Зарубежный опыт использования валютного контроля в условиях кризиса
В статье речь идет о том, каким образом валютный контроль может стать инструментом решения макроэкономических проблем в национальной экономике.
В настоящее время характерной чертой глобальной экономики является стремительное нарастание и распространение кризисных явлений во многих сферах экономических отношений, прежде всего - в финансовой и валютной. Особое беспокойство вызывает положение дел в России, экономика которой, с одной стороны, за последние два десятилетия стала более открытой и интегрированной в мировое хозяйство, но в то же время оказалась сильно подвержена его циклическим колебаниям, шокам и дисбалансам.
В этих условиях относительное благополучие национальной экономики, достигнутое за счет экспорта сырьевых ресурсов при содействующей конъюнктуре мировых рынков и выражающееся в умеренных темпах экономического роста, положительном сальдо платежного баланса, солидной величине золотовалютных резервов, может довольно быстро смениться замедлением и убытками.
Исходя из сложившейся ситуации, государству важно иметь в наличии определенный арсенал инструментов, способных нейтрализовать негативный эффект "глобальной турбулентности". Среди них важное место занимают меры валютного регулирования и валютного контроля.
Вернемся в начало 1990-х гг. и рассмотрим становление и развитие валютного контроля в ряде стран с переходной экономикой.
Осуществление валютного контроля за экспортными и импортными операциями базируется на учете многих факторов, прежде всего уровня экономического развития, структуры производства, степени зависимости от внешнеэкономических отношений.
Так, Венгрия - небольшая страна с чрезвычайно открытой экономикой: экспорт в 1990-е гг. составлял более одной четверти ВВП, причем практически весь внешнеторговый оборот осуществлялся за свободно конвертируемую валюту. Уже это обстоятельство предопределило большое влияние изменения конъюнктуры у основных торговых партнеров Венгрии на ее экономику. В этих условиях валютное регулирование оказывает большое воздействие на внутри- и внешнеэкономические показатели, прежде всего на уровень инфляции, а также на формирование внешнеторгового и платежного балансов.
В области экспорта перед валютным контролем стоят следующие задачи:
1) полное и своевременное получение экспортных доходов, централизация их в руках государства, увеличение поступлений платежного баланса;
2) соблюдение предписываемых валютными органами форм расчета;
3) формирование рациональной структуры валютных резервов путем их диверсификации;
4) предотвращение экспорта капитала в товарной форме;
5) регулирование кредитных взаимоотношений экспортеров и иностранных покупателей.
Наиболее распространенной формой валютного контроля за расчетами по экспорту, которая сформировалась в странах с переходной экономикой, является обязательная продажа экспортной выручки. Это правило распространяется либо на всю выручку или ее часть (процент или определенную сумму, превышение которой подлежит продаже). В некоторых случаях доходы депонируются в уполномоченном банке на счете экспортера и используются для совершения разрешенных платежей, перечень которых утверждается органами валютного контроля. Продажа валютной выручки осуществляется по официальному курсу или по курсу рынка, что не всегда стимулирует экспорт, если официальный курс завышен. Для расширения вывоза товаров государство устанавливает надбавку (премию) к официальному курсу, которую получает экспортер при продаже валюты. Это позволяет ему снизить цены товаров во внешней торговле. Для стимулирования экспорта фирме разрешается использовать часть выручки для приобретения дефицитных товаров, импорт которых ограничен. МВФ в соответствии с решением от 1953 г. рассматривает эти "квоты удержания" в некоторых случаях как валютные ограничения.
Валютные органы в целях обеспечения получения экспортной выручки в полном объеме и в установленные сроки обязывают экспортеров получать лицензию на вывоз товаров. При этом экспортер обязуется перевести в страну полную сумму доходов в валюте и предложить ее для продажи. Для этого применяется также домицилирование, т.е. осуществление платежей по экспорту через национальные банки.
В ряде случаев валютный контроль ограничивает экспортеров в выборе форм расчетов, предписывая использование таких методов, которые гарантируют получение выручки в минимальные сроки для ее скорейшей централизации в уполномоченных банках.
Экспортеры практически свободны в выборе форм расчетов, но валютные органы ограничивают их возможность проводить зачеты взаимных требований, чтобы обеспечить приток иностранной валюты и не допустить нелицензированный импорт.
Разрешение на зачет выдается только при наличии взаимных обязательств.
Контроль за платежами по экспорту и требование сдачи выручки предусматривает "правило предписания валюты" - получение платежа в определенных валютах, установленных органами валютного контроля. Обычно требуется получение средств в наиболее стабильных валютах с целью формирования рациональной структуры валютных резервов.
Формой валютных ограничений по экспорту является установление сроков репатриации и сдачи экспортных доходов. Сроки поступления и продажи валюты устанавливаются в узких пределах, чтобы обеспечить приток валюты в возможно более короткие сроки после отгрузки товаров для ее централизации и предотвращения спекуляций с валютой в ожидании изменения ее курса.
Для предотвращения незаконного использования официальных валютных резервов органы валютного контроля ограничивают реэкспорт товаров в случае субсидирования импорта. Для увеличения валютных поступлений требуется, чтобы цена реэкспортированных товаров, подвергшихся переработке в данной стране, превышала цену импорта, и платеж был бы получен в той же или более стабильной валюте.
При продаже товаров органы валютного контроля ограничивают возможность предоставления кредита покупателю в виде отсрочки платежа на срок, превышающий установленный. Обычно этот срок соответствует сроку возможной задержки репатриации и сдачи экспортных доходов.
Валютный контроль затрагивает экспорт товаров в виде дарений. Тем самым регламентируется вывоз капитала в товарной форме в целях увеличения поступлений платежного баланса.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что правильная организация обязательной продажи валютной выручки позволяет своевременно решать задачи экономической политики. Поэтому вполне обоснованно одной из первых мер валютного контроля в странах с переходной экономикой на начальной стадии реформ было требование продажи экспортных поступлений. Жесткий валютный контроль способствовал снижению долларизации в странах с фиксированным валютным курсом. На первых этапах осуществления программ стабилизации вводилось требование обязательной сдачи всей экспортной выручки экспортерами в обмен на национальную валюту (Польша ввела такой контроль в 1990 г., Эстония - в 1992 г., однако отменила его уже в 1993 г.). Введение валютного контроля объяснялось желанием этих стран защитить свои резервы иностранной валюты от спекулятивных натисков. Страны с гибким валютным курсом, напротив, имели более либеральные валютные режимы. Исключение составляют лишь Россия и Украина.
Доходы предприятий, полученные за рубежом, должны были быть репатриированы и зачислены на счета в коммерческих банках во всех странах Восточной Европы. С целью сохранить за собой контроль за официальными валютными резервами страны, стимулировать использование национальной валюты в качестве средства платежа в расчетах между резидентами и обеспечить адекватное предложение валюты на межбанковском рынке органы валютного контроля устанавливали период, в течение которого экспортная выручка должна была быть продана уполномоченным коммерческим банкам.
Вместе с тем в порядке организации продажи экспортной выручки существовали отличия. Так, в Венгрии на это отводилось восемь дней со дня получения выручки. В течение некоторого времени (1990-1993 гг.) банки обязаны были продавать часть конвертированной валютной выручки предприятий центральному банку. В бывшей ЧСФР и Польше экспортеры обязаны были репатриировать экспортную выручку сразу после ее получения, в Болгарии допустимый срок составлял один месяц.
На начальной стадии реформ предприятия Румынии и Болгарии не обязаны были продавать валютную выручку. До 1991 г. в Болгарии, до 1992 - в Румынии требование обязательной продажи существовало, но было отменено, как только был накоплен минимально необходимый объем валютных резервов. В начале 1993 г. вследствие острого дефицита валюты министерство финансов Румынии предложило возобновить обязательную продажу валютной выручки предприятий. Благодаря противодействию центрального банка этот норматив не был введен, но статистика засвидетельствовала, что реакцией на это намерение стало превентивное бегство капитала из страны.
Поскольку Болгария и Румыния в тот период выбрали режим свободного плавания валютного курса, им была менее необходима административная мера продажи валюты центральному банку для поддержания определенного значения валютного курса. Отсутствие норматива обязательной продажи рассматривалось этими странами с положительной стороны, в силу следующих обстоятельств:
- прошлый опыт этих стран с введением норматива обязательной продажи оказался скорее негативным, так как многие предприятия стали чаще использовать бартер или просто перестали репатриировать валютную выручку во избежание принудительной продажи. Эффективность обязательной продажи как меры, противодействующей снижению риска долларизации экономики, была весьма низкой;
- предприятия, которым необходимо достаточно оперативно продать и купить валюту, не несут двойных транзакционных издержек, связанных с банковскими комиссиями (достаточно высокими в странах ЦВЕ), поскольку вправе удерживать валютные поступления;
- при отсутствии форвардного валютного рынка (в случае Болгарии и Румынии) предприятия, обязанные продавать валютную выручку, подвергаются серьезным курсовым рискам в тех странах, валюты которых стремительно обесцениваются.
Однако при отсутствии обязательной продажи центральный банк должен создать межбанковский валютный рынок с приемлемым уровнем валютного курса, по которому владельцы иностранной валюты согласны продавать ее банкам.
Поэтому во всех странах большое внимание уделяется совершенствованию правил торговли на внебиржевом рынке и законодательной базы с целью увеличения объемов торговли.
Платежи по экспорту практически свободны от ограничений в целях его стимулирования. В основном ограничиваются возможности распоряжения валютной выручкой и операции "лидз энд лэгз" в целях пресечения спекулятивных операций. Контроль за расчетами по экспорту практикуется, главным образом, для централизации валютных поступлений в руках государства в целях осуществления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также диверсификации официальных валютных резервов.
Сравнительный анализ основных требований валютного контроля в области экспорта в странах с переходной экономикой позволяет выявить следующие характерные особенности.
1. Обязательное депонирование валюты на банковские счета. Примером является специальное решение Правительства Румынии, которое в 1993 г. ужесточило санкции за невыполнение этого требования. Валюта должна была поступать на счета в течение 2 дней в румынские коммерческие банки или иностранные уполномоченные банки с обязательной репатриацией этих сумм в течение 30 дней.
Аналогичное требование существует в Болгарии, где валютные поступления от экспорта должны быть репатриированы в течение месяца с момента получения и размещены на валютных счетах или проданы на межбанковском валютном рынке. В Венгрии обязательным условием являлось поступление экспортной выручки в официально котируемых конвертируемых валютах или венгерских форинтах. В первом случае экспортная выручка переводилась в уполномоченный коммерческий банк и пересчитывалась в форинты в течение восьми дней со дня поступления иностранной валюты. Ограничений по срокам репатриации экспортных поступлений с момента отгрузки товаров не было установлено. Предприятия, занимавшиеся внешней торговлей, должны были представлять Национальному банку полугодовые отчеты, отражающие неоплаченные требования по их экспортным операциям.
Экспортные контракты на суммы, превышающие 4 млн. форинтов, должны были быть обеспечены аккредитивами или банковскими гарантиями. Экспортная выручка, получаемая нерезидентами в форинтах, могла размещаться ими на специальных внешнеторговых счетах в уполномоченных банках, но не может конвертироваться в иностранную валюту. Эта выручка должна использоваться для оплаты покупаемых в Венгрии товаров и услуг или для осуществления операционных расходов иностранных фирм, или бытовых расходов проживающих в Венгрии иностранцев. С 1 апреля 1995 г. было разрешено открытие и ведение валютных счетов местными предприятиями в венгерских банках. Это означало, что они были вправе не продавать банку валюту, полученную от экспорта товаров или услуг, или полученную в качестве кредита от иностранной фирмы, а могут поместить ее на валютный счет. Предприятие должно было заранее известить банк о желании поместить на валютный счет валюту, которую оно собирается получить. Если оно этого не сделает, банк конвертирует эту валюту в форинты и поместит на форинтовый счет, после чего эту сумму уже нельзя снова конвертировать в СКВ.
2. Валютные счета предприятий могут быть открыты только для валюты, легальное происхождение которой подтверждено документами.
Основная цель этой меры - сокращение издержек обращения и повышение таким образом эффективности экспорта. Другим мотивом введения валютных счетов предприятий было стремление снизить их заинтересованность в укрытии валютных средств в зарубежных банках, поощрить переводы валюты в Венгрию в целях улучшения состояния платежного баланса страны.
Польские экспортеры должны были декларировать все валютные поступления от экспорта, репатриировать их в течение двух месяцев от даты поступления и продавать уполномоченным банкам в течение 14 дней после получения извещения банка в Польше о поступлении валюты на счета.
Вопрос об уровне валютного контроля вызывал разногласия среди экспертов стран Восточной Европы. Например, в Польше, где уровень валютного контроля относительно низок по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, эксперты Института исследований рыночной экономики (Гданьск) предлагали в 1995 г. в связи с принятием нового валютного права ускорить переход к полной конвертируемости. Профессор Э. Петшак утверждал, что освобождение из-под контроля инвестиционных операций снизит высокий инвестиционный риск Польши, усилит приток иностранного капитала, расширятся связи внутреннего и международного финансовых рынков, возрастет доверие к злотому*(1).
По мнению центрального банка, в 1995 г. страна не была еще готова к внешней, а тем более полной конвертируемости, учитывая высокую инфляцию, бюджетный дефицит, значительную величину долга. В такой ситуации, считал председатель Польского национального банка Х. Гронкевич-Вальц, появление возможности свободного перелива капитала потенциально может существенно ограничить автономию денежной политики и повысить риск дестабилизации. По его утверждению, придет время, когда злотый будет твердой валютой, снизится уровень инфляции, улучшится состояние финансовой сферы, окрепнет банковский сектор и его инвестиционные предложения станут более привлекательными для зарубежных вкладчиков, укрепится политика положительной процентной ставки, возрастут валютные резервы государства*(2). Противники быстрого введения конвертируемости злотого мотивировали свою позицию тем, что такой шаг является преждевременным из-за значительных платежных обязательств по старым долгам, трудной ситуации во внешней торговле, связанной с ее либерализацией в рамках ГАТТ, ЕС и ЕАСТ.
В валютном законодательстве, как правило, уточняется, какие именно средства должны быть репатриированы. Например, в Словакии статья 10 Валютного закона N 202 от 20 сентября 1995 г. посвящена требованию репатриации. В частности, в ней говорится, что резиденты обязаны перевести или импортировать все средства, полученные в Словакии или валютные поступления за рубежом за вычетом комиссий, налогов и других расходов, понесенных за рубежом в связи с приобретением этих средств, но не позднее 30 дней с даты приобретения, даты получения извещения о приобретении, даты получения статуса резидента, если иное не предусмотрено настоящим законом.
Данная обязанность не распространялась:
- на операции с иностранной валютой, осуществляемые с банковской лицензией или лицензией на валютные операции;
- на операции с иностранной валютой или словацкой денежной единицей, приобретенной и использованной резидентом - физическим лицом в течение его пребывания за границей;
- на реинвестиции доходов, полученных от прямых инвестиций; не применяется в случаях, когда такие инвестиции требуют получения валютного разрешения;
- на иностранную валюту или словацкие кроны на счетах, открытых резидентом на основании валютного разрешения;
- на реинвестиции прибыли от акций, которые по специальному положению эмитируются за рубежом на основании валютного разрешения Национального Банка Словакии.
Значительный опыт совершенствования валютного контроля накоплен странами - бывшими республиками СССР. Наиболее последовательный комплекс мер проводился странами Балтии.
В Эстонии сразу же после денежной реформы 1992 г. в целях укрепления позиций кроны были ликвидированы и конвертированы в кроны валютные счета как юридических, так и физических лиц (впоследствии запрет на инвалютные счета был отменен) и временно введена стопроцентная продажа валютной выручки. В Литве в январе 1993 г. правительство для обеспечения импорта энергоносителей обязало государственные предприятия продавать 25% валютной выручки Банку Литвы по преобладающему рыночному курсу (в июне 1993 г. обязательная продажа валюты была отменена). Вводились и другие валютные ограничения (в Эстонии, например, в 1992-1993 гг. был ограничен обмен неконвертируемых валют на кроны, а также вывоз и ввоз наличной валюты).
В целом, очевидно, можно было констатировать усиление "ограничительных" элементов в валютной политике стран Балтии в период непосредственно перед денежными реформами и сразу после их проведения (наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в Эстонии, в меньшей степени - в Латвии и Литве). В дальнейшем, по мере укрепления национальных валют, многие ограничения были сняты (так, в Эстонии в 1993-1994 гг. юридические и физические лица вновь получили разрешение открывать валютные счета в эстонских и зарубежных банках). В декабре 1993 г. коммерческим банкам было разрешено свободно обменивать неконвертируемую валюту на кроны (и наоборот) по рыночному курсу. Тогда же были отменены ограничения на ввоз и вывоз наличной валюты - при сохранении необходимости декларирования таких перемещений. В результате в настоящее время в странах Балтии действует достаточно либеральный валютный режим.
В целом ряде постсоциалистических стран процесс развития валютного контроля проходил достаточно активно. В Азербайджане в конце 1994 г. был принят закон "О валютном регулировании", явившийся началом процесса либерализации валютного режима, который прежде находился под жестким административным контролем. В качестве примера можно привести установленные в 1992 г. нормы обязательной продажи валюты для различных товаров и отраслей народного хозяйства. Доля валютных поступлений (в процентах от общей суммы выручки), остававшихся в распоряжении экспортеров, составляла в зависимости от отрасли от 15 до 50%.
До ноября 1992 г. экспортеры были обязаны продавать валюту по завышенному и чрезвычайно невыгодному курсу, что практически означало введение дополнительного налога в 35%. К концу года экспортеры стратегических товаров должны были продавать 70% валютной выручки в Республиканский единый валютный фонд, нестратегических - до 50%*(3). В 1993-1994 гг., кроме указанного фонда, существовал Резервный валютный фонд, куда по официальному курсу следовало продавать еще 25% валютной выручки. Оставшаяся сумма подлежала депонированию в национальных банках, обладавших лицензий на проведение валютных операций. Такая практика способствовала росту операций на черном рынке и бегству капиталов. В 1993 г. коммерческие банки стали переводить свои активы и пассивы за рубеж.
После отмены фиксированного курса порядок несколько изменился: предприятиям вменялось в обязанность продавать в Республиканский единый валютный фонд 65% валютной выручки, а 35% реализовывать через Бакинскую межбанковскую валютную биржу (БМВБ), что не снизило объема операций на черном рынке. О масштабах этих операций позволяет судить следующий пример: к концу 1994 г. из суммарной денежной массы в 1048,1 млрд. манатов на наличность приходилось 276,1 млрд., а на депозитные вклады - 154,9 млрд. манатов*(4).
Таблица 1
Нормы обязательной продажи валютной выручки по отраслям
Отрасль | Норма |
Газ, микроэлектроника | 15 |
Черные металлы | 20 |
Нефть, нефтепродукты, цветные металлы, химикаты, бумага, древесина | 25 |
Алкоголь, ковры машинной выделки, транспорт, страхование | 30 |
Продукция животноводства и рыболовства, прохладительные напитки, табак, ручные ковры, машины, оборудование, текстиль, обувь, строительные услуги | 40 |
Изделия кустарных промыслов | 50 |
Источник: Economic Review. Azerbaijan. IMF. - Washington, 1992. - P. 64. |
Очевидно, что значительная, если не основная часть остальной суммы приходилась на оборот на черном рынке и "сбежавший" капитал. На 1994 г. пришелся и пик долларизации экономики, определяемой как соотношение валютных депозитов к денежной массе. В 1994 г. по этому показателю Азербайджан превосходил все страны с переходной экономикой.
Жесткость валютного контроля в области экспорта была обусловлена стремлением властей решить проблемы черного рынка и бегства капиталов. Резиденты должны были репатриировать выручку в полном объеме в течение 180 дней от даты отгрузки и перевести ее в банк, имеющий лицензию на осуществление валютных операций, в течение 10 дней от даты получения, если иное не предусмотрено правительством. Расходы, комиссии, налоги, уплаченные за рубежом и относящиеся к предпринимательской деятельности, могли быть вычтены из выручки до осуществления перевода в уполномоченный банк. Все экспортные операции должны были быть обеспечены либо предоплатой в размере 100%, либо безотзывными аккредитивами или гарантиями.
В Белоруссии значительное ужесточение режима валютных операций произошло в начале 1996 г., когда президентским указом были введены 100%-ная обязательная продажа валютной выручки предприятий на межбанковской валютной бирже (МВБ) с некоторыми исключениями и 10%-ный сбор с покупателей валюты на МВБ с направлением всей суммы сбора в Государственный фонд поддержки экспортеров. Выручка от экспорта товаров и услуг должна была быть репатриирована в течение 90 дней (60 дней при экспорте в страны Европы) с даты отгрузки, включая товары, экспортируемые по бартерным и клиринговым контрактам. На рассрочку платежа свыше установленных сроков требовалось получить специальное разрешение Министерства иностранных дел. Для сроков свыше 180 дней требовалось разрешение Национального банка Белоруссии. Выручка от экспорта услуг должна быть репатриирована в течение 90 дней. Этот срок мог быть продлен только специальным разрешением Министерства иностранных дел.
11 декабря 1999 г. была введена и действовала до 1 января 2000 г. временная норма обязательной продажи 10% экспортной выручки на дневной сессии Минской межбанковской валютной бирже (ММВБ). В первом квартале 2000 г. 35,2% валюты, приобретенной за счет обязательной продажи, направлялось на оплату топливных и энергетических ресурсов. Оставшаяся часть предназначалась для оплаты менее приоритетного импорта.
Норма обязательной продажи для свободно конвертируемых валют и российских рублей по рыночному курсу составляла 30%. С 1 марта 2000 г. была временно введена 10% дополнительная ставка для последующей продажи валюты Белорусскому государственному нефтехимическому концерну для закупок нефти, гидрокарбонического сырья и нефтепродуктов.
Обязательным условием экспорта является оформление паспорта сделки и статистической декларации.
Механизм валютного контроля в Белоруссии был подчинен общеэкономической политике и призван обеспечивать значительное участие государства в процессе распределения валютных ресурсов, а также поддерживать жесткую финансовую дисциплину.
Развернутый механизм валютного контроля действует в Китае, который еще с 1979 г. стал проводить политику оживления и повышения открытости экономики. До этого в Китае была валютная монополия государства, планирование распределения и использования валютной выручки. В ходе реформ соответствующим образом было сформулировано валютное законодательство. Была сформирована система распределения валютных ресурсов и удержания валютной выручки.
В ходе очередного этапа реформ в 1994 г. в Китае была приведена в действие новая система валютного контроля, разработанная с учетом интересов развивающейся экономики. Новая система упростила процедуры валютного контроля и упразднила удержание предприятиями-экспортерами части валютной выручки (квотирование). Экспортные поступления в иностранной валюте, полученные по торговым контрактам, договорам на оказание услуг, посредническим, сервисным операциям, инвестиционные доходы подлежат обязательной продаже уполномоченным банкам по курсу на день операции. Но валюта может быть вновь приобретена в случае необходимости у уполномоченных государством банков.
С 1 января 1994 г. в ходе реформы был введен режим валютных счетов резидентов.
С введением системы продажи валюты уполномоченным банкам стала возможной отмена планирования и разрешений на обычное использование валюты для осуществления платежей по текущим операциям. С тех пор предприятия, общественные организации, правительственные агентства и другие структуры могут приобрести валюту за юани для оплаты текущих операций у уполномоченных банков при предоставлении следующих документов: импортных квот, лицензий, сертификатов, импортных контрактов, по которым установлены количественный контроль (квотирование) и другие ограничения.
Репатриация экспортной выручки является обязательным требованием. Предприятия с внутренним финансированием могут удерживать 15% их внешнеторгового оборота (экспорт плюс импорт) за предыдущий год. Предприятия с иностранным финансированием и объемом торговли свыше 30 млн. долл. США и зарегистрированным капиталом свыше 10 млн. юаней, предприятия, ориентированные на производственную деятельность, с правом участия во внешней торговле, чей оборот превышает 10 млн. долл. США, а зарегистрированный капитал - 30 млн. юаней, могут удерживать экспортные поступления при условии, что эти доходы не превышают максимально разрешенного сальдо валютного счета, предписанного Главной администрацией валютного контроля (ГАВК). Если остатки больше установленной нормы, они должны быть проданы уполномоченным банкам. При покупке и продаже иностранной валюты предприятиями с иностранным финансированием представления обосновывающих документов не требуется.
В отношении платежей неторгового характера как предприятия с внутренним финансированием, так и предприятия с иностранным финансированием одинаково подчиняются предписаниям валютного контроля.
Выплату комиссионных из экспортной выручки разрешено было осуществлять в соответствии с экспортным контрактом и договором комиссии. Для оплаты скрытой комиссии, превышающей 2% от суммы контракта и фиксированной комиссии более 5% от суммы контракта или эквивалента 10 тыс. долл., требуется предварительное разрешение ГАВК. Оплата указанных комиссий на сумму, не превышающую процентный лимит, может быть произведена через банк.
Для осуществления расчетов по сделкам требуются обосновывающие документы (например, коммерческие инвойсы).
Постепенная либерализация валютных режимов в ряде стран с переходной экономикой привела к началу 2000-х гг. к смягчению валютного контроля за экспортными операциями. Так, в Болгарии требование репатриации выручки по экспортным и невидимым операциям сохранилось, но при этом поступления не подлежат обязательной продаже, могут свободно продаваться на межбанковском валютном рынке.
В Венгрии экспортная выручка в конвертируемых валютах должна была быть репатриирована незамедлительно. Могли быть сделаны определенные исключения, предусмотренные законом или требующие отдельного разрешения Национального банка Венгрии. В случае неконвертируемых валют от экспортеров требовали конвертировать выручку в свободно конвертируемые валюты для последующей репатриации. Такие же правила действуют в отношении выручки по невидимым операциям.
В Хорватии экспортная выручка должна была быть получена и репатриирована в полном объеме в течение 90 дней от даты вывоза товара. Срок репатриации мог быть продлен на 60 дней с разрешения Хорватского национального банка. Если платеж на условиях коммерческого кредита на срок свыше 90 дней был согласован экспортером с иностранными партнерами, кредитное соглашение должно было быть зарегистрировано в Хорватском национальном банке. Экспортная выручка, полученная от торговли со странами СНГ, должна была быть репатриирована в течение 180 дней с возможностью увеличения этого срока на 60 дней по разрешению Хорватского национального банка.
В Казахстане обязательная продажа валютной выручки применялась как временная мера, хотя действовало постоянное требование о репатриации. Например, с 05.04.99 г. по 16.11.99 г. действовало правило обязательной продажи в размере 50%. Национальный банк Казахстана оставляет за собой право при необходимости вводить нормы обязательной продажи. Процедуры валютного контроля предусматривали оформление паспорта сделки на каждую экспортную операцию на сумму, превышающую 5000 долл. США. Операции контролировались Таможенным комитетом и уполномоченным банком до полного завершения расчетов по контракту.
В Македонии экспортерам предписано было репатриировать выручку в течение 90 дней от даты экспорта товаров. Экспортеры должны были информировать обслуживающий их банк об источнике происхождения выручки и давать распоряжения о продаже в течение четырех рабочих дней со дня перевода выручки в банк. В течение 90 дней экспортер мог удерживать выручку и использовать ее для платежей за границу или продать на валютном рынке. По истечении этого периода выручка подлежала обязательной продаже. Такая же процедура распространялась на невидимые операции. Кроме того, были установлены ограничения по использованию средств, оставшихся после обязательной продажи.
В Молдове выручка должна была быть репатриирована в течение 180 дней от даты выпуска товара, указанной на грузовой таможенной декларации. Выручка за экспортированные стратегические товары должна поступать в течение 90 дней; за товары, проданные на условиях консигнации, - в течение 365 дней. Перечень этих товаров утверждался правительством.
Основными документами для целей валютного контроля выступают экспортный контракт и декларация о репатриации валютной выручки.
В Словении экспортеры вправе были самостоятельно определять условия платежа с иностранными импортерами. Начиная с 01.09.99 г. стало действовать правило, согласно которому, если срок поступления экспортной выручки больше 1 года, экспортер должен был представлять в Банк Словении отчет о таких операциях, как о кредитных.
У экспортеров было 2 рабочих дня, чтобы продать свою выручку импортерам по договорному курсу или использовать выручку для платежей за границу. По истечении этого времени экспортер должен был продать выручку уполномоченному банку. С 01.09.99 г. требование обязательной продажи отменено.
Резиденты Словакии должны были перевести или ввезти все полученные за рубежом средства в кронах или в иностранной валюте в страну без задержки за вычетом сборов, налогов и прочих расходов, уплаченных за рубежом в связи с получением этих средств, не позднее 30 дней со дня извещения о зачислении средств или со дня получения статуса резидента.
Это требование не распространялось на иностранную или словацкую валюту, используемую резидентом-физическим лицом в период пребывания за рубежом, на реинвестирование доходов, полученных от прямых инвестиций и акций (не применялись в случаях, когда подобные инвестиции требовали валютного разрешения).
В Румынии резиденты - юридические лица должны были зачислить экспортную выручку на счета, открытые в румынских коммерческих банках или иностранных коммерческих банках, уполномоченных проводить банковские операции в стране. Использование средств с этих счетов не ограничено. Срок репатриации составлял 90 дней от даты пересечения товаром границы или в течение 15 дней от даты платежа, предусмотренной контрактом.
В Польше действовало предписание о незамедлительной репатриации выручки от экспорта товаров и услуг. Если платежи по невидимым операциям превышали 20 000 евро, то все текущие операции должны проводиться через национальные банки. Резиденты и нерезиденты должны были предоставлять обосновывающие документы к платежам на сумму свыше 20 000 евро. Физические лица, получавшие выручку за рубежом, обязаны были репатриировать ее в течение двух месяцев по возвращении в Польшу. В Албании все частные и государственные компании, а также физические лица, участвующие в экспорте, обязаны были репатриировать валютные поступления. По невидимым операциям и текущим сделкам на сумму свыше 5000 долл. США требовались обосновывающие документы. (С 27.05.99 г. сумма была увеличена до 10 000 долл.)
Во Вьетнаме все поступления должны быть репатриированы, но конкретных сроков не установлено. Предприятия-резиденты должны были продавать 50% валютной выручки банкам. Эта норма не распространялась на предприятия, которыми владел иностранный капитал. Некоммерческие организации обязаны были продавать 100% валютной выручки.
В Узбекистане с 01.01.99 г. выручка в иностранной валюте от нетрадиционного экспорта товаров и услуг должна была продаваться в размере 50% уполномоченным банкам по рыночному курсу. Выручка в иностранной валюте от централизованного экспорта, включая золото, должна была продаваться в размере 100% Центральному банку Узбекистана по рыночному курсу.
Были установлены финансовые требования к экспорту товаров и услуг, в частности, он должен был осуществляться на условиях предоплаты, аккредитивной формы расчетов, гарантий платежа иностранных банков.
Украинские экспортеры должны были репатриировать все валютные поступления на счета в коммерческих банках страны в течение 90 дней. 50% подлежали продаже на межбанковском валютном рынке.
В Туркмении частный сектор и совместные предприятия освобождены от обязательной продажи, как и государственные предприятия хлопковой отрасли. Для остальных предприятий норма обязательной продажи определена в 50%, и продажа валюты осуществляется ими Центральному банку Туркмении. Газовая отрасль обязана продавать 25% выручки (в дополнение к 50%-ному налогу).
В Таджикистане выручка либо должна быть зачислена на валютные счета в таджикских банках, либо продана на межбанковском рынке. При экспорте хлопка формами оплаты могут быть только предоплата в размере 100%, аккредитивы и гарантии.
Валютный контроль за импортными операциями включает обязательство для импортеров представлять документацию, необходимую для оплаты импорта, а также порядок и условия осуществления импортных платежей.
В Албании для оплаты импорта на сумму 5 тыс. долл. США или эквивалента (в мае 1999 г. сумма увеличена до 10 тысяч) должны быть представлены следующие документы: заявление на проведение операции, декларация, подробно излагающая суть (характер) операции; контракт, инвойс (или проформа), выставленный поставщиком; справка банку от плательщика о том, что обосновывающий операцию документ не был использован для проведения предшествующих операций.
Особые условия были установлены для импортных платежей. Платежи на сумму свыше 200 тыс. долл. США или эквивалента допускались только при наличии открытого документарного аккредитива, банковской гарантии о возврате авансового платежа, либо по факту отгрузки.
Во Вьетнаме существовал валютный бюджет (план расходования валютных средств). Он индикативен, и допускаются отступления. Приоритет в оплате отдается определенным статьям импорта. Наибольший приоритет - критическому импорту (нефть, химические удобрения). Наименьший приоритет - импортным товарам, которые составляют конкуренцию продукции национальных производителей, и прочим потребительским товарам.
В Узбекистане обязательна предварительная регистрация импортных контрактов, за исключением случаев оплаты импорта из собственных средств импортера (без покупки валюты). Действует налог на покупку иностранной валюты в размере 5%, исключение - приобретение валюты из бюджетных средств.
Валютный контроль воздействует на структуру внешней торговли. В результате валютных ограничений спрос на импортные товары не может быть полностью удовлетворен. С другой стороны, существует требование обязательной продажи экспортной выручки на валютной бирже. Это приводит к изменениям во внешней торговле. Например, в случае с Украиной многие импортные операции были прекращены, что вызвало сокращение объема импорта и подорвало платежеспособность многих украинских предприятий. С другой стороны, ограничения по импортным платежам косвенно повлияли на объем экспорта, поскольку в экспортном производстве часто использовались импортные промежуточные изделия и комплектующие. По мнению представителей коммерческих банков, ограничения негативно повлияли на состояние экономики, особенно операции импортеров.
Для отсечения спекулятивной активности в условиях превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением разрабатывались процедуры предоставления документов, обосновывающих покупку валюты и ее целевое использование. Среди таких документов внешнеторговые контракты, таможенные и налоговые справки, при наличии которых уполномоченный банк вправе купить валюту на бирже по поручению клиента. Более того, например на Украине, банки обязали сообщать в Государственную налоговую инспекцию информацию о клиентах, которые намерены купить иностранную валюту, вплоть до паспортных данных руководителя и главного бухгалтера организации. Территориальные управления Национального банка Украины с 1 октября 1998 г. получили право определять возможность покупки предприятиями и организациями иностранной валюты. Они же стали осуществлять ежемесячные проверки целевого использования купленной валюты.
С целью купить валюту на межбанковском рынке Украины для оплаты товаров первой группы валютной номенклатуры, утвержденной Национальным банком Украины, и перевести ее за рубеж, резидент должен был представить копии соответствующих импортных контрактов. В дополнение к этому резиденту необходимо было получить справку от Государственной налоговой инспекции об открытых счетах резидента и регистрации в качестве юридического лица. Справка из ГНИ также требовалась при переводе валюты в пользу нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах.
В Китае импортер обязан представить коммерческие счета, разрешения на импорт, грузовые таможенные декларации, импортные контракты. Перечисленные документы служат основанием для приобретения иностранной валюты и осуществления платежей с валютных счетов.
В Белоруссии импорт товаров и услуг с оплатой в белорусских рублях на корреспондентские счета банков-нерезидентов осуществлялся только с разрешения Национального банка Белоруссии. По авансовым платежам за товары и услуги на сумму свыше 100 тыс. долл. требовалась гарантия иностранного банка о возврате платежа. Если срок между оплатой услуг и фактом их оказания превышает 90 дней, а оплатой товара и их поставкой - 60 дней, требовалось разрешение Министерства иностранных дел. На авансовый платеж свыше 180 дней требовалось получить разрешение НББ.
В Азербайджане запрещена была оплата импорта на условиях рассрочки платежа свыше 180 дней. Предоплата путем банковского перевода по импорту товаров и услуг ограничена суммой 100 тыс. долларов. Этот лимит мог быть увеличен по разрешению Азербайджанского национального банка. Предоплата на сумму свыше 10 тыс. долл. разрешалась только при открытом аккредитиве либо при разрешении АНБ.
Отдельно следует сказать об ограничении конвертируемости для нерезидентов.
За исключением операций, которые по законодательству попадают в категорию прямых иностранных инвестиций, нерезидентам, как правило, запрещено конвертировать национальную валюту в иностранную. По мнению органов валютного контроля, "внешняя" конвертируемость может негативно отразиться на недостаточном объеме валютных резервов, хотя и нет полной информации о средствах нерезидентов в национальной валюте. Если бы конвертируемость для нерезидентов была введена на постоянной основе в какой-либо конкретной стране, то было бы крайне сложно предотвратить использование резидентами вкупе с иностранцами счетов нерезидентов в целях получения неограниченного доступа к иностранной валюте.
Ограничения внешней конвертируемости применяются в следующих направлениях:
- предприятия-резиденты в ограниченном количестве используют национальную валюту для импортных платежей, но это не вызывает трудностей при осуществлении внешней торговли, так как предприятиям гарантирован доступ к иностранной валюте. С некоторыми различиями в разных странах, экспортерам-нерезидентам разрешено принимать платежи в местной валюте при условии, что эти поступления зачисляются на специальные счета в банках-резидентах и используются для двусторонней компенсационной торговли или для платежей по кредиту фирме-резиденту, или для финансирования разрешенных инвестиций в данную страну;
- примерно до середины 1993 г. в ряде стран ЦВЕ для перевода за рубеж процентных доходов по государственным долговым обязательствам, приобретенным нерезидентами, требовалось разрешение органов валютного контроля, что может ограничивать привлечение иностранного капитала для финансирования бюджетного дефицита;
- на переводы заработной платы нерезидентами, работающими в стране, требовалось предварительное разрешение, что может тормозить прямые иностранные инвестиции. В Венгрии занятые на совместных предприятиях и предприятиях, контролируемых иностранцами, нерезиденты могли переводить до 50% своего дохода. В Болгарии допустимый размер составлял 70%.
Специальные режимы счетов нерезидентов существовали в большинстве государств - членов МВФ. Наибольшее развитие они получили в странах с жесткими валютными режимами. Основными видами счетов нерезидентов являются: свободно конвертируемые, ограниченно конвертируемые, внутренние, блокированные и счета по двусторонним платежным соглашениям.
На свободно конвертируемые счета зачисляется свободно конвертируемая валюта, полученная любым способом. Средства с данного типа счетов можно свободно использовать для платежей внутри страны и переводов за границу.
С ограниченно конвертируемых счетов допускаются платежи в страны определенной группы или по определенным сделкам, в основном по текущим операциям, разрешено переводить средства в некоторые другие валюты. Остатки на этих счетах, как правило, должны быть кредитовыми и могут рассматриваться как кредит нерезидента стране, в который находится счет.
Внутренние счета открываются в национальных валютах. Средства с них разрешается использовать для платежей за товары и услуги внутри страны. На эти счета зачисляется выручка от продажи нерезидентами своих товаров и других операций. Перевод средств внутренних счетов за границу строго контролируется, вплоть до запрета.
Органы валютного контроля регулируют порядок открытия и использования счетов нерезидентов таким образом, чтобы платежи нерезидентам проходили через счета с наименьшей степенью конвертируемости.
Анализ валютного контроля в странах с переходной экономикой в контексте его реализации позволяет сделать ряд выводов.
Общей для всех государств тенденцией на протяжении последнего десятилетия является либерализация валютных режимов, основанная на изменениях и соответствующей законодательной базе в целом. Тем не менее остался своего рода противоположный полюс, на котором находятся такие центральноазиатские государства, как Таджикистан, Туркмения, где валютная сфера регулируется жестко, хотя степень этой жесткости сильно разнится и зависит от целей и объектов валютного регулирования. К этой группе следует отнести и Белоруссию, где достаточно часто прибегают к административным методам воздействия на валютный режим.
С определенными основаниями можно говорить о сближении с российским образцом валютных законодательств Молдавии, Армении, Грузии. К переходной группе следует отнести Азербайджан, Казахстан, Украину. Необходимо при этом отметить, что такое деление в значительной степени условно, поскольку экономическое положение стран СНГ не позволяет валютному законодательству "устояться", и предпринимаемые в различных аспектах валютного регулирования меры часто противоречат друг другу.
Страновые сопоставления дают основания полагать, что ключевыми моментами в валютных законодательствах рассматриваемых стран являются вопросы курсовой политики, осуществляемой центральными банками; порядок валютных отчислений; проблемы регулирования деятельности резидентов и нерезидентов на валютных рынках; стимулирование привлечения валютных сбережений физических и юридических лиц в коммерческие банки. И здесь прослеживаются некоторые общие черты.
Для стабилизации курсов в большинстве стран используются сейчас преимущественно не административные методы, а операции центральных банков на валютных рынках в сочетании с мерами по регулированию денежного предложения в целом. В то же время в некоторых странах, например в Белоруссии и Узбекистане, центральные банки достаточно жестко регулируют не только предложение, но и спрос на валюту, в частности, посредством ограничений допуска к торгам. Крайние формы ограничений такого рода отмечались в Туркменистане и Таджикистане.
Стремление центральных банков сохранить валютные резервы периодически проявляется в сокращении объемов валюты, выставляемой на межбанковских валютных биржах для приобретения предприятиями и коммерческими банками. Эта мера призвана стимулировать экспортную деятельность предприятий, но на практике нередко оказывается ограничительной как в отношении производства, так и экспорта, поскольку урезает валютные ресурсы производителей и снижает кредитные возможности коммерческих банков по выдаче инвестиционных кредитов в валюте.
Валютное законодательство в отношении порядка валютных отчислений тоже стало гораздо более мягким. В большинстве стран отменена обязательная продажа валютной выручки. Из стран СНГ в Белоруссии норма обязательной продажи значительно снижена, однако валютная сфера остается жестко регламентированной, также как в Таджикистане и, в особенности, в Туркменистане. Нельзя не отметить, что в ряде случаев такая регламентация является вполне оправданной, поскольку позволяет сохранять в сложных условиях переходной экономики контроль за валютной сферой, предохраняя ее от конъюнктурных потрясений. Так, российский финансовый кризис 1998 г. показал, что валютное законодательство страны - одно из самых либеральных в Содружестве - не оправдало себя в условиях крайне неблагополучной экономической ситуации. И сегодня всерьез и не без оснований говорят о потенциальной необходимости его пересмотра в сторону значительного ужесточения в случае глобальных угроз для экономики.
Ввиду повышения степени открытости и растущего переплетения переходных экономик с развитыми экономиками начали более интенсивно действовать рыночные механизмы, функционирование которых оказывается в некоторых случаях весьма затратным, как это продемонстрировал валютный кризис в России.
В свете текущих событий, происходящих в глобальной экономике, следует подчеркнуть, что наиболее развитые страны Центральной и Восточной Европы сумели избежать отрицательного воздействия драматических событий, связанных с трансформацией экономики на фоне кризисных явлений мирового масштаба. И это не случайно. Одна из основных причин заключается в осторожном регулировании движения капитала, что, в отличие от России и других стран СНГ, обеспечило им тогда достаточно надежную защиту от мирового финансового кризиса.
Е.В. Сумароков,
канд. экон. наук, доцент кафедры
"Мировая экономика и международный бизнес"
ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
"Валютное регулирование. Валютный контроль", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Пташек Я. Новое валютное право в Польше // Проблемы теории и практики управления. - 1995. - N 3. - С. 34.
*(2) Там же. - С. 35.
*(3) См.: IMF Economic Reviews. 1993. - N 3. - Р. 94.
*(4) См.: Europe Yearbook 1997. Vol. 1. - London, 1997. - Р. 488.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зарубежный опыт использования валютного контроля в условиях кризиса
Автор
Е.В. Сумароков - канд. экон. наук, доцент кафедры "Мировая экономика и международный бизнес" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
"Валютное регулирование. Валютный контроль", 2012, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru