Легко ли быть бухгалтером?
Успех работы любого учреждения зависит от отношений, складывающихся между работниками, администрацией и руководителями аппарата управления. В государственном (муниципальном) учреждении особое место занимают отношения между руководителем и главным бухгалтером и между ведущими специалистами учреждения и бухгалтерией. По большей части эти отношения гармоничны, но неизбежны ситуации, когда по той или иной причине возникают разногласия. В чем причина таких разногласий и как их избежать, поговорим в этой статье.
Ушли в прошлое времена, когда работа бухгалтера считалась скучной и серой, а смысл ее виделся только в перекладывании бумажек и в щелканьи костяшек на счетах. В XXI веке от бухгалтера требуются умение работать на компьютере, навыки работы с различным программным обеспечением, знание налогового, гражданского, бюджетного законодательства, умение ориентироваться в постоянно меняющейся нормативно-правовой ситуации. А работа в государственном секторе экономики налагает свой отпечаток на профессию.
При всем этом профессия бухгалтера - одна из самых стрессовых и конфликтных. Причиной этому служат:
- огромные информационные перегрузки;
- широкая сфера взаимодействия с разными специалистами внутри и вне учреждения;
- неопределенный круг обязанностей;
- постоянное обновление программного обеспечения, появление новых объектов учета и форм отчетности и многое другое.
Бухгалтер - противоречивая профессия. С одной стороны, она востребована работодателями и потому популярна среди молодежи, с другой стороны - суть учетной работы во многом совершенно не воспринимается теми, кто никогда не бывал на месте бухгалтера.
Нетрудно заметить, что в последние годы происходит смена поколений как руководителей, так и бухгалтеров. Руководителями учреждений становятся 35-40-летние и в целом вполне состоявшиеся в своей основной профессии специалисты, то есть учителя, врачи, деятели культуры, научные работники и т.п. При этом должности бухгалтеров в учреждениях, как правило, либо занимают такие же 35-40-летние бухгалтеры, но уже с большим профессиональным опытом, либо совсем молодые специалисты (как правило, девушки без особого профессионального опыта). Отсюда и один из основных конфликтов - противоречие в профессиональной деятельности бухгалтера. Отсутствие необходимой административной и финансовой подготовки при вступлении в должность руководителя порождает определенные риски при принятии управленческих решений.
Иными словами, с одной стороны - руководитель, у которого профессиональный авторитет (он признанный артист, ученый, врач, учитель и т.д.), но отсутствуют необходимые финансовые знания, навыки руководящей работы. С другой стороны - бухгалтер, который уже освоился в своей профессии, получил навыки, знания и т.п., но административно зависит от руководителя.
Таким образом, взаимодействие бухгалтера с руководителем учреждения в настоящее время также требует специальной подготовки. По статистике, бухгалтерская работа содержит 70-80% скрытых и явных противоречий (чаще объективных), игнорирование которых приводит к конфликтам. Поэтому важно знать противоречия "в лицо" и найти эффективные решения сложных ситуаций, поскольку их затягивание обходится очень дорого как самому бухгалтеру, так и учреждению в целом.
Ученье - свет!
Профессионалом можно считать того бухгалтера (главного бухгалтера), который умеет "видеть" и управлять противоречивыми посылами, ситуациями, минимизировать их негативные последствия. Важно понять, что любая сложная ситуация решается индивидуально. Определить истинную причину сложности и найти способы ее нейтрализации можно только в контексте конкретного случая.
Таким образом, современному бухгалтеру требуется постоянное повышение квалификации не только по профессиональным, но и по социально-психологическим вопросам, в частности по таким проблемам, как:
- планирование времени;
- управление эмоциями при возникновении стресса;
- способность устанавливать продуктивные и эффективные отношения в коллективе;
- формирование команды единомышленников;
- уверенное профессиональное поведение и т.д.
Всему этому бухгалтер вынужден учиться уже в "боевых" условиях на своем рабочем месте.
На практике бухгалтеру (главному бухгалтеру) нередко приходится опровергать пословицу, что один в поле не воин. Поэтому, чтобы не сгореть на работе, ему необходимо найти верное русло в общении с руководителем учреждения. В такой ситуации нельзя обойтись без формирования грамотного имиджа профессионала. Как ни странно, но имидж является механизмом, предупреждающим возникновение многих коммуникативных проблем.
Успех профессионала в решении конкретных вопросов зависит от привлекательности человека для других. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают позитивное эмоциональное отношение, и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию человека, вызывающего негативное эмоциональное отношение. Если ваш образ (имидж бухгалтера) у собеседника воспринимается как уважаемый профессионал, то к вашим словам прислушиваются, уважительно относятся и вероятность возникновения конфликта либо снижается, либо сходит на нет.
Шесть правил профессионала
Имидж любого специалиста формируется, даже если им никто не занимается, поэтому лучше позаботиться о своем имидже заранее и заложить в свой образ те характеристики, которые будут работать на вас, например пунктуальность, уверенность, надежность и др.
Однако следует иметь в виду, что имидж - это целенаправленная, планомерная деятельность. При этом характеристики, заложенные в имидж, должны поддерживаться постоянно, а в ряде случаев и вновь формироваться, что требует дополнительных усилий от человека, команды, организации (временных, материальных и др.). Кроме того, имидж - это комплекс действий, для которого важно все: и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса и т.д. Рассмотрим более подробно рекомендации по формированию имиджа бухгалтера-профессионала.
Встречают по одежке...
Во-первых, как театр начинается с вешалки, так и имидж бухгалтера начинается с внешнего вида (одежда, обувь, прическа и пр.). Имидж бухгалтера-профессионала предполагает строгость, сдержанность как в фасонах, так и в цветах одежды, а элементы внешнего образа должны гармонировать между собой.
Одежда должна не отвлекать внимание от человека, а подчеркивать его характер. Как правило, наиболее оптимальными для деловой одежды являются пастельные, спокойные тона. При этом предпочтительнее для делового стиля все оттенки серого, поскольку у большинства людей этот цвет ассоциируется со стабильностью и гармонией.
В свою очередь, белый цвет в одежде означает начало чего-либо, а черный говорит о нехватке или отсутствии в жизни чего-то очень важного (человек закрывается). Желтый символизирует интуицию и сообразительность, а зеленый - процветание и новые начинания. Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость, а коричневый - стабильность.
Отметим, что цвет одежды влияет не только на собеседника, но и на самого профессионала. Одежда и ее цвет управляют нашим поведением, задают определенный ритм, настроение.
Психология влияния через внешний вид предполагает как произведение определенного впечатления специалистом на собеседника, так и регулирование поведения самого специалиста, управляет его настроением, определяет позы, движения, жесты. И здесь важно отметить, что в 85 случаях из 100 люди формируют свое первое впечатление о человеке на основе внешности.
Бухгалтерия как одна команда
Во-вторых, на формирование имиджа главного бухгалтера как профессионала влияет работа бухгалтерии в целом. Важна отлаженная, однонаправленная линия поведения каждого члена коллектива, приверженность своему отделу, его уставным целям, социальной миссии на данной территории (в регионе). Положительно на формирование имиджа влияет демонстрация слаженных, непротиворечивых отношений в коллективе, оптимистичного рабочего настроения, взаимной поддержки и взаимовыручки.
Деловое поведение
В-третьих, манера поведения бухгалтера или коллектива также включается в перечень элементов, на которых стоит обратить внимание при формировании имиджа. Очевидно, что работники бухгалтерии должны придерживаться исключительно делового стиля поведения на работе.
Деловой стиль поведения предполагает вежливость, естественность, тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику, что обеспечивает успех в профессиональной деятельности. Кроме того, важны позы, жесты, движения, осуществляемые в процессе общения с коллегами, руководителями структурных подразделений и рядовыми работниками учреждения.
В психологии давно установлен тот факт, что скрещенные, "закрытые" позы вызывают недоверие у собеседника к содержанию разговора, личности говорящего, отчуждение, страх, агрессию и т.д., а "открытые" - помогают установить доверительные отношения. Так, принято считать, что сжатые кисти рук, лежащие на столе локти говорят о враждебности по отношению к собеседнику. И наоборот, сжатые ладони "домиком" символизируют доверие и внимание. Если корпус собеседника наклонен в вашу сторону - значит, он испытывает положительные эмоции от контакта, а если этот человек говорит и одновременно касается носа, потирает ухо или глаз, скорее он лжет или вам не доверяет.
В данном случае речь идет о так называемом невербальном поведении, которое работает бессознательно, но при определенной тренировке достигаются великолепные результаты влияния на собеседника через невербальное проявление.
Культура речи
В-четвертых, при формировании имиджа не обойтись и без культуры речи, под которой принято понимать способы общения, оказывающие воздействие на собеседника в соответствии с поставленной задачей. Речь идет о чистоте, выразительности, ясности, понятности, точности и правильности языка. Грамотный и понятный язык бухгалтера - важное доказательство профессионализма.
Один из примеров противоречий в коммуникации, в частности, бухгалтера и руководителя касается возникновения трудностей в понимании (например, в несогласованности привычной терминологии, используемой при обсуждении). Существует такое понятие, как бухгалтерский сленг, который является существенным препятствием для взаимопонимания со специалистами других профессий.
В данном случае, прежде всего, для установления позитивных коммуникаций требуется настроить себя на общение с другими специалистами, руководителями структурных подразделений, а также с руководителем учреждения. Бухгалтеру следует при обсуждении финансово-хозяйственной деятельности учреждения использовать более простые и понятные другим термины, обороты, то есть говорить на языке собеседника. В процессе общения рекомендуется задавать собеседникам уточняющие вопросы, например "что осталось не ясным?", "что следует уточнить?", "какие вопросы остались?" и т.п. Положительный настрой на общение и изменение речи не только позволяют выстроить конструктивную беседу, но и зарекомендуют вас как профессионала.
Отметим, что в общении с другими специалистами бухгалтер может демонстрировать отсутствие сил и времени на поиск компромиссов в общении. Возможно, он также зарекомендует себя как профессионал, но в данном случае вероятность возникновения конфликта намного выше.
Рабочее пространство
В-пятых, пространство, то есть обстановка рабочего места, окружающие вещи также косвенно формируют имидж любого специалиста. Это пространство должно соответствовать представлениям об образе перспективного, успешного профессионала начиная с атрибутов имиджа (папка с документами, аксессуары, записная книжка и пр.) и заканчивая рабочим местом (порядок на рабочем столе, компьютер, шкаф с документами и пр.).
...Провожают по уму
В-шестых, народная мудрость гласит: "Встречают по одежке, но провожают по уму". Поэтому без профессиональной компетентности, без владения необходимым количеством знаний, умений и навыков, определяющих профессиональную деятельность, бухгалтеру не обойтись.
Позитивный профессиональный имидж бухгалтера позволяет минимизировать конфликтные ситуации с руководителем, а при их возникновении более легко и эффективно их решать. Имидж профессионала позволяет выстраивать с руководителем нужную линию поведения, влиять на убеждения, мысли и действия руководства.
* * *
Современному бухгалтеру сегодня требуется не только знание учета, права, а также психологическая подготовка в области как коммуникаций, так и познания себя. Важно учиться видеть трудности в работе, их причины, определять пути решения. Но не менее важно делать шаги, связанные с предупреждением возникновения сложностей, переживаний и т.д., например, через формирование собственного профессионального имиджа.
Е. Ободкова,
к.псх.н., доцент, зав. кафедрой социологии
и психологии Академии им. Пастухова
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"