Правовой аспект компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда
Согласно новому Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года N 342н, результаты аттестации используются для установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. В этом отношении на сегодняшний день действует постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870, которым установлены минимальные уровни компенсаций (повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени), предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Данным постановлением закреплен единый подход к установлению минимальных размеров компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который основывается на результатах АРМ по условиям труда. Введением этого постановления отменен дискриминационный (списочный) подход к предоставлению работникам компенсаций.
Недостаток списочного подхода заключался в том, что отсутствовал механизм установления компенсаций для тех работников, чьи должности (профессии) не были поименованы в списках и перечнях, тогда как компенсации предоставлялись работникам, которые в этих списках находились, но их условия труда не относились к вредным и опасным. Известно, что, согласно статье 3 Трудового кодекса РФ, запрещена дискриминация в сфере труда, в том числе на основании принадлежности лиц к той или иной профессии, должности или виду деятельности. Также статьей 219 Трудового кодекса РФ определено "в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются".
Часть вторая статьи 117 и статьи 147 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 7 октября 2006 года, устанавливали, что Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также Перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в которых работникам устанавливается повышенная заработная плата, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку Правительством Российской Федерации такие перечни не были определены, то Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 117 и статьи 147, в соответствии с которыми минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 года издало Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Данное Постановление установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации:
- сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Упраздненному недавно Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Отсутствие вышеназванного нормативного правового акта на сегодняшний день не является препятствием для установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством РФ.
На основании вышеизложенного и в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров компенсаций, повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляются работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно Трудовому кодексу РФ и постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870. "Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, и отраслевые Перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, на сегодняшний день противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими. Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 года N ГКПИ10-673 и от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317.
В сложившейся сегодня ситуации, когда отменен устаревший (списочный) подход предоставления компенсаций, работодатель обязан либо улучшить условия труда на рабочих местах, привести их в соответствие с требованиями нормативных документов по охране труда, либо предоставить три вида компенсаций всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В данной ситуации работодатель экономически заинтересован осуществить необходимые мероприятия по оздоровлению условий труда, а также выполнить план мероприятий по улучшению условий труда, составленный по результатам аттестации рабочих мест. В результате работодатель кроме получения экономической выгоды выполняет мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников организации, что является одной из главных предпосылок социально-экономической жизнеспособности предприятия, залогом его успешного развития и конкурентоспособности.
На заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" Президент России поставил задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, и в первую очередь на основе кардинального роста производительности труда в условиях реализации инновационного развития производства. Предложенная правительством концепция развития страны предусматривает основные направления повышения эффективности производительности труда в организациях, которые включают в себя выполнение следующих программ, имеющих отношение к охране труда:
- рационализация рабочих мест в части обеспечения производительности, качества и безопасности труда;
- обеспечение безаварийной работы действующего оборудования;
- повышение эффективности мероприятий по охране труда и безопасного проведения работ.
В ходе проведения экспертизы с целью оценки правильности предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в организациях Краснодарского края работники государственной экспертизы условий труда руководствуются Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 и Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям руда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года N 342н. Непредоставление компенсаций указанной категории работников расценивается как грубейшее нарушение трудового законодательства.
Г.Ж. Склеменов,
заместитель руководителя Департамента труда и занятости
населения Краснодарского края
Е.П. Осиев,
начальник отдела государственной экспертизы условий труда Департамента
Л.В. Южанинова,
ведущий консультант отдела государственной экспертизы
условий труда Департамента
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 9, сентябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru