Государственная экспертиза условий труда - готовятся изменения
В соответствии со ст. 209 ТК РФ государственной экспертизой условий труда является оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Однако мало кто из работодателей с легкостью ответит на вопрос, что это за экспертиза, в каких случаях она проводится, кто имеет право ее проводить и др. Полагаем, что о такой проверке необходимо иметь представление всем работодателям, тем более что в июле 2012 года Минтруд подготовил проект приказа, которым планирует ввести новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда взамен действующего с 2003 года.
Государственные нормативные требования охраны труда
В соответствии со ст. 211 ТК РФ правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ. Этой же нормой установлено, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:
- проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
- конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
- разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160. На основании п. 2 этого документа к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила, санитарные нормы, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
К сведению. Стандарты безопасности труда - это правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (абз. 13 ст. 209 ТК РФ).
Государственная экспертиза
На основании ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244*(1).
Государственная экспертиза условий труда осуществляется для оценки:
- качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(2);
- правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
- фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Основанием для проведения такой экспертизы могут стать:
- Определения судебных органов.
- Обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов.
- Обращения ФСС.
Проведение госэкспертизы условий труда предполагаемые изменения
Положение о порядке проведения государственной экспертизы условий труда 2003 года не в полной мере регламентировало процедуру. Поэтому Минтруд посчитал, что необходимо определить основания для проведения такой экспертизы, закрепить права, обязанности и ответственность органа, государственного эксперта, ее осуществляющего. Также, по мнению ведомства, отсутствовал четкий механизм подачи и регистрации заявлений о проведении государственной экспертизы условий труда. Да и перечень документов, которые необходимо представить контролерам, не был утвержден. В связи с этим Минтруд решил не просто внести изменения в действующий порядок, а полностью переделать его.
20 июля 2012 года это ведомство представило проект*(3) нового порядка проведения государственной экспертизы (далее - Порядок). Рассмотрим его подробнее.
Кто может проводить государственную экспертизу?
Приказом от 20.07.2012 разграничено проведение государственного надзора в зависимости от подведомственности организации. Так, Федеральная инспекция труда проводит государственную экспертизу условий труда в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. А проведение такой экспертизы у работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), не подведомственных указанным органам и осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, планируется поручить органу исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Отметим, что если экспертиза проводится для оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда, то контролеры должны соблюдать порядок, установленный законодательством о градостроительной деятельности, а если экспертиза проводится для оценки соответствия проектов производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, - законодательством о техническом регулировании.
Кто сможет инициировать экспертизу?
Не отступая от норм Трудового кодекса, Порядок устанавливает, что государственная экспертиза условий труда сможет проводиться по решению суда, заявлениям работодателей и работников (их объединений и иных представителей), а также ФСС. Если об экспертизе просит работник, она проводится в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).
Пунктом 8 Порядка Минтруд наделил заявителя определенными правами. В частности, он может:
- получать от должностного лица органа, проводящего государственную экспертизу условий труда, - государственного эксперта или от самого органа экспертизы разъяснения по порядку ее проведения;
- обращаться к государственному эксперту и органу государственной экспертизы с требованием устранения нарушений Порядка;
- представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы.
Примечание. Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.
Чтобы механизм проведения экспертизы был запущен, необходимо подать заявление. Порядок содержит требования к форме такого заявления и определяет место, куда его нужно подавать. Например, если заявитель просит о проведении экспертизы у работодателя, не подведомственного федеральным органам исполнительной власти, заявление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда по месту нахождения работодателя, в отношении рабочих мест которого планируется проведение государственной экспертизы условий труда. Если же заявитель просит об экспертизе организации, подведомственной федеральным органам исполнительной власти, заявление направляется в Федеральную инспекцию труда - Роструд.
Расскажем о требованиях к оформлению заявления. В силу п. 15 Порядка в нем должны быть указаны:
- полное наименование заявителя в соответствии с учредительными документами, его организационно-правовая форма (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, являющегося работником;
- почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты (при наличии);
- наименование работодателя (обособленного подразделения), его почтовый адрес;
- объект государственной экспертизы условий труда (качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактические условия труда).
Примечание. Работник ставит под заявлением личную подпись с указанием даты.
Если заявителем является работодатель, в заявлении дополнительно указываются:
- основной государственный регистрационный номер юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе;
- коды ОКПО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКАТО.
Заявитель вправе указать в заявлении иные сведения, относящиеся к объекту экспертизы.
Если заявителем является юридическое лицо, заявление подписывается руководителем юридического лица (его уполномоченным представителем) с указанием должности, фамилии и инициалов лица, подписавшего заявление.
К заявлению могут прилагаться документы, перечень которых определен приложением 2 к Приказу и зависит от объекта государственной экспертизы. Например, для проведения экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда к заявлению нужно будет приложить:
1. Коллективный договор (при наличии), соглашение по охране труда (при наличии), трудовые договоры, локальные нормативные акты, отражающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление компенсаций.
2. Положение о системе оплаты труда работников (при наличии).
3. Локальный акт работодателя, устанавливающий размеры следующих компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
- сокращенная продолжительность рабочего времени;
- повышенный размер оплаты труда (при наличии).
4. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда.
5. Сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые в связи с этим причитаются работникам.
6. Протоколы заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
7. Приказ о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждении отчета о ней.
К сведению. Заявление подлежит регистрации органом государственной экспертизы условий труда (п. 18 Порядка).
Документацию и материалы работодатель представляет на бумажном носителе или в электронном виде.
Проведение экспертизы и оформление ее результатов
Для проведения государственной экспертизы может быть назначен государственный эксперт. Однако планируется предоставить возможность ее проведения комиссии, которая будет состоять из нескольких экспертов.
Решение о проведении государственной экспертизы должно быть принято государственными экспертами в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления о проведении такой экспертизы. Законодатель не исключает возможность отказа, но ограничивает причины такового. Так, основаниями для отказа являются:
а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных Порядком;
б) непредставление документации и материалов, предусмотренных приложением 2 к Приказу (если заявителем является работодатель);
в) отсутствие у органа государственной экспертизы, в который представлено заявление, полномочий по проведению государственной экспертизы условий труда у работодателя или в его обособленном подразделении, в отношении рабочих мест которого поступило заявление.
Примечание. Мотивированный письменный отказ в проведении государственной экспертизы условий труда направляется заявителю не позднее семи рабочих дней с даты регистрации заявления.
Этот перечень является исчерпывающим, отказ в экспертизе по другим основаниям не допускается.
Обратите внимание! Если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа, можно устранить без возврата заявления, орган государственной экспертизы устанавливает для устранения таких недостатков срок, который не должен превышать 30 календарных дней.
Если заявителем является не работодатель, в отношении рабочих мест которого проводится государственная экспертиза условий труда, то орган государственной экспертизы условий труда может запросить документацию, предусмотренную приложением 2 к Приказу. Запрашивать документацию и материалы, не указанные в приложении 2, запрещается.
Работодатель в срок не позднее 10 дней с даты поступления такого запроса должен направить запрашиваемые документацию и материалы в экспертный орган либо письменно уведомить о невозможности их представления с указанием причин.
При государственной экспертизе условий труда, проводимой в целях оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат материалы и документация, содержащие результаты аттестации рабочих мест по условиям труда.
При экспертизе, проводимой в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую, вредную или опасную работу, оценке соответствия подлежат документация и материалы, обосновывающие и устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенный размер оплаты труда.
Если экспертиза проводится для определения фактических условий труда на рабочих местах работников, оценке подлежат документация и материалы, подтверждающие соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда следующих объектов:
- здания, сооружения, оборудование, технологические процессы, а также применяемые в производстве инструменты, сырье и материалы;
- средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
- фактические уровни факторов производственной среды и трудового процесса;
- материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживания работников;
- режимы труда и отдыха работников;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, проведение инструктажа по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знания требований охраны труда;
- предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- меры предотвращения аварийных ситуаций и травмирования работников;
- порядок оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
- подтверждение ознакомления работников с требованиями охраны труда;
- локальные нормативные акты и инструкции по охране труда (при наличии).
Обратите внимание! Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных для экспертизы документации и материалов, но не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Данный срок может быть увеличен при необходимости, но не более чем на 30 календарных дней.
По результатам государственной экспертизы условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) составляет заключение. Перечень данных, которые должны быть указаны в нем, установлен Порядком.
Во всех случаях выявления несоответствия документации и материалов, представленных на экспертизу, государственным нормативным требованиям охраны труда в заключении указывается, какое именно несоответствие выявлено (с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, его раздела, статьи, пункта, подпункта, абзаца).
Кроме этого, в заключении излагаются обоснованные выводы о соответствии либо несоответствии условий труда на рабочих местах, в отношении которых проводилась государственная экспертиза, государственным нормативным требованиям.
Заключение составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа государственной экспертизы или уполномоченным им должностным лицом. Если члены экспертной комиссии не пришли к единому мнению, то каждый из них имеет право изложить в письменной форме особое мнение для рассмотрения руководителем органа государственной экспертизы.
Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения руководителем органа государственной экспертизы один экземпляр заключения выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Копия заключения может быть направлена работодателю (если он не являлся заявителем), а также аттестующей организации, органам исполнительной власти, профсоюзам и организациям, оказывающим услуги в области охраны труда.
К сведению. Заявитель, работодатель (если работодатель не являлся заявителем), аттестующая организация в случае несогласия с заключением вправе обжаловать его в судебном порядке.
Права и обязанности проводящих государственную экспертизу
Органы государственной экспертизы обязаны:
- бесплатно разъяснять порядок проведения государственной экспертизы условий труда;
- поручать ее проведение государственным экспертам;
- организовывать в установленном порядке подготовку, повышение квалификации и обучение государственных экспертов.
У названных органов есть также определенные права - они могут запрашивать у работодателя, государственных и муниципальных органов документацию и материалы, необходимые для проведения экспертизы.
Обязанности государственного эксперта определены ст. 216.1 ТК РФ:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы ФСС;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений, - и дополнены Порядком, в соответствии с которым эксперт также обязан:
- осуществлять всесторонний, объективный и комплексный анализ документации и материалов, представляемых для проведения государственной экспертизы условий труда, определять их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- соблюдать установленные Порядком правила и сроки проведения экспертизы.
Обратите внимание! Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес, в том числе если в подготовке документации для проведения экспертизы участвовали члены его семьи.
В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ и Порядком государственный эксперт имеет право:
- беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением при необходимости аккредитованных исследовательских (измерительных) лабораторий;
- формулировать особое мнение по результатам государственной экспертизы условий труда, которое прилагается к заключению.
В заключение
Минтруд, подготавливая Порядок, не забыл и об организации хранения документов по государственной экспертизе условий труда. Предполагается, что орган государственной экспертизы условий труда будет не только хранить все материалы, но и вести реестр выданных заключений в электронном виде и передавать его в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Информация, содержащаяся в реестре, может быть передана по отдельным запросам органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги в области охраны труда.
А.И. Сувернева,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".
*(2) Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.
*(3) Проект Приказа Минтруда РФ от 20.07.2012 "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)" опубликован на сайте Минздравсоцразвития - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/projects/1707 (далее - Приказ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"