Утилизационный сбор на автомобили
Приобретая автомобиль после 1 сентября 2012 года, рекомендуем каждому покупателю удостовериться, не возникнет ли у него обязанность по уплате утилизационного сбора. Рассмотрим все по порядку.
С 1 сентября 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации" вводится к уплате утилизационный сбор.
Плательщиками этого сбора являются лица, которые ввозят на территорию РФ или производят на территории РФ легковые и грузовые автомобили и автобусы.
Мало кто знает, что Законом предусмотрена и третья категория плательщиков утилизационного сбора. В нее включены лица, приобретающие автомобили на территории РФ у продавцов, которые:
- либо были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе авто на территорию России;
- либо в нарушение закона не уплатили сбор.
Льготники
В группу продавцов, законно освобожденных от уплаты сбора, но при приобретении авто у которых покупатель обязан будет уплатить сбор, попали не все льготники утилизационного сбора, а только:
- физические лица, которые ввезли личное авто как добровольные переселенцы в рамках государственной программы содействия возврату соотечественников из-за рубежа, как вынужденные переселенцы или как беженцы;
- дипломатические представительства, консульские учреждения и аналогичные международные организации, а также их сотрудники, включая членов семей;
- юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, в отношении транспорта для перевозки грузов и автобусов, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.
Обратите внимание! Положением об утилизационном сборе не установлена обязанность Федеральной таможенной службы проставлять в паспорте транспортного средства (далее - ПТС) отметку о льготном статусе ввозимого авто и отсутствии обязанности по уплате сбора при ввозе на территорию РФ. Остается надеяться, что какую-то отметку в ПТС таможенные органы в таких случаях все же будут делать в соответствии с согласованным с МВД и Министерством промышленности и торговли порядком.
Иначе покупателю нужно будет самостоятельно проверить реестр автомобилей с уплаченным сбором (МВД России по данным ФТС ведет Реестр транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор) и при отсутствии в нем приобретаемого авто задать вопрос продавцу о причине неуплаты сбора.
Льготы в виде освобождения от уплаты утилизационного сбора распространяются помимо указанных еще и на:
- легковые и грузовые автомобили и автобусы, с года выпуска которых прошло 30 лет и более, которые не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров (коммерческие перевозки пассажиров и грузов), имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;
- автомобили, которые ввозятся через государственную границу РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза (т.е. произведенные или выпущенные для внутреннего потребления на территории Таможенного союза - п. 37 ст. 4, ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза) при условии, если они ранее были ввезены в Республику Беларусь или Республику Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа Таможенного союза, или если они были произведены в Республике Беларусь или Республике Казахстан на условиях принятия изготовителем обязательства по утилизации. Если эти условия не выполняются, то при ввозе в РФ авто с территории стран Таможенного союза утилизационный сбор уплачивается.
На указанные автомобили утилизационный сбор не должен уплачиваться вовсе (ни импортером, ни последующими покупателями).
Иными словами, существует два вида законно освобожденных от уплаты сбора автомобилей - по которым сбор не уплачивается и по которым сбор не уплачивается только при ввозе на территорию РФ, но уплачивается покупателем при перепродаже. Соответственно, покупателю важно знать, возникнет ли у него обязанность по уплате сбора, если он приобретает авто у импортера, законно не уплатившего сбор при ввозе авто на территорию РФ.
Еще один вид льготников
Особо выделим еще один вид льготников. Льгота распространяется на автомобили, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств (т.н. обязательство производителя по утилизации).
Все последующие владельцы (покупатели) таких авто не уплачивают утилизационный сбор, т.к. производитель вместо уплаты сбора согласился нести расходы на утилизацию своих автомобилей.
В подтверждение принятия обязательства по утилизации своих авто организацией-изготовителем в ПТС проставляется соответствующая отметка, а само авто заносится в реестр авто с обязательством по утилизации (МВД ведет Реестр транспортных средств, в отношении которых принято обязательство по обеспечению безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств).
Однако этой информации для покупателя автомобиля недостаточно.
Учитывая, что утилизация новых авто может наступить не скоро, производителей, взявших на себя обязательства по утилизации, заносят в реестр производителей (Министерство промышленности и торговли РФ ведет Реестр организаций - изготовителей транспортных средств, принимающих обязательство по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты производимых ими транспортными средствами своих потребительских свойств).
Положением об утилизационном сборе предусмотрено, что подразделения ГИБДД отказывают в проведении действий по регистрации авто в случаях, если обязательство по утилизации принято организацией-производителем, не включенной в реестр или исключенной из такого реестра (после вступления в силу решения об исключении из реестра). Вероятно, для покупателя это означает, что авто будет зарегистрировано только после уплаты им утилизационного сбора.
Поразительно, что в законе предусмотрена вероятность возникновения группы лиц, которые в нарушение установленного порядка не уплатили утилизационный сбор. И что еще более удивительно, - обязанность по уплате сбора в этом случае возлагается не на нарушителей, продающих автомобили, а на покупателей.
Рассмотрим, как можно "вычислить" продавцов-нарушителей.
Например, утилизационный сбор взимается таможенными органами, но при ввозе товаров с территории Таможенного союза таможенный контроль отменен, и импортер вполне может уклониться от уплаты сбора на те автомобили, которые не подпадают под освобождение. В таком случае покупатель белорусского или казахстанского автомобиля окажется в зоне рисков, связанных с необходимостью самостоятельно оплатить сбор при попытке зарегистрировать его в ГИБДД.
К слову, в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется, то импортер для уплаты сбора должен обращаться в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место его регистрации или место жительства. Или если производитель, исключенный из реестра производителей, продолжает ставить отметки в ПТС своих автомобилей о принятии обязательства по утилизации. Производитель поступает неправомерно, но обязанность по уплате утилизационного сбора возникнет у покупателя авто (может быть, даже второго или третьего покупателя).
Размер утилизационного сбора
Отдельно следует упомянуть о размере утилизационного сбора.
Сбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Установлены две базовые ставки: 20 000 руб. для легковых автомобилей и 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов. А вот коэффициенты дифференцированы в зависимости от объема двигателя (для легковых авто), полной массы (для грузовых авто) и длины (для автобусов), а также года выпуска (до и более трех лет с даты выпуска авто).
Почти все коэффициенты повышающие: от 0,9 (новые грузовые авто с полной массой до 2,5 т) до 35,01 (старше трех лет легковые авто объемом двигателя более 3,5 л). К примеру, на новый грузовик полной массой до 8 т сбор составит 201 000 руб., а на такой же автомобиль старше трех лет - 673 500 руб., за новый автобус длиной до 10 м придется уплатить сбор в сумме 354 000 руб., за такой же старый автобус - в размере 714 000 руб.
Только для легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предусмотрены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб.: 0,15 для новых авто (т.е. сумма сбора составит 3000 руб.) и 0,25 для авто старше трех лет (сумма сбора составит 5000 руб.).
Выводы
Покупать авто, не волнуясь, что на вас будет возложена обязанность по уплате утилизационного сбора, можно, если ПТС на авто выдан до 1 сентября 2012 года.
При покупке авто, прежде чем заключить договор купли-продажи, рекомендуется проявить некоторую бдительность в случаях, если:
- в ПТС стоит отметка об уплате сбора при ввозе авто на территорию РФ;
- в ПТС стоит отметка о том, что производитель взял на себя обязательства по утилизации.
В первом случае бдительный покупатель должен заглянуть в реестр автомобилей с уплаченным сбором, во втором случае - в реестр автомобилей с обязательством по утилизации, которые ведутся МВД, а также в реестр производителей, который публикуется на официальном сайте Министерства промышленности и торговли.
И наконец, следует задуматься о целесообразности приобретения именно этого авто или именно за такую цену, если:
- в ПТС нет отметок об уплате утилизационного сбора или об обязательствах производителя по утилизации;
- в реестрах нет приобретаемого автомобиля или его производителя.
Возможно, в этом случае имеет смысл поторговаться с продавцом, ведь размер утилизационного сбора, который вам придется заплатить, чтобы зарегистрировать авто в ГИБДД, может составить значительную сумму. Или вздохнуть с облегчением, если вы приобретаете "льготируемое" авто, на которое утилизационный сбор вообще не уплачивается.
О. Слобцова,
заместитель директора по проектам
ООО АКФ "Экспертный центр "Партнеры"
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1