Новшества в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности"
Отечественное законодательство о банках и банковской деятельности продолжает активно совершенствоваться. На это объективно указывают принятые нормативные акты*(1) и изменения уже существующих, вступивших в силу с января текущего года. Эти новации затрагивают прежде всего состав банковских операций и иных сделок, совершаемых кредитными организациями, требования к уставному капиталу и минимальному размеру собственных средств кредитной организации, основания для отзыва у кредитной организации лицензии Банка России, а также комплекс вопросов, связанных с обеспечением кредитными организациями сохранности сведений, составляющих банковскую тайну. Обо всем этом - в статье.
Банковское законодательство РФ
Законодательство о банках и банковской деятельности (далее - банковское законодательство) Российской Федерации включает Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 29.06.2012), иные федеральные законы (включая Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нормативных актов Банка России.
Помимо Банка России к субъектам банковской деятельности относятся кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (банков, признанных таковыми в соответствии с законодательством тех государств, на территории которых они зарегистрированы в установленном порядке), осуществляющие такую деятельность в Российской Федерации. Субъекты банковской деятельности признаются участниками платежной системы Банка России в соответствии с критериями ст. 21 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". В целях обеспечения надлежащего функционирования платежной системы Банка России ее участники взаимодействуют между собой на основании Положения Банка России от 29.06.2012 N 384-П, иных нормативных актов Банка России.
Под кредитной организацией, напомним, понимается юридическое лицо, образованное как хозяйственное общество в форме банка или небанковской кредитной организации и имеющее право на осуществление банковских операций для извлечения прибыли (как основной цели своей деятельности) на основании специального разрешения (лицензии) Банка России.
Банк представляет собой кредитную организацию, наделенную исключительным правом на осуществление (в совокупности) операций по привлечению во вклады денежных средств как физических, так и юридических лиц, размещению привлеченных средств (от своего имени и за свой счет) на условиях возвратности, платности, срочности, а также по открытию и ведению банковских счетов вышеуказанных лиц.
Небанковские кредитные организации можно разделить на две функциональных подгруппы:
- организации, имеющие право осуществлять исключительно банковские операции, предусмотренные пп. 3-4 (применительно к банковским счетам юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), п. 5 (в отношении переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона N 395-1 (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, или НКО первого типа);
- небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1 (далее - НКО второго типа). Причем допустимые сочетания банковских операций для каждой такой организации устанавливаются Банком России. Следует отметить, что перечень банковских операций и иных сделок, совершаемых кредитными организациями, установлен ст. 5 Закона N 395-1, обновленная редакция которой действует с 1 января 2012 года (см. рисунок).
Рисунок
/----------------------------------------------------------------------------\
| Банковские операции и иные сделки, |
| разрешенные кредитным организациям |
\----------------------------------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ /------------------------------------------------\
| Банковские операции |-\/-| Иные сделки |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Привлечение денежных средств физических | || | Выдача поручительств за третьих лиц, |
| и юридических лиц во вклады |-||-| предусматривающих исполнение обязательств |
| | || | в денежной форме |
| | || | |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Размещение привлеченных во вклады | || | Приобретение права требования от третьих |
| денежных средств от своего имени |-||-| лиц исполнения обязательств в денежной форме |
| и за свой счет | || | |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Открытие и ведение банковских счетов |-||-| Осуществление операций с драгоценными |
| физических и юридических лиц*(2) | || | металлами и драгоценными камнями |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
|Осуществление переводов денежных средств | || | Доверительное управление денежными средствами, |
| по поручению физических и юридических |-||-| иным имуществом по договору с физическими |
| лиц по их банковским счетам | || | и юридическими лицами |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Инкассация денежных средств, векселей, | || | Предоставление в аренду физическим и |
| платежных и расчетных документов и | || | юридическим лицам специальных помещений или |
| кассовое обслуживание физических |-||-| сейфов для хранения документов и ценностей |
| и юридических лиц | || | |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Купля-продажа иностранной валюты в | || | Лизинговые операции |
| наличной и безналичной формах |-||-| |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
| Привлечение во вклады и размещение | || |Оказание консультационных и информационных услуг|
| драгоценных металлов |-||-| |
\-----------------------------------------/ || \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ || /------------------------------------------------\
|Осуществление переводов денежных средств,| || | Иные сделки в соответствии с законодательством |
| в т.ч. электронных, без открытия |-|\-| Российской Федерации |
| банковских счетов | | | |
\-----------------------------------------/ | \------------------------------------------------/
/-----------------------------------------\ | /------------------------------------------------\
| Выдача банковских гарантий |-/ | Операции с ценными бумагами |
\-----------------------------------------/ \------------------------------------------------/
Любая кредитная организация также имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.
Например, банк в соответствии с лицензией Банка России вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, а также иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами. Кроме того, банк вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами, принадлежащими физическим и юридическим лицами (на основании договора между банком и соответствующим лицом).
Требования к уставному капиталу
В редакции Закона N 395-1, действующей с начала текущего года, существенно уточнены требования к уставному капиталу и минимальному размеру собственных средств кредитной организации (ст. 11 и 11.2 Закона N 395-1).
Уставный капитал, напомним, определяет минимальный размер имущества кредитной организации, гарантирующего интересы ее кредиторов. Размер уставного капитала соответствует суммарному размеру вкладов участников кредитной организации, при этом минимальный размер уставного капитала должен составлять (на день подачи соответствующего ходатайства):
- для вновь регистрируемого банка - не менее 300 млн. руб.;
- для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам - не менее 90 млн. руб.;
- для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (на день подачи ходатайства), а равно и не ходатайствующей о получении вышеуказанных лицензий - не менее 18 млн. руб.
Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату ее уставного капитала, при этом действуют следующие ограничения:
- для формирования уставного капитала не могут быть использованы привлеченные денежные средства;
- для формирования уставного капитала не могут быть использованы (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
- средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала только на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации либо решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральными законами;
- не допускается оплата уставного капитала при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации.
Банк России также вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. Следует отметить, что приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее - приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим (физическим) лицом либо группой таких лиц, связанных между собой соглашением, или группой юридических лиц, являющихся дочерними (зависимыми по отношению друг к другу), свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а свыше 20% - предварительного согласия Банка России, который не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем согласии или мотивированном (см. ч. 8 и 9 ст. 11 Закона N 395-1) отказе (если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, то приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным).
Обратите внимание! Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается:
- для банка - 300 млн. руб. (за исключением случаев, перечисленных ниже);
- для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - не менее 300 млн. руб. (по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано ходатайство);
- для кредитной организации, ходатайствующей о получении генеральной лицензии (на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, привлечение во вклады средств физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте - не менее 900 млн. руб. собственных средств (капитала) (по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано ходатайство).
В связи с уточнением показателей, характеризующих размеры собственных средств (капитала) кредитных организаций, отметим, что банк, имевший по состоянию на 01.01.2007 собственные средства (капитал) менее 180 млн. руб., вправе продолжать свою деятельность, если по состоянию на 01.01.2012 размер собственных средств (капитала) составил не менее 180 млн. руб. (аналогичные требования предъявляются и к банкам, созданным после 01.01.2007).
Начиная с 01.01.2015 размер собственных средств (капитала) банка должен составлять не менее 300 млн. руб. Кредитные организации обязаны публиковать информацию об уровне достаточности капитала ежеквартально (абз. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 395-1), а иную информацию о своей деятельности - по формам и в сроки, установленные Банком России (к примеру, предоставление информации, в т.ч. документированной, связанной с проведением валютных операций, осуществляется кредитными организациями в соответствии с Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И).
Выдача и отзыв лицензии на осуществление банковских операций
Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и действует бессрочно, однако при наличии оснований может (должна) быть отозвана. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные соответствующей лицензией, с момента получения последней, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 13 Закона N 395-1 и Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (эти положения регулируют порядок осуществления банковских операций Внешэкономбанком и коммерческой организацией, выполняющей функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности").
Совершение незаконных банковских операций влечет за собой применение санкций в отношении соответствующей кредитной организации, иных юридических, а также физических лиц (последние несут за это гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность - см. ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 172 Уголовного кодекса РФ).
Надо уточнить, что действующей редакцией ст. 20 Закона N 395-1 предусмотрены два вида оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций:
- дающих право Банку России отозвать лицензию;
- обязывающих Банк России отозвать лицензию.
С 1 января 2012 года перечень оснований для безусловного отзыва лицензии дополнен шестью новыми (пп. 5-10 ч. 2 ст. 20 Закона N 395-1), а с июля 2013 года вступит в силу дополнение к ч. 1 указанной статьи (п. 11 предусматривает возможность отзыва лицензии за неоднократное (повторное) нарушение кредитной организацией требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных вышеуказанным Законом). В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций (независимо от основания) кредитная организация подлежит ликвидации в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона N 395-1, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Регулирование ликвидационных процедур осуществляется ликвидатором кредитной организации (организацией по обязательному страхованию вкладов либо арбитражным управляющим) в порядке, предусмотренном ст. 23.4 Закона N 395-1.
Общий порядок процедуры ликвидации кредитной организации следующий:
1. После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации (далее - кредиторы), ликвидатор кредитной организации (далее - ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать:
- сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации;
- перечень требований кредиторов кредитной организации;
- результаты рассмотрения требований кредиторов кредитной организации.
2. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов, после чего подлежит согласованию с Банком России.
3. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
4. Порядок совершения операций с имуществом кредитной организации, не включаемым в соответствии с Законом о несостоятельности в состав конкурсной массы в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации, определяется Законом N 395-1. Если имеющихся у кредитной организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации в порядке, установленном Законом о несостоятельности.
5. Если в ходе проведения процедуры ликвидации кредитной организации выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).
6. Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) и утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатор обязан представить в Банк России с приложением документов (по перечню Банка России) для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в десятидневный срок со дня вынесения такого определения.
Необходимо отметить, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
- считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, при этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях (по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций);
- прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, кроме финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;
- прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях).
До дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается:
- совершение сделок с имуществом кредитной организации, в т.ч. исполнение кредитной организацией обязательств, кроме сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации (по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации, в т.ч. коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества, а также расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения и иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций; по уплате обязательных платежей, возникших со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций; по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы, как то: алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей, выплачиваемых работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами);
- исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
- прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований.
Оплата расходов, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации, производится назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании сметы расходов (утверждается Банком России). В период после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) (о ликвидации) кредитная организация имеет право:
- взыскивать и получать задолженность, в т.ч. по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат ранее осуществленных авансовых платежей, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим ей на праве собственности;
- осуществлять возврат имущества, принадлежащего кредитной организации, но находящегося у третьих лиц;
- получать доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, а также от операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;
- осуществлять по согласованию с Банком России возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет (субсчет) (порядок согласования устанавливается нормативными актами Банка России);
- осуществлять возврат клиентам ценных бумаг или иного имущества, принятых кредитной организацией на хранение и (или) учет по договорам доверительного управления (иным договорам, связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг), с отражением этого на соответствующих счетах (счетах депо);
- осуществлять иные действия по выполнению функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и нормативными актами Банка России.
В связи с вступлением в действие с 1 ноября текущего года Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ уточняется порядок документирования операций (сделок), осуществленных кредитными организациями, признанными несостоятельными, до вступления в силу соответствующего решения арбитражного суда. В преддверии банкротства (в течение вышеуказанного периода) кредитная организация обязана отражать совершенные операции (сделки) в электронных базах данных с предоставлением их резервных копий в распоряжение Банка России (по требованию последнего).
Подводя итог этой части комментария, напомним, что ликвидация (а также реорганизация) кредитной организации подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Для осуществления регистрации в Банк России представляются соответствующие сведения и документы, который после принятия решения о регистрации ликвидируемой (реорганизуемой) кредитной организации направляет необходимые сведения и документы в уполномоченный регистрирующий орган - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Сохранность сведений, составляющих банковскую тайну
В процессе осуществления своей деятельности Банк России, кредитные организации, а также организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов (АСВ)), обязаны обеспечить сохранность сведений, составляющих банковскую тайну. В соответствии с действующей с 02.07.2012 редакцией ст. 26 Закона N 395-1 вышеперечисленные юридические лица гарантируют тайну (обеспечение сохранности от разглашения сведений) об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (см. также ст. 857 ГК РФ). Персонал кредитной организации обязан обеспечивать сохранность от разглашения сведений, составляющих банковскую тайну, включая сведения, перечень которых в установленном порядке определяется соответствующей кредитной организацией. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, допускается государственным органам, их должностным лицам только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - как правило, в форме справки.
Так, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами о деятельности соответствующих органов. Органам предварительного следствия (по делам, находящимся в их производстве) соответствующие справки выдаются при наличии согласия руководителя следственного органа. Органам внутренних дел (при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений) кредитной организацией выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Справки по счетам и вкладам физических лиц
Такие справки выдаются кредитной организацией судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Органам предварительного следствия (по делам, находящимся в их производстве) соответствующие справки выдаются при наличии согласия руководителя следственного органа.
Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в т.ч. в отношении граждан:
- претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
- претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
- претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;
- претендующих на замещение должности судьи;
- претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- замещающих вышеуказанные должности, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев
Эти справки выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - консульским учреждениям иностранных государств.
Справки об операциях, счетах и вкладах ИП
Информация, в т.ч. документированная, об операциях, счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитной организацией в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Федеральная служба по финансовому мониторингу), в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Другие виды справок
Часть 6 ст. 26 Закона N 395-1 вступает в силу с 1 января 2013 года. Она регламентирует выдачу кредитными организациями справок о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц (такие справки выдаются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).
Банковская тайна
Следует отметить, что предусмотренные ст. 26 Закона N 395-1 ограничения на разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, распространяются в т.ч. на Банк России (соответствующих должностных лиц), высших должностных лиц государственных органов, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, аудиторские и некоторые другие организации (органы).
Так, Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения об операциях, о счетах и вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Операторы платежных систем не вправе раскрывать третьим лицам информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) не вправе раскрывать третьим лицам данные об операциях, о счетах и вкладах физических лиц, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции в Банке России, кредитных организациях, а также в филиалах и представительствах иностранных банков.
Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, при этом органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Информация о торговых и клиринговых счетах юридических лиц и об операциях по указанным счетам представляется кредитной организацией в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности". Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", а операционные центры, платежные клиринговые центры - информацию об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов, полученную при оказании операционных услуг, клиринговых услуг участникам платежной системы, за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаев, предусмотренных федеральными законами.
Документы и сведения, содержащие банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитной организацией таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица не вправе разглашать сведения, которые содержат банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем информация об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".
Виновные в разглашении банковской тайны организации (органы), их должностные лица (персонал) несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Кроме того, дисциплинарная ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну, может устанавливаться для работников организаций (органов) действующими у соответствующих работодателей локальными нормативными актами, принятыми с соблюдением ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ.
При обеспечении защиты информации (включая сведения, составляющие банковскую тайну) в платежной системе Банка России ее участники руководствуются Положением о защите информации в платежной системе, утв. постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 584, соответствующими нормативными актами Банка России.
С 1 июля текущего года действует и уточненная редакция ст. 28 Закона N 395-1 о межбанковских операциях.
В соответствии с ее положениями кредитные организации на договорных началах вправе:
- привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов;
- осуществлять расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга;
- совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России.
Корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных началах. Кредитные организации ежемесячно сообщают в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах - как на территории Российской Федерации, так и за рубежом (порядок установления корреспондентских отношений между кредитными организациями и банками-нерезидентами, зарегистрированными на территориях офшорных зон иностранных государств, определен Указанием Банка России от 07.08.2003 N 1317-У).
Переводы денежных средств в рамках платежных систем осуществляются кредитными организациями в соответствии с требованиями Федерального закона "О национальной платежной системе" и нормативными актами Банка России.
Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению (либо с ее согласия), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а в случаях недостатка средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
В заключение обратим внимание на положения ст. 31 Закона N 395-1, устанавливающей требования к осуществлению кредитной организацией расчетов (об общих правилах проведения расчетов см. также гл. 46 Гражданского кодекса РФ).
Такие расчеты осуществляются кредитной организацией по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России (при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между кредитными организациями), а при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.
В связи с последним замечанием уточним, что начиная с июля текущего года перевод денежных средств осуществляется кредитными организациями по правилам, предусмотренным Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П.
А с 1 января 2013 года в соответствии с приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н (по согласованию с Банком России) на территории Российской Федерации вводятся в действие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), в т.ч.: МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам", МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность", МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность", МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях", МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости", поправки к МСФО (IAS) 1 "Представление статей прочего совокупного дохода".
Ю. Михайлов,
эксперт по финансовому праву
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, комментарий к Положению о правилах перевода денежных средств от 19.06.2012 N 383-П // Комментарии к нормативным документам для бухгалтеров, 2012, N 8, с. 10.
*(2) Открытие банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) осуществляется кредитными организациями на основании соответствующих свидетельств о государственной регистрации и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1