Медиация при урегулировании трудовых споров: в процессе становления
В статье рассматриваются возможности использования медиации как нового процессуального правового института. Но, как показывает практика, пока процедура медиации не нашла широкого распространения при разрешении трудовых споров. В определенной степени этому мешает непонимание как работниками, так и работодателями сути процедуры медиации и ее последствий. Автор освещает порядок проведения данной процедуры, излагает свое видение перспектив по повышению эффективности ее применения.
Современный мир, основываясь, в частности, на международных стандартах в сфере труда, характеризуется достаточно широким внедрением конструктивно-компромиссных способов и принципов урегулирования трудовых споров и управления социально-трудовыми конфликтами. Эти правовые механизмы по-разному реализуются в различных странах, но, безусловно, являются декларируемым ориентиром в сфере социально-трудовых отношений. В основе практики альтернативного разрешения споров лежит уважение к личности человека и гражданина и признание за каждым из них права реализовать, защищать и отстаивать свои интересы.
Право на защиту
Конституция РФ признает право каждого гражданина на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
Основанием возникновения трудовых споров является виновное или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одной из сторон трудового правоотношения.
Общие гарантии защиты гражданских прав и законных интересов закреплены в ст. 45 и 46 Основного закона страны: каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, каждому гарантируется судебная защита его права и свобод.
Гарантии реализации права на судебную защиту и доступность правосудия не могут быть обеспечены одной лишь системой государственных судов. В отличие от большинства стран мира в России до сих пор доминирует государственная судебная форма защиты права. В то же время государственный суд зачастую не является оптимальным для сторон средством разрешения индивидуального трудового спора и часто приводит к значительным судебным издержкам, волоките, наносит невосполнимый вред межличностным или деловым отношениям, а также придает нежелательную огласку обстоятельствам спора.
Норма закона
С 1 января 2011 года в России действует принятый 27.07.2010 Федеральный закон N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ). Одновременно был принят Федеральный закон N 194-ФЗ от 27.07.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
Последний закон изменил гражданское процессуальное законодательство, в частности, предоставив судьям право отложить рассмотрение трудового спора на срок до 60 дней для проведения сторонами процедуры медиации, а также обязал судей разъяснять сторонам право на разрешение спора посредством медиации.
У первого закона непростая судьба, поэтому напомним, что еще в середине декабря 2006 г. он был внесен на рассмотрение в Государственную Думу, но тогда его рассмотрение было отложено. В то же время главой государства были даны соответствующие поручения на внесение изменений в действующее законодательство на развитие внесудебных методов разрешения споров. Как сказано в пояснительной записке к Закону N 193-ФЗ, этот документ направлен на создание правовых условий для развития в Российской Федерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц - медиаторов. Последние могут работать как на профессиональной, так и на добровольной основе. Медиатор не является арбитром, не представляет интересы какой-либо стороны спора, не обладает правом принимать решения по спорам. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам спора в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти совместное решение, удовлетворяющее всех участников трудового спора. В этом заключается основная задача медиатора.
Цель закона. Что мешает ее реализации
Одна из целей нового института - снижение нагрузки на судебную систему, содействие развитию деловых партнерских отношений и формированию этики и гармонических общественных отношений.
Что касается снижения нагрузки на судебную систему, то она действительна непомерно велика и составляет в России около 25 млн. судебных решений в год [1]. По процедуре медиации официальных сведений нет, но можно, к сожалению, с уверенностью утверждать, что она мизерна, и тому есть, на наш взгляд, ряд причин.
Во-первых, нет системной пропаганды и вразумительного объяснения в средствах массовой информации и соответствующими службами работодателей о сути и пользе процедуре медиации, потому что техническое исполнение самого рассматриваемого закона является достаточно сложным для понимания не только населением (работниками), но даже квалифицированными юристами.
Во-вторых, имеющая место и продолжающаяся дискредитация юристов, начиная от Ассоциации юристов России и заканчивая некоторыми руководителями высших эшелонов власти, утвердила в понимании широких слоев населения (работников) не только правовой нигилизм, но и полное недоверие такой процедуре.
В-третьих, рассматриваемый закон не прописывает четких правовых механизмов исполнения принятых согласованных решений в процессе медиации. И, к слову сказать, читающие граждане знают, что в условиях современных перманентных реформ во многих случаях не выполняются даже решения высшего судебного органа - Конституционного Суда Российской Федерации*(1), не говоря уж о решениях по результатам процедуры медиации.
В-четвертых, представляется нецелесообразным то, что законодатель допускает осуществление процедуры медиации на непрофессиональной основе (п. 1 ст. 15 Закона N 193-ФЗ), в то время как медиатор должен иметь специальную подготовку, владеть всеми видами техники ведения переговоров и профессионально определяться с выбором модели медиации.
В-пятых, специалисты в сфере трудового законодательства не без оснований считают, что одним из сдерживающих факторов применения процедуры медиации при урегулировании индивидуальных трудовых споров является непоследовательность законодателя в решении вопроса о приостановлении сроков на обращение в суд. Ст. 202 ГК РФ предусматривает приостановление течения срока исковой давности в случае заключения медиативного соглашения между субъектами гражданских правоотношений.
Для других категорий споров данный срок не применяется. Конечно, ст. 386 и 392 ТК РФ устанавливают возможность восстановления сроков защиты трудовых прав работника, пропущенных по уважительным причинам. Но, поскольку закон прямо не относит заключение медиативного соглашения к уважительным причинам, то этот вопрос разрешается по усмотрению КТС или суда. Таким образом, необходимо - по аналогии со ст. 202 ГК РФ - внести соответствующие изменения в ТК РФ.
Иными словами, речь идет о том, что процесс медиации не должен быть профанирован, а заниматься этим вопросом должны не бизнесмены (процедура платная!), а профессионалы-юристы, обучение практики медиации которых должна начинаться уже со студенческих лет, например, в юридических клиниках специализированных вузов.
Несмотря на сказанное, нет сомнения в том, что рассматриваемый закон, после его доработки специалистами, должен начать работать, и обеспечить снижение нагрузки на суды общей юрисдикции, и явиться хорошей основой для подготовки квалифицированных специалистов-медиаторов.
В этой связи, видимо, не случайно теперь уже бывший Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 22.11.2011 отметил: "Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран. Но напомню, что дел российские судьи рассматривают гораздо больше, в десятки раз больше, прежде всего потому, что около 80% споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур, как это, кстати, было и в дореволюционной России.
К сожалению, в настоящий момент у нас практически нет культуры ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений. Законы о медиации, которые приняты, почти не работают, случаи заключения соглашений все еще единичны. Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров" [3].
Порядок проведения процедуры
Как гласит Закон N 193-ФЗ, процедура медиации может применяться при урегулировании гражданских, семейных и трудовых (за исключением коллективных трудовых) споров, и на любой стадии судебного разбирательства. Но есть ограничения.
Процедура медиации не применяется к указанным категориям споров в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
Тем не менее, включение медиации в систему урегулирования трудовых споров отвечает цели стабильности трудовых отношений и стимулирует работников и работодателей к поиску баланса интересов и "не выводит" их на тяжбу судебного разбирательства.
Применительно к нашей теме, разумеется, мы будем толковать положения данного Закона в контексте рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, вытекающих из трудовых правоотношений на основе соглашения сторон. Оно заключается в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка), либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с их конкретным правоотношением.
Функции медиатора
По закону медиация - это урегулирование трудового спора с участием посредника на основе добровольного согласия сторон с целью выработки сторонами "взаимоприемлемого" решения.
На практике "взаимоприемлемость" может означать разное - как компромисс, так и консенсус, и даже взаимную выгоду.
Иными словами, иногда работнику и работодателю удается договориться друг с другом таким образом, что выработанное соглашение гораздо выгоднее, нежели данная сторона выиграла бы дело в суде.
Успех процедуры медиации зависит прежде всего от того, насколько каждая из сторон сможет услышать за формальной правовой позицией другой стороны ее реальный интерес.
Медиатор (посредник) помогает сторонам конфликта сделать это, одновременно уберегая стороны от использования средств, которые могут лишь усугубить спор, либо увеличить их количество [4].
С вступлением в силу Закона N 193-ФЗ медиаторы получили весьма важное и необходимое условие профессиональной деятельности - свидетельский иммунитет. В соответствии с ч. 3 ст. 69 ГПК РФ медиаторы не могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей относительно обстоятельств, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей медиатора.
Деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации осуществляет организация - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по осуществлению проведения процедуры медиации, а также решения иных вопросов, предусмотренных Законом N 193-ФЗ (п. 4 ст. 2).
Как уже частично отмечалось, процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.
Виды соглашений
Ст. 8 Закона N 193-ФЗ предусматривает соблюдение сторонами письменной формы соглашения о проведении процедуры медиации.
Закон различает два понятия (два вида соглашений, которые заключаются в целях проведения медиации): соглашение о применении процедуры медиации и соглашение о проведении процедуры медиации.
Первый вид соглашения - соглашение о применении медиации - заключается с целью обозначения намерений использовать медиацию в случае возникновения индивидуального трудового спора. Смысл включения медиативной оговорки в трудовой договор заключается лишь в том, чтобы проинформировать работника о ценностях работодателя и о его готовности разрешать трудовые споры посредством медиации. При этом медиативная оговорка ни к чему не обязывает ни работника, ни работодателя, а лишь обозначает намерения сторон.
Фактически медиативная оговорка вносится в трудовой договор лишь для того, чтобы работник первым делом поинтересовался возможностью разрешить спор посредством медиации, а уже потом обратился в суд, а не наоборот.
Иными словами, даже подписав трудовой договор с медиативной оговоркой или отдельный договор о применении процедуры медиации, стороны могут в случае возникновения конфликта "передумать" и отказаться от использования данной технологии урегулирования спора.
Соглашение о проведении процедуры медиации заключается уже после того, как стороны убедились в намерениях друг друга урегулировать конкретный спор путем медиации, выбрали медиатора (ов) или организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, договорились о порядке проведения данной процедуры, ее сроках и о том, какая из сторон оплачивает процедуру медиации и в каком объеме.
Работодатель и работник могут заключить отдельное соглашение о применении процедуры медиации, либо оформить соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору.
В случае, если стороны заключили соглашение о проведении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признают силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случаев, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права (п. 1 ст. 4 Закона N 193-ФЗ).
Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела в споре в суде или в третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (п. 2 ст. 4 Закона N 193-ФЗ).
Этапы проведения процедуры
Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.
Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласия другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.
Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения - согласно п. 2 ст. 8 Закона, - которые также должны иметь место и в соглашении по этому вопросу:
1) предмете спора;
2) медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по проведению процедуры медиации;
3) порядке проведения процедуры медиации;
4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
5) о сроках проведения процедуры медиации.
В ст. 9 Закона N 193-ФЗ раскрывается порядок выбора и назначения медиатора, в соответствии с которым стороны, прежде всего, по взаимному соглашению выбирают одного или нескольких медиаторов.
Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
Требования к медиатору
Закон N 193-ФЗ предусматривает, как уже отмечалось выше, что деятельность медиаторов может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Основное различие состоит в требованиях к медиатору.
Так, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (п. 2 ст. 15 Закона N 193-ФЗ).
Деятельность медиатора на профессиональной основе могут осуществлять лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в установленном Правительством РФ порядке (п. 1 ст. 16).
Вне зависимости от того, осуществляется ли деятельность медиатора на профессиональной или непрофессиональной основе, такая деятельность не признается предпринимательской (п. 3 ст. 15 Закона).
П. 5 ст. 15 Закона N 193-ФЗ предусматривает, что медиаторами не вправе быть лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной гражданской и муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Исходя из содержания ст. 5, 11, 15 Закона N 193-ФЗ можно сделать вывод, что медиатор не вправе:
- быть представителем какой-либо стороны спора (подп. 1 п. 6 ст. 15);
- оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь (подп. 2 п. 6 ст. 15);
- осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях (подп. 3 п. 6 ст. 15);
- делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора (подп. 4 ч. 6 ст. 15);
- вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора (п. 5 ст. 11);
- ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (п. 7 ст. 15);
- разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон (п. 2 ст. 5).
Оплата услуг медиатора
Что касается оплаты услуг медиатора, то в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 193-ФЗ деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе. В отличие от деятельности медиаторов, которая может быть как платной, так и бесплатной, деятельность таких организаций осуществляется на платной основе (п. 1 ст. 10 Закона N 193-ФЗ).
Анализ ст. 7, 8 Закона N 193-ФЗ не позволяет дать однозначный ответ на вопрос, вправе ли стороны после возникновения спора сразу заключать соглашения о проведении процедуры медиации, минуя соглашение о применении такой процедуры.
В любом случае, наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не являются препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 3 ст. 7 Закона N 193-ФЗ).
Порядок проведения процедуры медиации в части действий медиатора отличается диспозитивностью. Так, в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом, на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.
Сроки
Ст. 13 Закона N 193-ФЗ установлены сроки проведения процедуры медиации. Общий срок, в который медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена и стороны пришли к взаимоприемлемому решению, составляет 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора до 180 дней. Такое продление срока не распространяется на проведение процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда.
Прекращение процедуры
Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
- заключением сторонами медиативного соглашения;
- заключением соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;
- заявлением в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленным медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации;
- истечением срока проведения процедуры медиации;
- заявлением медиатора в письменной форме, направленным сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения (ст. 14 Закона N 193-ФЗ).
СРО медиаторов
Ст. 18 Закона N 193-ФЗ определяет статус саморегулируемых организаций медиаторов, которые создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств. Они создаются в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе и (или) организациями, осуществляющими деятельность по осуществлению процедуры медиации.
Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в Государственный реестр, медиатор и утрачивает этот статус со дня исключения сведений о ней из указанного Реестра. Ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Организация включается в указанный Реестр при условии ее соответствия следующим требованиям:
- объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов должно насчитывать не менее ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по реализации процедуры медиации (п. 4 ст. 18 Закона N 193-ФЗ);
- наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулирующей организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;
- соответствие саморегулируемой организации требованием, предусмотренным Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 25.06.12, далее - Закон N 315-ФЗ).
Согласно Закону N 315-ФЗ, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами такой организации требований стандартов и правил профессиональной деятельности и рассмотрения дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных данным Законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
Недавно, 4 июня текущего года, Росреестр зарегистрировал первую в стране саморегулируемую организацию (СРО) медиаторов - "Межрегиональный союз медиаторов "Согласие". Членами организации стали около 130 профессиональных адвокатов, экономистов и других специалистов, прошедших обучение по программе, разработанной Российским новым университетом и Межрегиональным союзом медиаторов, из 17 регионов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Алтай, Московской, Ленинградской, Калужской и Ростовской областей.
Профессиональная подготовка медиаторов
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 N 960 "О программе подготовки медиаторов", принятому на основании ст. 16 Закона N 193-ФЗ, установлено, что программа подготовки медиаторов утверждается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.
Такая программа была подготовлена и утверждена приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187. Она является дополнительной образовательной профессиональной программой профессиональной переподготовки.
Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовки медиаторов, специализированных учебных программ.
Программы осваиваются по очной форме обучения и состоят, в свою очередь, из трех самостоятельных программ повышения квалификации: "Медиация. Базовый курс", "Медиация. Особенности применения медиации", "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов".
Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.
Структура и содержание программы представлены примерным учебным планом по каждой обязательной программе, модулями и темами в рамках по каждой обязательной программе. Результатом обучения по программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.
Освоение программы должно быть совершено в течение 5 лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс", на которую отводится 120 часов, в том числе 45 часов лекций и 75 часов практических занятий.
Лица, успешно освоившие эту образовательную программу, вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе без права преподавания медиации.
На образовательную программу "Медиация. Особенности применения медиации" отводится 312 учебных часов, а на программу "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов" - 144 часа.
Лица, окончившие первую программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации. Они вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора широкого профиля на профессиональной основе без права преподавания медиации. Овладение образовательной программой "Медиация. Особенности применения медиации" необходимо для поддержания и совершенствования профессиональной компетенции медиатора, ведущего деятельность на профессиональной основе.
Лица, освоившие образовательную программу "Медиация. Курс подготовки тренеров-медиаторов", вправе наряду с ведением практической деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе преподавать медиацию в рамках учебной программы "Медиация. Базовый курс".
Успешное освоение программы в полном объеме дает лицу необходимые знания и навыки для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе, ведения практической деятельности в качестве медиатора широкого профиля, а также для преподавания в качестве тренера в рамках образовательных программ - "Медиация. Базовый курс", "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов".
О профессиональной подготовке медиаторов в настоящее время заявили многие вузы, появились школы медиаторов и различные центры обучения.
Перспективы
Как считают эксперты, медиация может в корне изменить правосудие, а может даже в целом улучшить моральный климат в стране.
Определенные надежды на медиацию возлагают руководители высших судов, поскольку медиация могла бы "разгрузить" суды общей юрисдикции, и арбитражные суды от малозначительных дел, позволив улучшить качество рассмотрения дел судами, сосредоточившись на более сложной категории дел.
Глобальная потребность в применении процедуры медиации обусловлена (пусть даже в перспективе!) доступностью и ее универсальным характером. Опытный медиатор в состоянии приводить к взаимопониманию спорящие стороны по самым различным вопросам в сфере трудовых отношений. Принципиальная возможность медиации основана на признании факта позитивного влияния присутствия нейтральной независимой стороны на эффективность ведения переговоров между работником (представителем работника) и работодателем (представителем работодателя). Применение медиации в негосударственной судебной системе и внутри нее не влечет для сторон никаких негативных последствий.
В гражданском обществе демократического государства личные, социально-экономические и политические права и свободы в современных условиях предполагают наличие альтернативных методов разрешения возможных социально-трудовых споров.
В теории закон должен быть справедлив, однако на практике он не всегда таков.
Во многих организациях уже сегодня действует локальные акты или в трудовых договорах содержатся условия о том, что в случае разногласий между сторонами трудовых отношений трудовой спор между ними будет урегулироваться посредством переговоров в досудебном и внесудебном порядке.
Учитывая, что медиация - новый процессуальный правовой институт, важно проинформировать работников о возможности его использования. Вместе с тем на практике к процедуре медиации больше всего недоверия имеет место со стороны работников вследствие непонимания сути процедуры медиации и ее последствий. С учетом данного обстоятельства, задачей представителей работодателей является, на наш взгляд, прежде всего доведение до сведения работников информации - что такое медиация и как можно инициировать ее проведение (куда обращаться, как будет проводиться выбор медиатора, кто принимает решения и сообщает работнику о готовности/неготовности представителя работодателя к урегулированию возможного трудового спора посредством процедуры медиации и т.п.).
Развитие института медиации вместе с тем может стать одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в нашей стране способов и процедур рассмотрения и разрешения не только индивидуальных, но и коллективных трудовых споров.
Библиографический список
1. Закатнова А. А за ошибку - ответишь. Конституционный суд подтянул дисциплину // 21.07.2011, 00:50 Российская газета. - Федеральный выпуск. - N 5533 (157) - 21.07.2011.
2. Новиков К. Слышим, но не исполняем. Регионы игнорируют решения КС // Российская газета. - Федеральный выпуск. - N 5827 (154) - 09.07.2012.
3. Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию // Российская газета. - Федеральный выпуск. - N 5666 (290). - 23.12.2011.
4. Енюкина Г. Медиация поможет работнику и работодателю услышать друг друга // http://trudovoepravo.ru/2004.
Л. Анисимов,
канд. юрид. наук, канд. ист. наук,
профессор кафедры трудового и социального права РГСУ,
зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин
Московского института мировой экономики
и международных отношений,
заслуженный юрист РФ
Словарь трудового права
Медиатор или Медиаторы - это независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия выработки сторонами решения по существу спора.
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 9, сентябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Так, совсем недавно, в июле 2012 года, министр юстиции РФ А. Коновалов во время общения с сенаторами сообщил им, что с 1995 года на федеральном уровне не исполнено более 50 решений Конституционного Суда РФ, которые являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Сенаторы, в свою очередь, выяснили, что за 17 лет в общей сложности проигнорировано 355 решений высшего судебного органа [2].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107