Исполнительный лист предъявлен к исполнению в отдел судебных приставов. У должника имеется имущество в виде автомобиля. Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о запрете регистрационных действий и о задержании транспортного средства должника и направлено в ГИБДД. ГИБДД пункт постановления о задержании транспортного средства исполнять отказывается на основании приказа Минюста РФ и МВД РФ от 09.12.2005 N 208/1003.
Правомерен ли отказ ГИБДД?
Имеет ли право судебный пристав-исполнитель выносить постановление о задержании транспортного средства?
1. В соответствии с подп. "х" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, органы ГИБДД вправе принимать меры по задержанию автотранспортного средства только в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Перечень случаев, когда допускается такое задержание, предусмотрен ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. При этом под задержанием транспортного средства понимается временное принудительное прекращение его использования, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759.
Согласно п.п. 2, 3 Правил должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку. О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется соответствующий протокол, включающий в случае помещения транспортного средства на специализированную стоянку опись находящегося в нем имущества. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера, а при помещении транспортного средства на специализированную стоянку - также лицу, ответственному за хранение транспортного средства на этой стоянке.
По смыслу приведенных норм, задержание транспортного средства сотрудниками ГИБДД призвано обеспечить выполнение ими правоохранительных функций, в частности пресечение нарушений правил эксплуатации транспортных средств и управления ими, а потому не может являться мерой, направленной на принудительное исполнение судебного акта.
Вторым основанием для задержания органами ГИБДД транспортного средства в соответствии с п. 146 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185, является выявление транспортного средства, находящегося в розыске. Каких-либо иных законных оснований для осуществления органами ГИБДД задержания транспортного средства не предусмотрено.
2. Как следует из ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ), обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов возложена законом на судебных приставов-исполнителей ФССП России (смотрите, например, решение Черногорского городского суда Республики Хакасия, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/2676349).
В силу ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться им, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Арест имущества должника предполагает необходимость составления его описи (ч. 5 ст. 80 Закона N 229-ФЗ). Следовательно, для того чтобы наложить арест на транспортное средство должника, судебный пристав-исполнитель должен его осмотреть и описать в присутствии понятых. Заочный арест ничтожен (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 07АП-5026/10). Если должник скрывает транспортное средство, подлежащее аресту, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск этого автомобиля.*(1)
Обращаем Ваше внимание на то, что непосредственное осуществление исполнительных действий по розыску и аресту имущества должника (ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ) возлагается именно на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Иные органы, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица и граждане вправе осуществлять исполнительные действия только в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 7 Закона N 229-ФЗ). В этой связи смотрите, например, решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 15.10.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/33459, решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области по делу N 2-1362/2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/1119272.
Предусмотренные п. 2 ст. 12 Закона N 118-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Закона N 229-ФЗ права судебного пристава-исполнителя при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, а также предъявлять государственным органам, органам местного самоуправления, гражданам и организациям законные требования, обязательные для всех и подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории РФ, не могут реализовываться приставом в нарушение компетенции органа государственной власти, к которому он обращается за содействием или с требованием (смотрите также ст. 62 Закона N 229-ФЗ). Органы ГИБДД и их должностные лица в любом случае не вправе выходить за рамки своей компетенции, установленной вышеприведенными нормативными актами.
Таким образом, по нашему мнению, судебный пристав-исполнитель не вправе непосредственно поручать органам ГИБДД осуществить задержание транспортного средства должника по исполнительному производству. Поэтому отказ сотрудников ГИБДД в исполнении соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя является правомерным. В этой связи смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2007 N А69-1033/07-Ф02-7428/2007, определение Пермского краевого суда от 26.09.2011 по делу N 33-9622. Задержание органами ГИБДД транспортного средства должника будет допустимо только в том случае, если судебный пристав-исполнитель в порядке, установленном ст. 65 Закона N 229-ФЗ и Регламентом, объявит розыск имущества должника, а органами ГИБДД будет выявлено транспортное средство, находящееся в розыске.
Тем не менее отдельные суды не усматривают незаконности в задержании органами ГИБДД транспортных средств по поручению судебных приставов-исполнителей: смотрите, например, решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20.04.2010, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://kirovsky.ast.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=397&;cl=1, решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 30.05.2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/8879773.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
11 сентября 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сроки и последовательность действий при осуществлении ФССП полномочий по розыску имущества должника определены в Административном регламенте по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), утвержденном приказом Минюста России от 21.09.2007 N 192 (далее - Регламент). При этом, как следует из положений Регламента, а также Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов, утвержденного совместным приказом Минюста России и МВД России от 09.12.2005 N 208/1003, взаимодействие ФССП с правоохранительными органами при осуществлении розыска автотранспортных средств, принадлежащих должникам по исполнительным производствам, ограничивается взаимным предоставлением информации. Какие-либо нормы, предписывающие сотрудникам ГИБДД осуществлять задержание разыскиваемого транспортного средства по поручению судебного пристава-исполнителя, в названных ведомственных актах отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.