Каким должно быть наказание за транспортные преступления
Вопросы безопасности судоходства и мореплавания требуют более совершенного законодательного регулирования безопасности водного транспорта. Трагедия на Волге очередной раз напомнила о существенных упущениях в этой области.
Гибель теплохода "Булгария" стала крупнейшей водной катастрофой на территории современной России за последние несколько десятилетий. Ространснадзор назвал основными причинами катастрофы невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований безопасности, а также низкую квалификацию и недисциплинированность экипажа. Непосредственной причиной гибели судна стало поступление воды через открытые иллюминаторы в условиях шторма*(1). Предыдущая крупная авария на речном транспорте произошла в 1983 г., когда круизный теплоход "Александр Суворов" зашёл под один из мостов на реке Волге в тот момент, когда по нему шёл грузовой поезд, тогда погибли до 600 человек.
Согласно анализу состояния аварийности на морском и речном транспорте, опубликованному на официальном сайте управления государственного морского и речного надзора, на водном транспорте в 2010 г. выявлено 166 транспортных происшествий (в 2009 г. - 99), из них: на морском транспорте - 57 (в 2009 г. - 31); на речном транспорте - 109 (в 2009 г. - 68). В 2010 г. в результате транспортных происшествий погибли 26 человек, из них 3 человека в результате происшествий на речном транспорте (в 2009 г. - 7 и 4 соответственно). Анализ расследования аварийных случаев показывает, что зачастую основными причинами аварийных случаев являются: невыполнение своих должностных обязанностей командным составом судов; неудовлетворительный контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности судоходства экипажами судов со стороны судоходных компаний и служб, осуществляющих контроль за обеспечением безопасности судоходства; низкая профессиональная подготовка экипажей судов*(2). За 6 месяцев 2011 г. зарегистрировано 30 аварийных случаев на морском транспорте, на речном транспорте аварийных случаев не зарегистрировано, случаев гибели людей также не зафиксировано*(3). К сожалению, статистика пополнилась трагическими событиями на Волге и Москве-реке, где в результате нарушения правил безопасности, движения и эксплуатации 31 июля 2011 г. затонул прогулочный катер "Ласточка", жертвами чего стали 9 человек, в том числе капитан.
Трагическое крушение 10 июля 2011 г. туристического теплохода "Булгария" в Куйбышевском водохранилище унесло жизни 122 человек*(4). По официальным данным, в результате катастрофы из 35 человек команды теплохода выжили 23. Как получилось, что спасся почти весь экипаж, но погиб каждый третий ребёнок (из 43 детей спаслись лишь 10)? Кто отвечал на теплоходе за безопасность? Трагедия показала, что к спасению судна или оказанию помощи пассажирам в момент катастрофы команда "Булгарии" готова не была. Почему никто из пассажиров не возразил против того, что судно выходит в рейс с креном на правый бок? Да и что там простые пассажиры, капитан "Булгарии", и тот, зная обо всех "грехах" теплохода, а именно: о неисправном левом двигателе, о неисправной системе радиооповещения, о неполном укомплектовании средствами спасения, о превышенной норме заполнения судна пассажирами, - взял с собой в круиз гражданскую жену, т.е. эти неисправности мало кого смущали. Не смущали они и арендатора "Булгарии", который осуществлял туристическую деятельность без соответствующей лицензии. Не смутили и эксперта Российского Речного Регистра, составившего отчёт, согласно которому состояние дизель-электрохода "Булгария" соответствует нормативам по своей конструкции и техническим данным. Это ли не проявление безответственности, алчности и коррупции? Тела погибших пассажиров водолазы находили в технических отсеках трюма, которые были переделаны под каюты. Осмотр "Булгарии" показал, что большинство иллюминаторов в каютах на нижней палубе были открыты - это грубейшее нарушение, за недопущением которого должна была следить команда судна. В средствах массовой информации не раз высказывались мнения экспертов о том, что причиной такого большого количества жертв могло стать и неумение пассажиров пользоваться спасательными жилетами. Почему никто не предупредил пассажиров, как надо вести себя на судне, где и как надо надевать спасательные жилеты?
По факту крушения "Булгарии" Президент РФ инициировал масштабную проверку отечественного речного флота. По сведениям управления государственного морского и речного надзора о проверке пассажирских судов на внутреннем водном транспорте, по состоянию на 29 июля 2011 г. проверено 93% судов (1376 из 1999)*(5). При этом выявлено 374 нарушения, в том числе 14 судам, не соответствующим требованиям обеспечения безопасности, временно запрещено движение до устранения выявленных недостатков; два судна задержаны в связи с отсутствием лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом*(6).
Повсеместная прокурорская проверка выявила много нарушений в области обеспечения безопасности на водном транспорте, в частности таких, как: судоходство с неукомплектованными экипажами, без соответствующей разрешительной документации - лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, без учёта предельной вместимости пассажиров, без необходимых спасательных средств, в том числе детских. Выявлены и такие вопиющие факты, как использование несертифицированного спасательного оборудования, использование навигационных приборов с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке. Кроме того, нет должного упреждающего государственного контроля, что выражается в бесконтрольной выдаче свидетельств о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям, незаконном продлении сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов*(7).
Сложившееся неблагополучное положение в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте, распространённость нарушений законодательства во многом стали возможными и вследствие недостатков нормативного правового регулирования.
Крушение "Булгарии" поставило вопрос о корректировке действующего законодательства, в том числе уголовного. По словам Президента России, "необходимы жесткие меры и в отношении тех, кто нарушает транспортные законы, я имею в виду разрешения, лицензии на эксплуатацию гражданских судов. И, естественно, тех, кто своими действиями ставит под угрозу жизни большого количества людей"*(8).
В свете последних трагических событий ужесточение уголовного законодательства в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте представляется одной из важных задач законодателя.
Сегодня высказываются предположения о том, что корректировке могут подвергнуться ст. 263, 266 и 270 УК. Предлагается вдвое увеличить сроки наказания по этим статьям, привязать ответственность к числу погибших - аналогично принципу применения наказания при дорожно-транспортных происшествиях*(9).
Согласно действующему российскому законодательству уголовно наказуемыми деяниями против безопасности движения и эксплуатации водного транспорта являются: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации, недоброкачественный ремонт транспортного средства и выпуск его в эксплуатацию с техническими неисправностями, приведение в негодность транспортного средства и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. В настоящее время максимальные сроки наказания по такого рода преступлениям составляют от двух до десяти лет лишения свободы. Так, согласно ст. 263 УК, если результатом нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского или речного транспорта стало неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевших, то наказанием за это может быть лишение свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового; однако если в результате указанных деяний наступила смерть человека, законодатель ограничивается лишь наказанием в виде лишения свободы, срок которого зависит от числа погибших. Санкция ст. 266 УК содержит аналогичные положения.
Ниже приведём данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ о назначении наказания за преступления, предусмотренные ст. 263, 266 УК, за 2010 г.*(10), сразу отметив, что приведённые цифры указывают на общее количество преступлений на водном, воздушном и железнодорожном транспорте.
Статьи УК РФ | ||||||
Всего осуждено | 6 | 10 | 5 | 3 | 2 | 3 |
Лишение свободы (всего) | 4 | 3 | 1 | |||
до 1 года | 1 | |||||
от 1 до 3 лет (вкл.) | 3 | 2 | ||||
от 3 до 5 лет (вкл.) | 1 | 1 | ||||
Условное осуждение к лишению свободы | 6 | 6 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Штраф | 1 | |||||
Дополнительное наказание: лишение права занимать опр. должности или заниматься опр. деятельностью | 2 | 1 | 3 |
Как видно из приведённых данных, осуждённым по рассматриваемым видам преступлений назначается не очень строгое наказание. Так как предмет посягательства этих преступлений - жизнь и здоровье пассажиров, предложение об увеличении вдвое сроков наказания по указанным статьям представляется вполне целесообразным, ведь почти ежедневно становится известно о новых катастрофах на воздушном, железнодорожном и вот уже на водном транспорте. Однако не следует забывать и о таком наказании, как лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью. Неясно, какой позиции придерживался законодатель, предусматривая в качестве наказания за рассматриваемые преступления, повлёкшие смерть людей, наказание только в виде лишения свободы. Наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в настоящее время не пользуется популярностью в судебной практике и назначается редко. Особенно редко этот вид наказания назначается в качестве основного наказания. Вероятно, это связано с недооценкой карательно-предупредительного значения указанного наказания. По тяжести оно помещено в системе видов наказания на второе место после штрафа. Реально же оно более тяжкое, чем расположенные за ним обязательные и исправительные работы, и даже арест. Преступники, обладающие определённым социальным статусом на основании занимаемой ими должности или выполняемой работы, наиболее восприимчивы к любым его ухудшениям. Для такого преступника лишение его права трудиться на прежнем месте - самое строгое наказание за совершённое им деяние. В определённых случаях при правильной оценке строгости рассматриваемого наказания оно могло бы стать альтернативой и лишению свободы.
Однако из приведённых данных видно, что за преступления, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 263 УК, суды, пользуясь положением ч. 3 ст. 47 УК, всё же назначают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью. В связи с изложенным предлагается в санкциях ч. 2 и ч. 3 ст. 263, 266 УК закрепить в качестве дополнительного наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 20 лет, распространив при этом на указанные статьи действие положения ч. 2 ст. 47 УК. Срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью на срок до 20 лет также необходимо увеличить в санкциях ч. 1 указанных статей. Представляется, что это дополнительное наказание за рассматриваемые преступления должно быть закреплено законодателем в качестве безальтернативного, а суд уже исходя из конкретных обстоятельств назначит каждому подсудимому определённый срок с учётом степени его вины и других, имеющих значение обстоятельств, ведь указанные преступления напрямую связаны с осуществлением преступником своих профессиональных обязанностей, что влечёт невозможность сохранения за ним права занимать эти должности или заниматься подобной деятельностью.
Когда в 1912 г. утонул "Титаник", капитан парохода "Калифорния", находившийся, согласно заключению комиссии, в прямой видимости от "Титаника", был признан виновным в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море. Опозоренный, он был изгнан с флота, но всю оставшуюся жизнь тщетно пытался доказать, что не виноват в гибели людей, пока капитан промыслового судна "Самсон" не признался перед смертью, что это его судно было совсем рядом с "Титаником", когда его экипаж принял "Титаник" за корабль береговой охраны, и он приказал дать полный ход, так как превысил норму добычи тюленей. "Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры", - сказал он перед смертью. В итоге обвинение с капитана "Калифорнии" было снято, правда, посмертно, он так и прожил остаток жизни всеми презираемый и отвергнутый*(11).
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие относится к числу конвенционных преступлений. Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие регулируется такими международными правовыми актами, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.*(12), Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г.*(13), Международная конвенция о спасании 1989 г.*(14) и др.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ капитан судна обязан, если он может сделать это без серьёзной опасности для своего судна и находящихся на нём лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде*(15). Аналогичную норму содержит и Кодекс торгового мореплавания РФ*(16). Уголовный кодекс РФ невыполнение капитаном обязанности оказать помощь терпящим бедствие на море или ином водном пути, если такая помощь могла быть оказана без серьёзной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, квалифицирует как преступление, предусмотренное ст. 270 УК. Именно по этой статье возбуждены уголовные дела в отношении капитанов грузовых судов "Арбат" и "Дунайский 66", проплывших в тот роковой день мимо тонущих пассажиров "Булгарии". Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа либо лишения свободы на определённый срок с возможностью назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, тем самым ставя решение вопроса о назначении наказания на усмотрение суда. Между тем представляется целесообразным отказаться в этом случае от наказания в виде лишения свободы, как неэффективного, и предусмотреть за рассматриваемое преступление наказание в виде штрафа с обязательным лишением капитана права в дальнейшем заниматься определённой деятельностью, т.е. полностью дисквалифицировать его из профессии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие - это преступление, несовместимое с нравственной точки зрения с возможностью дальнейшего осуществления капитаном профессиональной деятельности, оно говорит о нравственной нечистоплотности такого капитана как профессионала, наносит огромный урон его профессиональной репутации. Так пусть, если не гуманность и чувство взаимопомощи, то хотя бы страх потерять работу, остаться без профессии остановит таких нерадивых капитанов.
Применение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью не позволяет виновному злоупотреблять предоставленными ему служебными возможностями и является одной из эффективных мер по предупреждению повторного совершения служебного преступления осуждённым. Расширение сферы применения рассматриваемого вида наказания способно, на наш взгляд, существенно уменьшить уровень служебной, в том числе должностной, преступности, поскольку чиновники дорожат своим статусом и теми материальными и социальными возможностями, которые им предоставляются в связи с занимаемой должностью.
В условиях количественного роста водного транспорта, увеличения его мощностей возрастает и опасность происшествий на водном транспорте. Полностью исключить аварийность из практики судоходства, безусловно, невозможно, но снизить её вероятность до такого уровня, чтобы эта вероятность не выходила за рамки разумно допустимых пределов, - вполне достижимо.
И в заключение отметим, что в современном российском обществе практически нет культуры безопасного поведения. Не надо забывать, что проблема безопасности должна решаться не только теми, кто обязан её обеспечить, но и теми, кто в ней нуждается. Почему-то не принято у нас заботиться о собственной безопасности, пассажиров не инструктируют относительно навыков спасения на воде, не обеспечивают спасательными жилетами, да и они особо не настаивают на этом. Вспомним хотя бы о пресловутых ремнях безопасности - многие ли пристёгиваются ими действительно в целях безопасности или всё-таки решающую роль здесь играет наказание в виде штрафа?
Н. Иванцова,
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин
Чебоксарского кооперативного института (филиала)
автономной некоммерческой организации высшего
профессионального образования Центросоюза
Российской Федерации "Российский университет кооперации",
доктор юридических наук
К. Калачян,
аспирант Чебоксарского кооперативного института
(филиала) автономной некоммерческой организации
высшего профессионального образования Центросоюза
Российской Федерации "Российский университет кооперации"
"Законность", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.rostransnadzor.ru/rostrans/news/news_detail.phpID=4540 (дата обращения 16.08.2011).
*(2) http://www.rostransnadzor.ru/sea/safety/accident/detail_news.phpID=4138 (дата обращения 11.08.2011).
*(3) http://www.rostransnadzor.ru/sea/safety/accident/detail_news.phpID=4472 (дата обращения 11.08.2011).
*(4) http://www.mchs.gov.ru/emergency/detail.phpID=432991 (дата обращения 09.08.2011).
*(5) http://www.rostransnadzor.ru/sea/news_detail.php7IDM507 (дата обращения 12.08.2011).
*(6) http://www.rostransnadzor.ru/sea/news_detail.php7IDM506 (дата обращения 12.08.2011).
*(7) http://www.genproc.gov.ru/news/news-72792 (дата обращения 10.08.2011).
*(8) http://pda.kremlin.ru/news/l1912 (дата обращения 10.08.2011).
*(9) Гибель "Булгарии" может привести к ужесточению законодательства [Электронный ресурс] - http://er.ru/news/2011/7/13/smi-gibel-bulgarii-mozhet-privesti-k-uzhestoc heniyu-zakon-odatelstva (дата обращения 17.07.2011).
*(10) http://www.cdep.ru/index.phpid=5&item=495 (дата обращения 21.07.2011).
*(11) http://www.titanic.infoall.info/txt/ispov.shtml (дата обращения 13.08.2011).
*(12) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (дата обращения 20.08.2011).
*(13) http://www.kadis.ru/newstext.phtmlid=22038 (дата обращения 20.08.2011).
*(14) http://www.maritimelaw.ru/intconv/intconv_14.htm (дата обращения 20.08.2011).
*(15) См.: СЗ РФ, 2001, N 11, ст. 1001.
*(16) См.: СЗ РФ, 1999, N 18, ст. 2207.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.