Гражданин Германии намерен приобрести жилой дом и земельный участок на территории Краснодарского края. В настоящее время он находится в Германии, но совершать сделку будет лично.
Правомерно ли совершение данной сделки? Если да, то в каком порядке она осуществляется?
1. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В п. 1 ст. 2 ГК РФ отмечено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализ приведенных норм позволяет заключить, что на территории Российской Федерации иностранным лицам предоставлена возможность приобретать объекты недвижимости наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством.
В частности, подобные ограничения установлены п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ*(1) в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. К таким территориям законодатель относит земли сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане и лица без гражданства могут владеть и пользоваться только на праве их аренды (ст. 8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Каких-либо ограничений, запретов в отношении договоров купли-продажи жилой недвижимости, заключаемых иностранными гражданами, гражданское законодательство не содержит.
Следовательно, гражданин Германии вправе приобрести жилой дом и земельный участок, если последний не находится в приграничной зоне и не относится к землям сельскохозяйственного назначения, на территории Российской Федерации.
2. Поскольку в рассматриваемой ситуации объектом договора купли-продажи, заключаемого между гражданином РФ и иностранным гражданином, будет выступать недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и внесенное в государственный реестр в Российской Федерации, то форма сделки должна подчиняться российскому праву (п. 3 ст. 1209 ГК РФ). Так, согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). При этом несоблюдение формы договора влечет его недействительность.
Кроме того, к условиям договора купли-продажи недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в силу п. 2 ст. 1213 ГК РФ также должно применяться российское право (иными словами, стороны договора в рассматриваемой ситуации лишены предусмотренного ст. 1210 ГК РФ права установить своим соглашением право, регулирующее их права и обязанности по договору). Таким образом, договор купли-продажи недвижимого имущества должен отвечать требованиям, установленным параграфами 1 и 7 ГК РФ. В частности, договор купли-продажи жилой недвижимости подлежит государственной регистрации (ст. 558 ГК РФ). Кроме того, как следует из п. 1 ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на жилой дом и земельный участок по договору продажи недвижимости к покупателю также подлежит государственной регистрации.
Особенности государственной регистрации прав иностранного гражданина на недвижимое имущество и сделок с ним определены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 16.05.2007 N 82 (далее - Методические рекомендации). В целом, процедура государственной регистрации ничем не отличается от обычной. Прием документов на государственную регистрацию прав осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.2002 N 184 (п. 5 Методических рекомендаций).
Основная особенность состоит в том, что иностранный гражданин должен подтвердить легитимность своего пребывания на территории Российской Федерации (п. 7 Методических рекомендаций). Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство*(2) либо разрешение на временное проживание*(3), либо визу*(4) и (или) миграционную карту*(5), либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, следует обратить внимание на то, что иностранные документы принимаются к рассмотрению при наличии их легализации либо при проставлении на них в установленном порядке апостиля (п.п. 11, 12 Методических рекомендаций). А согласно п. 14 Методических рекомендаций документ, составленный на иностранном языке, предоставляется в территориальные органы Росрегистрации с приложенным к нему переводом на русский язык; верность перевода должна быть засвидетельствована нотариально.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
21 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень соответствующих территорий Краснодарского края смотрите в п.п. 100-111 Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденного Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26.
*(2) Вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
*(3) Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.
*(4) Виза - разрешение на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы утверждено постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335).
*(5) Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранных граждан и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.