Школьную столовую автономного образовательного учреждения проверял Роспотребнадзор. В ходе проверки был обнаружен ряд нарушений норм СанПиН 2.4.5.2409-08*(1).
Разъясните, какие аргументы потребуются для признания такого нарушения малозначительным во избежание штрафных санкций, в случае если организация обратится в арбитражный суд?
Как указало Минобрнауки в Письме от 14.04.2012 N 06-731, одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.
В дополнение к вышеуказанному письму разработаны Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденные совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 213н, Минобрнауки РФ N 178 от 11.03.2012.
В соответствии с Письмом N 06-731 питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, действующих с 01.10.2008.
Приведем основные требования данного документа.
1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания.
2. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составлять примерное меню на период не менее двух недель (10-14 дней) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд.
3. При разработке примерного меню учитываются:
- продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении;
- возрастная категория детей;
- физические нагрузки обучающихся.
4. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
5. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.
6. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
7. Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо.
8. В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
9. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель).
10. Реализация кислородных коктейлей осуществляется только по медицинским показаниям и при условии ежедневного контроля медицинским работником общеобразовательного учреждения.
В соответствии со ст. 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб.;
- на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Рассматривая вопрос о признании нарушения в части несоблюдения требований к организации питания в образовательном учреждении малозначительным, ВС Удмуртской Республики в Решении от 06.06.2011 N 7-152 указал следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку сам факт несоблюдения норм и правил СанПиН 2.4.5.2409-08 не опровергается, суд делает вывод о наличии в действиях автономного образовательного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность названного лица, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из анализа нарушений, выявленных по результатам проверки, следует, что учреждением систематически не соблюдались санитарные правила по приготовлению пищи.
Так, согласно п. 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет). Между тем автономным муниципальным учреждением меню не было дифференцировано по возрастным группам обучающихся.
В соответствии с п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанного пункта питание обучающихся детей является одноразовым и состоит только из обеда.
Пунктом 6.9 СанПиН 2.4.5.2409-08 предусмотрено, что с учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08), их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (таблицы 1, 3 и 4 приложения 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (таблица 2 приложения 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08).
В ходе проверки установлено, что фактическая масса порций блюд для обучающихся различного возраста не соответствует вышеуказанному требованию. Так, выход мясного, рыбного блюда, котлеты должен составлять для учащихся 7-11 лет 80-100 г, с 11 лет - 100-200 г. Вместе с тем фактический выход для всех возрастных групп учащихся составил:
- бифштекс "Школьный" - 50 г;
- сосиски отварные - 50 г;
- биточки из говядины - 50 г;
- колбаса отварная - 50 г;
- грудки куриные жареные - 50 г.
Выход гарнира для учащихся с 11 лет и старше должен составлять 180-230 г, однако фактически для всех возрастных групп предусмотрен выход гарнира 150 г. Пунктом 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и согласно таблице замены пищевых продуктов (приложение 6 к СанПиН 2.4.5.2409-08), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.
Таким образом, действия руководителя АУ квалифицированы по ст. 6.6 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения. Учитывая обстоятельства совершенного деяния, связанного с нарушением санитарных норм и правил при организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, арбитры пришли к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения лица от административной ответственности.
Арбитры при рассмотрении различных ситуаций выносят разные решения, поэтому нельзя однозначно заключить, что у организации есть шанс выиграть дело, обратившись в арбитражный суд.
С. Валова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2012 г.
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"