Третейский суд: третий - не лишний
В мировой практике спорные моменты таких направлений бизнеса, как банковско-кредитная сфера, строительство и госуслуги, наиболее удобно решать через третейский суд. В Евросоюзе в третейских судах рассматривается до 80% дел, в России эта цифра составляет всего лишь 0,5% - и вот почему.
В соответствии с положениями закона N 102-ФЗ "О третейских судах в РФ" каждое юридическое лицо вправе создать "при себе" третейский суд. Данное положение порождает целый ряд конфликтов третейских соглашений: как по вертикали, так и в горизонтально интегрированных связях.
Допустим, строительная организация субъекта N 1 уже давно создала третейский суд и включает третейские оговорки во все свои договоры с подрядчиками, заказчиками, потребителями. Но вот она вступает в СРО, которая в силу требований N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ" должна создать третейский суд со своими правилами разбирательства для разрешения споров между самими членами СРО, между членами и потребителями. Таким образом, члены СРО должны включать третейские оговорки с договоренностью о рассмотрении споров в третейском суде при саморегулируемой организации в договоры с контрагентами.
Строительная организация вправе вступить дополнительно и в добровольную СРО, например, эксплуатационную. Последняя, в силу требований ФЗ-315, уже создала третейский суд и может обязать своих членов включать третейские соглашения со ссылкой на ее третейский суд в договоры.
Кроме того, строительная СРО спорщика N 1 может объединиться с саморегулируемыми организациями двух других сторон. Данное объединение тоже создает третейский суд, который предписывает все свои СРО обязать, в свою очередь, своих членов (строительные организации) включать в свои договоры третейские оговорки со ссылкой на рассмотрение всех споров в третейском суде при этом объединении, причем со своими правилами третейского разбирательства... и это не предельный уровень надстройки!
При таких обстоятельствах (и при абсолютной добровольности применения третейского суда) стороны часто оставляют для себя обычную арбитражную или общеюрисдикционную форму разрешения споров.
Кстати
Представители профессионального сообщества вплотную подошли к мысли о создании СРО третейских судей. "В ее компетенцию могут быть включены: выработка единых стандартов и правил третейского разбирательства, создание механизма надзора и регулирования деятельности третейских судей, их обучение и аттестация. Она вправе возложить на себя и ответственность за последствия неправильных действий третейских судей, которые причинили убытки и ущерб сторонам третейского разбирательства, и практику возмещения такого ущерба", - считает председатель президиума национальной ассоциации РАСО ФАТС Игорь Шемякин.
Такое Некоммерческое партнерство активно формируется в недрах судейского корпуса, задействованного в третейском производстве. Процедуру внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций проходит "Национальная коллегия арбитров и судей", основанная в Москве. Среди ее ближайших задач - объединить судей различных третейских судов, которые работают в разных регионах страны, а также подчинить их работу единым стандартам и правилам третейского разбирательства. В целом, специалисты убеждены: именно развитие третейских судов в рамках саморегулирования призвано вывести разрешение экономических споров в бизнес-сообществе на более эффективный уровень.
Ю. Квитко
"Саморегулирование & Бизнес", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.