Новые МСФО опубликованы
Недавние изменения в МСФО устраняют учетные альтернативы с неоднозначной интерпретацией, изменяют понятийный аппарат стандартов для сближения их с US GAAP, а также помогают собрать разбросанные по разным документам требования, систематизируя таковые.
В рамках совершенствования МСФО и конвергенции их с национальными стандартами США Правление по МСФО в Лондоне выпустило ряд новых стандартов, в числе которых IFRS 10 "Консолидированная финансовая отчетность", IFRS 11 "Совместная деятельность", IFRS 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях" и IFRS 13 "Оценка справедливой стоимости". Кроме того, были предложены изменения в IAS 19 "Вознаграждения работникам" и IAS 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия", а также Представление статей прочего совокупного дохода (поправки к стандарту IAS 1). Это значимый блок стандартов, которые хотя и не вносят радикальных изменений в содержание отчетности по МСФО, но уточняют ряд существенных факторов и упорядочивают подходы к признанию важных элементов этой отчетности.
В августе 2012 года Минфин России опубликовал указанные документы на русском языке для их обязательного применения с 1 января 2013 года. При этом в части Приказа *(1), вводящей в действие IFRS 10, прописано указание об изъятии из применения страховыми компаниями и банками некоторых пунктов данного стандарта. Стоит разобраться в том, какое влияние окажут новые документы на отчетность и чем вызвано описанное выше изъятие.
В основном стандарты затрагивают следующий круг вопросов:
- новое определение контроля (IFRS 10);
- упорядочивание вопросов консолидации (IFRS 10);
- обобщение принципов измерения справедливой стоимости (IFRS 13);
- снятие "коридора" в признании обязательств по пенсионным обязательствам (IAS 19);
- расширение требований к раскрытию информации в отношении дочерних компаний с неконтрольными долями участия; соглашений о совместной деятельности; ассоциированных компаний, которые являются индивидуально существенными (IFRS 12);
- отмена метода пропорциональной консолидации при отражении совместной деятельности (IFRS 11).
Тенденции, просматриваемые в изменениях МСФО, таковы: устраняются учетные альтернативы, которые невозможно однозначно интерпретировать, происходят изменения понятийного аппарата, направленные на сближение с US GAAP, а также сбор разбросанных по разным документам требований и их систематизация. По нашему мнению, дополнительный стимул указанной работе придает стремление не отстать от американских регуляторов, активно преобразующих текст национальных стандартов для лучшего их понимания пользователями.
Причиной опубликованного в Приказе относительно IFRS 10 изъятия является необходимость устранить противоречие с действующим российским законодательством, в частности с Законом N 208-ФЗ*(2). Поясним подробнее. После принятия данного закона отчитывающиеся российские компании получили заверения финансового ведомства о том, что МСФО, принятые в нашей стране как обязательные, не будут отличаться ни по количеству, ни по содержанию от стандартов, принятых Лондонским Правлением по МСФО. Для этого Правительство РФ и Минфин России установили процедуру принятия новых и изменения существующих МСФО. Согласно ей финансовое ведомство, получив официальный перевод новых стандартов (или изменений к ним) на русский язык, направляет тексты на экспертизу применимости международных стандартов на территории России в Фонд "Национальный совет по финансовой отчетности". И только после ее прохождения Минфин России принимает стандарты приказом для их обязательного применения российскими компаниями.
Экспертиза применимости IFRS 10 показала следующее. Кредитные и страховые организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО вне зависимости от публичности обращения долговых и долевых ценных бумаг*(3). В то же время пункт 4 а (i) IFRS 10 разрешает непубличным компаниям не представлять консолидированную финансовую отчетность при соблюдении ряда условий. Таким образом, в случае принятия этого международного стандарта без изъятия возник бы конфликт: подзаконный документ (приказ Минфина России) стал бы допускать исключения, не предусмотренные Законом 208-ФЗ, прямо перечисляющим категории отчитывающихся предприятий. Таким образом, опубликованное в Приказе изъятие устраняет противоречие, при этом не изменяя требований стандарта. Остается надеяться, что данное изъятие не приведет к возникновению обособленной версии отчетности по МСФО на практике, ведь в этом не заинтересована ни одна из сторон.
А. Бирин,
партнер и директор департамента международной отчетности
компании "ФБК"
"Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 2 приказа Минфина России от 18.07.2012 N 106н (далее - Приказ)
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ)
*(3) подп. 1, 2 п. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.