Гражданин Казахстана 1979 года рождения прибыл в РФ в 1994 году. В этом же году он зарегистрировался на территории РФ и получил гражданство РФ, российский паспорт. С 1994 года гражданин постоянно проживал на территории РФ, получил образование. В сентябре 2012 году гражданство признано аннулированным, причины не называются.
Каков должен был быть порядок получения гражданства? Каковы основания аннулирования гражданства РФ, полученного в 1994 году?
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. При этом под подложным подразумевается официальный документ (письменный или иной формы акт государственного органа, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия), содержащий ложную информацию.
Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается исключительно в судебном порядке (смотрите, например, решения Новгородского районного суда Новгородской области от 03.05.2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/8040329, Мясниковского районного суда Ростовской области от 06.07.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/1472444, Мартыновского районного суда Ростовской области от 02.09.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/2700158).
Согласно п. 7.13.10 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, организация и осуществление отмены решений по вопросам гражданства возложена на Федеральную миграционную службу РФ (далее - ФМС России). Порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство, устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (далее - Административный регламент). Как следует из положений п.п. 20, 20.1 Административного регламента, при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия в целях выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган обращается с исковым заявлением в суд общей юрисдикции об установлении факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации.
Если суд установит факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, то такое решение, в силу п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (далее - Положение), отменяется. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента РФ или оформляется заключением иного полномочного органа, принявшего указанное решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа (п. 54 Положения). Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения (ч. 2 ст. 23 Закона о гражданстве).
Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве). Таким образом, вопрос о наличии оснований для приобретения гражданства РФ должен решаться на основании нормативных актов, действовавших на момент обращения лица с заявлением о приобретении гражданства (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 118-О).
В рассматриваемой ситуации гражданин обратился с заявлением о приобретении гражданства в период действия Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве 1991 г.). Поэтому правомерность принятия в отношении данного гражданина решения по вопросам гражданства должна определяться на основании Закона о гражданстве 1991 г.
Статья 12 Закона о гражданстве 1991 г. устанавливала следующие основания для приобретения гражданства Российской Федерации:
- в результате его признания: согласно п. 1 ст. 13 Закона о гражданстве 1991 г. гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года*(1);
- по рождению: такой способ приобретения гражданства предусмотрен ст.ст. 14-17 Закона о гражданстве 1991 г. в зависимости от гражданства родителей и места рождения ребенка;
- в порядке его регистрации: перечень лиц, имеющих право на такое приобретение гражданства РФ, приведен в ст. 18 Закона о гражданстве 1991 г.;
- в результате приема в гражданство: согласно ст. 19 Закона о гражданстве 1991 г. такой способ приобретения гражданства РФ ограничен наличием полной дееспособности и цензом оседлости (требованием об определенном сроке проживания иностранного гражданина и лица без гражданства на территории РФ);
- в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации: данный порядок в соответствии со ст. 20 Закона о гражданстве 1991 г. распространялся на лиц, ранее состоявших в гражданстве РФ;
- путем выбора гражданства (оптации): при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации (ст. 21 Закона о гражданстве 1991 г.).
Как следует из вопроса, причина необоснованного документирования лица паспортом гражданина Российской Федерации в настоящее время неизвестна. Поэтому сначала необходимо выяснить основания для отмены решения о приобретении гражданства РФ путем письменного обращения в территориальный орган ФМС России с соответствующим заявлением. Затем в том случае, если лицо полагает свои права нарушенными, оно вправе обжаловать действия должностных лиц миграционной службы в ФМС России (территориальный орган ФМС России)*(2) или в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.
К сведению:
26 февраля 1999 года между Республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерацией было заключено Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства, вступившее в силу для Российской Федерации 4 ноября 2000 года, в соответствии с которым каждая Сторона предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в еще более упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следующих условий:
- если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;
- при наличии у заявителя одного из постоянно проживающих на территории Стороны приобретаемого гражданства и являющихся ее гражданами близких родственников: супруга (супруги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внука или внучки.
Для приобретения гражданства одной Стороны гражданин другой Стороны представляет в соответствующие органы другой Стороны следующие документы: заявление по форме; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и подтверждающий принадлежность лица к гражданству одной из Сторон; нотариально заверенные копии свидетельства о рождении и о браке; иные документы, подтверждающие наличие необходимых условий для упрощенного (регистрационного) порядка приобретения российского гражданства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
18 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в судебной практике распространенными являются ситуации, когда территориальные органы ФМС России при определении принадлежности физических лиц к гражданству Российской Федерации ссылаются на отсутствие у них документов, подтверждающих сведения об их нахождении на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года. При доказанности факта проживания в России на указанную дату суды признают действия территориальных органов ФМС России незаконными (смотрите, например, решения Дербентского районного суда от 18.05.2012, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/8656897, Первомайского районного суда г. Краснодара, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/103372, кассационное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 27.01.2011, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://oblsud.blg.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id =31400001101250855390931000404450).
*(2) Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, регламентирован разделом V Административного регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.