Налоговая политика ТС и ЕЭП: чего ждать дальше?
При создании Евразийского экономического сообщества перед тремя государствами, а именно Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, были поставлены три основные задачи: обеспечить режим свободной торговли, сформировать Таможенный союз, образовать Единое экономическое пространство и ввести единую валюту.
Можно выделить следующие этапы формирования единой таможенной территории:
с 1 января 2010 года - было введено единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирования;
с 1 июля 2010 года:
- введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза;
- осуществлен перенос контроля на внешнюю границу Республики Беларусь;
- введен механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин;
- было отменено таможенное оформление товаров во взаимной торговле.
с 1 июля 2011 года:
- перенесен таможенный контроль на внешнюю границу Республики Казахстан.
Таможенный союз Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь как интеграционное объединение предусматривает регулирование товарообмена и движения денежных средств, что повышает уровень интеграции, при котором необходимо единое и общее налоговое законодательство и сближение налоговых систем стран-участниц.
Именно поэтому для реализации поставленных целей и задач между странами - участницами ТС были определены следующие основные направления работы по развитию Таможенного союза в целом.
Налоговое администрирование
Первым основным направлением работы была определена сфера налогового администрирования, а именно совершенствование его принципов и методов.
В данной сфере огромное внимание было уделено администрированию процесса взимания косвенных налогов, т.к. именно они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - членов ТС.
Обратите внимание! Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не превышают ставок косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства*(1). При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.
Основными направлениями работы по гармонизации системы косвенных налогов были определены следующие:
- исключение двойного налогообложения при переходе на их исчисление и взимание по принципу "страны назначения";
- совершенствование налогового и таможенного администрирования;
- выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию;
- унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.
Таким образом, во взаимной торговле трех государств был реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.
Приоритетной задачей также было введение налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза. Ранее основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, являлась грузовая таможенная декларация, но с созданием Таможенного союза на смену ГТД пришла налоговая декларация - Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление). Основной функцией Заявления является подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами налогового контроля. Кроме того, важное значение Заявление приобретает в качестве учетно-статистического документа взаимной торговли.
Информационный обмен
Вторым основным направлением работы было укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран - участниц Таможенного союза.
Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) осуществляется в форме реестров Заявлений в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде. Налоговые органы обязаны предоставлять и обеспечивать полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплачиваемых в бюджеты государств - членов Таможенного союза.
Основной целью системы информационного обмена в налоговой сфере государств - членов ТС является построение системы администрирования косвенных налогов, позволяющей оперативно отслеживать документооборот хозяйствующих субъектов и одновременно формировать статистическую информацию об объемах взаимной торговли таких государств. Одной из важных функций указанной системы информационного обмена является формирование и использование в контрольной работе баз данных об экспортерах и импортерах, производителях, данных об акцизных марках и др.
Гармонизация налоговых законодательств стран - участниц ТС
Третьим направлением развития Таможенного союза, безусловно, является гармонизация налоговых законодательств стран - его участниц.
Основным направлением, подлежащим гармонизации, было косвенное налогообложение в странах ТС.
С образованием Таможенного союза в странах, входящих в него, возникла необходимость принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные налоговые законодательства государств - участников Таможенного союза. В целях приведения налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза в государствах-участниках была проведена огромная работа.
Таким образом, в налоговой сфере была сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, а также подписаны следующие основополагающие документы:
- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009;
- Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.
В государствах - членах Таможенного союза проведена работа по приведению налоговых законодательств сторон в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза, реализация которых позволила осуществить взимание НДС и акцизов на единой таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года - отсутствия таможенного контроля.
Указанные направления развития таможенного союза и осуществленная работа по ним показывают, что создание Таможенного союза явилось большим шагом к формированию Единого экономического пространства.
Единое экономическое пространство
В настоящее время государства - члены Таможенного союза перешли к следующей стадии интеграции национальных экономик: с 1 января 2012 год начало функционировать Единое экономическое пространство.
Единое экономическое пространство - это пространство, состоящее из территорий сторон, на котором существуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Указанная стадия является этапом перехода к следующему этапу интеграционного развития - экономическому и валютному союзу. Формирование ЕЭП знаменует собой достижение большой цели государств - членов Евразийского экономического сообщества на сотрудничество и интеграцию.
Без Таможенного союза и опыта гармонизации налогообложения невозможно было бы создать Единое экономическое пространство и обеспечить равные конкурентные условия хозяйственной деятельности резидентов различных стран.
В связи с этим опыт гармонизации налогового законодательства стран - участниц Таможенного союза является большим фундаментом и основой для дальнейшего сотрудничества в рамках ЕЭП.
Обратите внимание! На единой таможенной территории подлежат применению согласованные принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Помимо гармонизации косвенного налогообложения необходимым шагом в развитии ТС и ЕЭП является и осуществление гармонизации прямого налогообложения.
Договорно-правовая база, формирующая Единое экономическое пространство, непосредственно затрагивает и прямые налоги (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, социальный налог, налог на имущество и другие).
Поэтому с началом функционирования Единого экономического пространства и с углублением сотрудничества в налоговой сфере основными вопросами, представляющими взаимный интерес для сторон, становятся следующие:
совершенствование системы косвенного налогообложения.
В части акцизов ближайшими приоритетными задачами являются:
- формирование и проведение согласованной политики в отношении подакцизных товаров;
- ведение реестров производителей товаров, экспортеров-импортеров маркированных подакцизных товаров, лицензиатов; формирование баз данных по акцизным маркам, производителям, экспортерам-импортерам подакцизной маркируемой продукции;
- подготовка предложений по переходу на единую акцизную марку ТС и ЕЭП, а также по передаче функций по администрированию акцизов от таможенных органов налоговым органам.
Акцизная политика ТС и ЕЭП должна быть направлена на уменьшение количества акцизов и гармонизацию их ставок. При этом принцип гармонизации акцизного налога требует согласования минимальной ставки налога, структуры облагаемых товаров и порядка уплаты налога.
Гармонизация налогообложения возможна не только при координации системы косвенного налогообложения, но и при унификации налоговых систем при взимании прямых налогов;
совершенствование системы прямого налогообложения. Законодательная база регулирования прямого налогообложения в ТС и ЕЭП сформирована и закреплена нормативными правовыми актами (налоговыми кодексами - основополагающими документами, регламентирующими налоговые отношения хозяйствующих субъектов).
Налогоплательщики и элементы налогообложения в значительной степени идентичны. Но при этом в каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Например, различные ставки прямых налогов объясняются различным уровнем экономического развития сторон, а также проводимой налоговой политикой каждого из государств и ходом реформ в данной сфере.
В этой связи становится необходимым проведение гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств сторон, а также совершенствование налогового администрирования и налогового контроля с целью исключения двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов.
Таким образом, в целях проведения единой согласованной налоговой политики в сфере регулирования прямого налогообложения необходимо решить следующие задачи:
- гармонизация и унификация национальных налоговых систем;
- введение эффективных методов контроля за трансфертным ценообразованием;
- создание благоприятных условий для трудовой миграции (утверждение единых правил установления налогового резидентства, получение имущественных и социальных вычетов);
- повышение инвестиционной привлекательности экономик государств;
совершенствование межстранового контроля в ТС И ЕЭП. В рамках осуществления мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории Таможенного союза после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС, необходимо внедрить интегрированную информационную систему взаимодействия налоговых и таможенных органов, предусматривающую интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов Таможенного союза.
В части информационного обмена основными задачами являются:
1. Обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми органами государств-членов ТС и ЕЭП при взимании косвенных налогов во взаимной торговле на единой таможенной территории;
2. Подготовка предложений по совершенствованию информационного взаимодействия налоговых органов государств - членов ТС и ЕЭП, в т.ч.:
- по созданию интегрированной информационной системы взаимодействия налоговых и таможенных органов, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов ТС и ЕЭП;
- по интеграции информационных систем налоговых органов, а также по применению единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи.
Использование электронного документооборота счетов-фактур в электронном виде также существенно повысит качество и оперативность сбора информации, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, что в целом положительно скажется на эффективности администрирования НДС.
В дальнейшем требуется комплексная реализация мероприятий по информатизации регулирования внешней торговли Таможенного союза, в частности:
- создание высокотехнологического унифицированного механизма информационного взаимодействия контролирующих органов;
- организация устойчивого и своевременного информационного обмена между контролирующими органами о перемещаемых через единую таможенную территорию Таможенного союза подакцизных товарах.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс интеграции государств вызывает высокую потребность в гармонизации национального законодательства, в частности налогового.
Гармонизация налогового законодательства является неотъемлемым условием тесного и эффективного межгосударственного сотрудничества.
Гармонизация налогового законодательства в ТС и ЕЭП осуществляется не в интересах самих сторон, а основывается на общности интересов стран-участниц. Именно поэтому гармонизация налогового законодательства в Таможенном союзе осуществляется в два этапа:
- первый этап заключается в разработке соглашений, договоров, содержащих основные принципы и направления деятельности всего Союза;
- второй - в приведении национальных налоговых законодательств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в соответствие с основными целями и принципами функционирования Таможенного союза в целом.
Новые задачи по развитию ТС
Перед странами ставятся все новые и новые задачи по развитию ТС и ЕЭП.
Например, в области косвенного налогообложения необходимо ввести согласованный перечень экспортируемых и импортируемых товаров, работ и услуг, необходимо унифицировать порядок их обложения в странах Таможенного союза; необходимо ввести единый перечень подакцизных товаров либо сохранить его минимальный перечень, т.к. по мере развития производства и потребностей бюджетов список подакцизных товаров постоянно пересматривается.
Прямые налоги также оказывают влияние на экономическую интеграцию; их различия влияют на уровень налоговой нагрузки и ведут к созданию различных условий привлечения инвестиций в экономику. Поэтому и в данной области следует исключить двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов: необходимо построение рациональной системы налогообложения и формирование согласованной системы налогового администрирования. Объединение налогов и сокращение их количества позволит упростить процедуру их администрирования и увеличит объем налоговых поступлений.
Все эти меры требуют развития и совершенствования ввиду того, что следующим основным шагом будет создание Экономического и валютного союза, что представляет собой единый рынок, где проводится основанная на принципах свободной рыночной экономики единая экономическая и валютная политика на основе единой валюты.
На данном этапе интеграционного развития необходимо проведение единой налоговой политики, на основе унифицированных налоговых систем и методов администрирования, применительно ко всей системе налогов, действующих в условиях единого рынка, что также потребует и принятия основ налоговых законодательств Союза.
На пути к созданию Экономического и валютного союза приоритетными задачами в сфере налогообложения (включая предоставления налоговых льгот) и налогового администрирования являются следующие:
- обеспечение соответствия законодательства сторон договорно-правовой базе ТС и ЕЭП, для чего необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг нормативно-правовых актов;
- обеспечение эффективности налогового администрирования посредством формирования соответствующих согласованных принципов и процедур, включая совершенствование информационного обмена между налоговыми и другими контролирующими органами государств - членов ТС и ЕЭП.
Следовательно, основой налоговой политики в ЕЭП может стать создание "единого налогового пространства", включающего гармонизацию налогового законодательства, налогового администрирования и информационный обмен (интеграция баз данных, взаимодействие налоговых органов с таможенными органами, а также с международными и иностранными государственными организациями в налоговой сфере).
Таким образом, государства - члены ТС и ЕЭП в области налоговой политики должны держать курс на содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Н. Мамбеталиев,
профессор Московского налогового института
А. Мамбеталиева,
аспирантка Всероссийской государственной
налоговой академии Минфина России
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 // www.tsouz.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1