заключен между агентом и третьи лицом независимо от того, знает ли третье лицо, что агент действует по поручению другого лица. Вместе с тем экономическое участие принципала в этих отношениях не остается незамеченным: риск потерь и возможной прибыли от заключаемых с третьими лицами сделок ложится на принципала*(11). Посредник в этом случае получает, как правило, комиссионное вознаграждение. Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Так, принципал А дает указания посреднику П купить от его (П) собственного имени, но по поручению А некие товары у Т, третьего лица. Т не передает товары А в срок. В принципе, А не может взыскать убытки с П, поскольку последний будет нести ответственность, только если Т не передаст товар П по вине самого П.
Проведенный анализ позволяет заключить, что гармонизация европейского права в сфере регулирования отношений по представительству посредством директивного метода регулирования и в Принципах европейского договорного права привела в целом к решению многих ранее стоящих перед ЕС проблем в области совершенствования регулирования торгового оборота в целом. В частности, результаты проведения такой гармонизации нацелены на определение момента, с наступления которого у агента возникает право на вознаграждение; введение обязанности представителя (агента) добросовестно исполнять возложенное на него поручение; регламентацию вопросов, связанных с возникновением и реализацией права агента на возмещение причиненного ему расторжением соглашения с принципалом ущерба, и пр. Таким образом, значение соответствующих гармонизированных норм для реализации свободы обращения товаров в условиях экономической интеграции стран ЕС трудно переоценить. Вместе с тем представляется, что подходы европейской правовой науки к определению категории "торговое представительство" и соотношению двух выявленных систем регулирования внутри единого наднационального европейского правопорядка требуют более глубокого и всестороннего исследования.
Список литературы
1. Рябиков С.Ю. Агентские соглашения во внешнеэкономических связях. М., 1992.
2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2003.
3. Busch D. Indirect representation and the Lando principles. An Analysis of Some Problem Areas from the Perspective of English Law // Vol. 2.3 December 1998 (http://www.ejcl.org/23/art23-1.html (дата обращения - 7 января 2012 г.)).
4. Council Directive 86/653/EEC of 18 December 1986 on the coordination of the laws of the Member States relating to self-employed commercial agents // OJ L 382/17. 21/12/1986.
5. The Principles of European Contract Law (PECL) // http://frontpage.cbs.dk/law/commission_on_european_contract_law/Skabelon/ pecl_engelsk.htm (дата обращения - 7 января 2012 г.).
6. Hoge Raad (Dutch Supreme Court) on the 11 th of March 1977 in Stolte v. Schiphoff (NJ 1977, 521).
7. Kortmann S.C.J.J., de Leede L.J. M. and Thunnissen H.O. (eds.) (1994) Mr. C. Asser's handleiding tot de beoefening van het Nederlands burgerlijk recht. 5. Bijzondere overeenkomsten. Deel III. Overeenkomst van opdracht, arbeidsovereenkomst, aanneming van werk, 7 th ed. (Zwolle: Tjeenk Willink).
8. Verhagen H.L.E. Agency in Private International Law: The Hague Convention on the Law Applicable to Agency. The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff Publishers / T. M. C. Asser Instituut, 1995.
9. Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1996.
К.М. Беликова,
доктор юридических наук,
доцент кафедры гражданского и трудового права
Российского университета дружбы народов
"Законодательство", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Некоторые особенности торгового представительства в праве ЕС рассмотрены нами в статье "Торговое представительство и посредничество в праве Европейского союза: сходные черты и различия в нормах о представительстве и посредничестве в странах с разносистемными правопорядками" (См.: Законодательство. 2012. N 5).
*(2) Цит. по: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2003. С. 10.
*(3) Разработана и принята в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.
*(4) Council Directive 86/653/EEC of 18 December 1986 on the coordination of the laws of the Member States relating to self-employed commercial agents // OJ L 382/17. 21/12/1986.
*(5) Согласно Директиве страны - участницы ЕЭС были обязаны принять на основе ее положений соответствующие национальные законодательства до 1 января 1990 г.; Англия в связи со спецификой регулирования деятельности агентов в этой стране - до 1 января 1994 г. (ст. 22 Директивы).
*(6) См.: The Principles of European Contract Law (PECL) // http://frontpage.cbs.dk/law/commission_on_european_contract_law/Skabelon/ pecl_engelsk.htm (дата обращения - 7 января 2012 г.).
*(7) См., напр.: Рябиков С.Ю. Агентские соглашения во внешнеэкономических связях. М., 1992. С. 62-65.
*(8) Речь идет о соглашениях, ограничивающих предпринимательскую свободу торгового агента по истечении срока действия агентского договора. Такие соглашения правомерны, только если они заключены в письменной форме и касаются географической территории, в пределах которой действовал агент, заключая сделки с определенными товарами, и группы клиентов, с которыми он заключал сделки. Они действительны в течение не более двух лет с момента прекращения договора.
*(9) См., напр.: Hoge Raad (Dutch Supreme Court) on the 11th of March 1977 in Stolte v. Schiphoff (NJ 1977, 521). Цит. по: Busch D. Indirect representation and the Lando principles. An Analysis of Some Problem Areas from the Perspective of English Law // Vol. 2.3 December 1998 (http://www.ejcl.org/23/art23-1.html (дата обращения - 7 января 2012 г.)).
*(10) См.: Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1996. P. 46, 47; Verhagen H.L.E. Agency in Private International Law: The Hague Convention on the Law Applicable to Agency. The Hague/Boston/London: Martinus Nijhoff Publishers / T. M. C. Asser Instituut, 1995. P. 32, 33.
*(11) Kortmann S.C.J.J., de Leede L.J.M. and Thunnissen H.O. (eds.) (1994) Mr. C. Asser's handleiding tot de beoefening van het Nederlands burgerlijk recht. 5. Bijzondere overeenkomsten. Deel III. Overeenkomst van opdracht, arbeidsovereenkomst, aanneming van werk, 7th ed. (Zwolle: Tjeenk Willink).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Создание единообразной системы регулирования в ЕС правоотношений в сфере представительства и посредничества: директива о независимых торговых агентах и принципы европейского договорного права
Автор
К.М. Беликова - доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 9