Все ли транспортные средства подлежат госрегистрации?
Общество посчитало, что транспортные средства, используемые им исключительно в пределах горного отвода, не подлежат государственной регистрации и поэтому не облагаются транспортным налогом. Несмотря на то, что арбитражные суды всех трех инстанций налогоплательщика не поддержали, он дошел до высшего арбитра. Итогом рассмотрения заявления общества стало Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом являются следующие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Транспортные средства, которые не считаются объектом налогообложения, перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ. В этот перечень, в частности, включены тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом являются все транспортные средства, которые подлежат регистрации (за исключением тех средств, в отношении которых введена льгота).
Автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники подлежат регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление). Опираясь именно на это постановление, Президиум ВАС решил, что используемые обществом в производственной деятельности вездеходы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автопогрузчики, тягачи, буровая установка подлежат государственной регистрации.
Уточним: согласно п. 1 Постановления государственной регистрации на территории РФ подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Регистрацию транспортных средств на территории РФ согласно п. 2 Постановления осуществляют:
- в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - подразделения ГИБДД Министерства внутренних дел РФ;
- в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).
К сведению. Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами (письма Минфина РФ от 22.01.2009 N 03-11-09/12, от 27.06.2008 N 03-05-05-04/12).
В связи с этим утверждение общества о том, что бульдозеры, тракторы, экскаваторы, автопогрузчики не подлежат государственной регистрации, поскольку являются механизмами технологического назначения, занятыми исключительно на разработке месторождений по добыче драгоценных металлов, используются в границах горного отвода и не осуществляют движение по автомобильным дорогам общего пользования, неправомерно.
Окончательный вывод Президиума ВАС таков: спорные транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от обязанности по уплате указанного налога.
Со своей стороны добавим, что спорные транспортные средства подлежат государственной регистрации не во всех случаях. Возьмем, к примеру, бензиновый автопогрузчик. Согласно ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов"*(1) автопогрузчики числятся в подразделе "Машины и оборудование" (код 14 0000000) под кодом 14 2915540. Бензиновый автопогрузчик подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если он не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, при условии что его рабочий объем двигателя внутреннего сгорания превышает 50 куб.см (0,05 л). Если же рабочий объем двигателя автопогрузчика меньше этой величины, регистрация не нужна.
Отметим еще один момент. Отсутствие государственной регистрации транспортных средств не влияет на порядок их принятия к налоговому учету в качестве амортизируемого имущества. Согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Транспортные средства, как известно, относятся к движимому имуществу, регистрация прав на которое на основании п. 2 ст. 130 ГК РФ не требуется. То же самое касается государственной регистрации сделок с движимым имуществом: таковая не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом*(2) (п. 2 ст. 164 ГК РФ). Необходимость регистрации сделки с транспортными средствами законом не установлена. Государственная же регистрация в силу требований Постановления касается самого транспортного средства, а не прав на него. Поэтому на транспортные средства, принимаемые к налоговому учету в качестве объектов основных средств, положения п. 11 ст. 258 НК РФ не распространяются. Амортизация по такому объекту начисляется в установленном п. 4 ст. 259 НК РФ порядке, а именно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (Письмо Минфина РФ от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303).
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(2) Так, регистрация сделки в Государственном каталоге Музейного фонда РФ требуется при передаче прав в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ (ст. 10 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"