Работа с исполнительными документами: памятка бухгалтеру от службы судебных приставов
Комментарий к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утверждённым ФССП России от 19.06.12 N 01-16.
В начале сентября текущего года ФССП России обнародовала Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, которые были утверждены этой службой 19 июня 2012 года за N 01-16 (далее - новые рекомендации).
Документ объёмный, содержит 16 разделов и 13 приложений, в том числе памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам (приложение N 1).
На момент публикации настоящего комментария на сайте службы судебных приставов (http://www.fssprus.ru/methodical/) мы этого документа не нашли. Там размещён документ с похожим названием, принятый шестью годами раньше, а именно методические рекомендации, утверждённые ФССП России 10 марта 2006 года за N 12/01-2115-НВ. В этом документе чётко указано, что целью его принятия являлось оказание практической помощи структурным подразделениям территориальных органов ФССП России по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов и повышению эффективности их исполнения.
Такая адресная ссылка на пользователей в новых рекомендациях отсутствует. Да и по содержанию они охватывают более широкий круг вопросов, касающихся реализации требований исполнительных документов. Помимо собственно перечня видов таких документов, сроков предъявления их к исполнению, порядка возбуждения исполнительного производства и розыска должников новые рекомендации содержат много полезной информации непосредственно для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей. Если говорить обобщённо, то новые рекомендации, в частности, включают в себя такие разделы, как:
- порядок исполнения документов по взысканию алиментов по месту получения дохода;
- порядок индексации размера алиментов (задолженности), взысканных по решению суда в твердой денежной сумме;
- порядок расчёта размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения;
- перечень видов доходов, из которых производится удержание алиментов;
- порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий (организаций). Ответственность должностных лиц организаций (предприятий), имеющих обязанности по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов.
Помимо уже упомянутой нами памятки для руководителей и бухгалтеров среди приложений выделим ещё приложение N 6, в котором приведена форма акта проверки бухгалтерии.
Наверняка эти разделы рекомендаций будут пользоваться спросом у бухгалтерских служб, отвечающих за расчёт заработной платы и удержаний из неё.
Алименты и их получатели
Составители новых рекомендаций, следуя "профессорской" привычке начинать всё с древних греков, вначале напомнили о том, что алименты - это не только деньги, выплачиваемые отцами на содержание детей.
Ссылаясь на СК РФ (раздел V "Алиментные обязательства членов семьи"), составители документа перечислили лиц, имеющих право на получение алиментов. Напомним и мы, что в круг этих лиц входят:
- несовершеннолетние дети;
- нетрудоспособные совершеннолетние дети (ст. 85 СК РФ);
- нетрудоспособные нуждающиеся в помощи родители (ст. 87 СК РФ);
- супруг (супруга) (ст. 91 СК РФ) и другие члены семьи (братья, сёстры, бабушки, дедушки, внуки и др.) (ст. 98 СК РФ).
Алименты - это средства, необходимые для содержания перечисленных лиц.
Что касается "алиментного" перечня доходов, то помимо привычной заработной платы, денежного содержания (вознаграждения) и других денежных выплат в нём фигурируют и доходы, получаемые по гражданско-правовым договорам, а также от реализации авторских и смежных прав, от ведения адвокатской, нотариальной деятельности. Взыскание может быть обращено и на имущество, принадлежащее лицу, обязанному уплачивать алименты. О порядке принятия судебным приставом мер в таком случае сказано следующее. Обратить взыскание на имущество (только определённое законом*(1)) судебный пристав может при неоконченном исполнительном производстве в случае, если есть задолженность по алиментам либо если заработка и (или) иного дохода не хватает для её погашения.
Полный перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей в соответствии со статьёй 82 СК РФ, определён постановлением Правительства РФ от 18.07.96 N 841 (далее - перечень выплат).
При этом уточним, что алименты не удерживаются с компенсационных выплат, связанных:
- с возмещением работнику расходов, обусловленных служебными командировками (суточных, расходов по проезду, по найму жилого помещения и иных расходов) (ст. 168 ТК РФ);
- переводом, приёмом или направлением на работу в другую местность (с расходов по переезду, провозу имущества, по обустройству на новом месте жительства и др.) (ст. 169 ТК РФ);
- изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику. В соответствии со статьёй 188 ТК РФ размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора.
Помимо этого алименты не должны удерживаться:
- с выплат, связанных с рождением ребёнка, со смертью родных, с регистрацией брака;
- с сумм пособий по беременности и родам, с пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых из средств федерального бюджета, и с выплат к ним за счёт средств бюджетов субъектов РФ.
В разделе 2.1 новых рекомендаций сделан экскурс в то, как должны уплачиваться алименты.
Семейное законодательство предусматривает два порядка уплаты: договорной (по соглашению сторон об уплате алиментов) и судебный (по решению суда - взыскание алиментов).
Алименты должны удерживаться в пользу взыскателя ежемесячно.
Из всего разнообразия алиментов наибольшее значение имеют алименты на содержание несовершеннолетних детей. В судебном порядке их взыскивают в следующих размерах (ст. 81 СК РФ):
- 1/4 дохода работника (25%) - на содержание одного ребёнка;
- 1/3 дохода работника (33%) - на содержание двоих детей;
- 1/2 дохода работника (50%) - на содержание троих и более детей.
Размер этих долей по заявлению стороны исполнительного производства может быть изменён (уменьшен или увеличен) судом. Основанием для такого изменения является материальное или семейное положение сторон и иные обстоятельства.
В свою очередь, взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении размера алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. Обстоятельства, наличие которых даёт право на установление алиментов в твёрдой сумме, перечислены в статье 83 СК РФ. К ним относятся:
- нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход ответчика либо полное их отсутствие;
- выплата заработка и (или) иного дохода полностью или частично в натуре или в иностранной валюте;
- другие случаи невозможности взыскания алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу (сокрытие места работы, места жительства и т.п.).
Особенности взыскания алиментов в твёрдой сумме
Суд определяет размер алиментов в твёрдой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом суд должен соблюдать критерий максимально возможного сохранения ребёнку прежнего уровня его обеспечения (удовлетворения привычных его потребностей, а не только ограниченно необходимых исходя из минимальной потребительской корзины). Но при этом размер алиментов должен отвечать и реальным материальным возможностям родителя-плательщика, который должен обеспечить собственное существование и жизнь членов семьи на оставшиеся после уплаты алиментов средства.
Алименты, выплачиваемые в твердой денежной сумме, подлежат индексации. И так должно быть, ведь алиментные обязательства носят длящийся характер и сами алименты выплачиваются длительный срок. Жизнь всё это время не стоит на месте, и существующая инфляция обесценивает суммы на содержание в пользу взыскателя. Поэтому законодатель предусмотрел, что в целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, кратной величине прожиточного минимума (доле величины прожиточного минимума) (п. 2 ст. 117 СК РФ). Речь идёт о величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения (дети, пенсионеры, трудоспособное население), установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты (ч. 1 ст. 9 закона N 229-ФЗ). Если в регионе такой показатель не устанавливается, то индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется по правилам, установленным Федеральным законом от 24.10.97 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому документу (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 4 этого же закона) эта величина определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Порядок индексации алиментов в твердой денежной сумме содержится в разделе 5.2 новых рекомендаций. Из него следует, что судебный пристав-исполнитель в первую очередь должен установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума.
Затем он должен определить, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. После чего получившееся кратное число необходимо умножить на величину прожиточного минимума на момент расчёта.
Составители комментируемого документа подчеркнули, что индексация алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимума. Если этот показатель снижается, индексация не производится.
Пример
В феврале 2012 года в пользу гражданки А. было принято решение о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка в сумме 12 500 руб. При определении этого размера ориентиром послужила установленная на момент вынесения решения величина прожиточного минимума для детей в РФ (условно предположим, что в регионе проживания величина прожиточного минимума не устанавливается). На тот момент значение этой величины составляло 6076 руб. (постановление Правительства РФ от 21.12.11 N 1068 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г."). Сумма алиментов была установлена равной ориентировочно двойному значению прожиточного минимума для детей в РФ.
Позже был утверждён аналогичный показатель за IV квартал 2011 года - 5993 руб. и I квартал 2012 года - 6070 руб. (постановления Правительства РФ от 28.03.12 N 247 и от 19.06.12 N 613 соответственно).
Поскольку величина прожиточного минимума снизилась, индексация алиментов за время с момента их назначения и до окончания срока действия постановления N 247 не производится.
Так как величина прожиточного минимума в субъектах РФ, а также в целом по РФ меняется ежеквартально, территориальным органам ФССП России рекомендовано с такой же периодичностью получать актуальную информацию о величине прожиточного минимума в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата и направлять её в структурные подразделения для использования в работе.
Алименты, пропорциональные МРОТ
Заметим, что привязка к величине прожиточного минимума стала применяться благодаря поправкам, внесённым в статью 117 СК РФ и часть 1 статьи 102 закона N 229-ФЗ Федеральным законом от 30.11.11 N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До этого размер алиментов в твёрдой денежной сумме устанавливался равным определённому числу минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Это правило вызывало целый ряд вопросов и затруднения в судебной практике, поскольку величина МРОТ последние годы менялась редко. До 1 января 2003 года МРОТ составлял 2300 руб., с указанной даты и до 1 июня 2011 года его величина равнялась 4300 руб., а потом уровень МРОТ подняли до 4611 руб., и это значение остаётся неизменным до настоящего времени. Кто-то из взыскателей алиментов вынужден мириться с инфляционным обесцениванием получаемых сумм, а кому-то поневоле приходится обращаться в суд с иском об увеличении суммы алиментов.
А ведь от инфляции должны быть в равной степени защищены все - и те, кто получает алименты в долевом отношении к заработной плате плательщика алиментов, и получатели алиментов в твердой денежной сумме. Ведь средства идут на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан, права которых защищены положениями пункта 3 статьи 1 СК РФ.
Из сказанного следует, что на практике ещё встречаются исполнительные листы, в которых размер алиментов указан пропорционально МРОТ. При их обнаружении судебному приставу-исполнителю рекомендовано разъяснять взыскателю его право обратиться в суд с заявлением об определении размера алиментов в твердой денежной сумме.
При индексации алиментов, установленных пропорционально МРОТ, судебные приставы должны применять значение федерального МРОТ, установленное статьёй 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в настоящее время - 4611 руб.). На применение в этих целях именно федерального МРОТ было указано в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума ВС РФ от 29.11.06.
Планы законодателя
СК РФ, вступивший в силу 1 марта 1996 года, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алименты). Однако практика его применения показывает, что не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону имеющие право на получение алиментов, могут реализовать своё право в действительности. Причины мы уже называли - это сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, невысокий уровень заработной платы и (или) дохода, отсутствие в законодательстве минимального размера алиментов, что приводит на практике к взысканию алиментов в ничтожно малых размерах.
Законодатель планирует принять меры по повышению эффективности правового механизма исполнения алиментных обязательств. С этой целью в Госдуму внесён законопроект, согласно которому предлагается в статье 81 СК РФ установить минимальный размер алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей. В действующем законодательстве эта категория отсутствует, и суды, взыскивая алименты, не связаны никаким нижним пределом. В результате размер выплачиваемых алиментов зачастую дискредитирует цель их выплаты - содержание детей.
Для определения минимального размера алиментов избрана величина, равная 1/4 прожиточного минимума для ребёнка, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживает ребёнок. Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в твердой денежной сумме. При наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья родителя, обязанного уплачивать алименты, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других обстоятельств) минимальный размер алиментов может быть уменьшен судом с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Этот проект включён для рассмотрения в план работы осенней сессии Госдумы на октябрь 2012 года.
Должники-предприниматели и особенности их доходов
Начиная комментировать новые рекомендации, мы отметили, что не смогли найти этот документ на сайте самих разработчиков (http://www.fssprus.ru/methodical). Там и до настоящего времени (на 10.10.12) размещена старая методичка, утверждённая ФССП России от 10.03.06 N 12/01-2115-НВ. Обращаем внимание: этот документ не применяется в связи с вступлением в силу положений федеральных законов от 02.10.07:
- N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ);
- N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Об этом сообщено в письме ФССП России от 14.03.08 N 12/07-2682-НВ.
Полагаем, что теперь ориентироваться на новые рекомендации могут не только судебные приставы, но и бухгалтеры.
Об алиментах и их получателях, об особенностях удержания алиментов в твёрдой сумме и пропорциональных МРОТ мы рассказали в прошлом номере. Теперь остановимся на особенностях расчёта размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих различные системы налогообложения.
Порядок расчёта алиментов с должников-предпринимателей содержится в подразделе 5.3 раздела V новых рекомендаций. Положения этого подраздела ориентируют на то, что производить расчёт необходимо с учётом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
Налоговая база, как известно, зависит от того, какую систему налогообложения выбрал предприниматель. Это может быть общая система налогообложения (когда предприниматель рассчитывается с бюджетом посредством уплаты НДФЛ) или специальные налоговые режимы.
В рекомендациях указано на три спецрежима:
- систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН);
- упрощённую систему налогообложения (далее - УСН);
- систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Полагаем, что в ближайшее время в новые рекомендации придётся вносить уточнение, так как с 1 января 2013 года начнёт применяться ещё один спецрежим, а именно патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ). Она будет применяться наряду с другими системами налогообложения в отношении определённых видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 346.43 НК РФ.
Если предприниматель-должник применяет общую систему налогообложения, то основным документом о доходах, из которых следует удерживать алименты, является налоговая декларация (форма N 3-НДФЛ). С учётом указанных в ней данных и рассчитываются алименты.
Казалось бы, при чём тут налоговая декларация?
Алиментные обязательства предпринимателей должны исполняться на основании норм семейного и гражданского законодательства.
Как было сказано ранее, статьёй 82 СК РФ Правительству РФ делегированы полномочия по установлению перечня выплат, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Согласно пункту 2 такого перечня выплат (утв. постановлением Правительства РФ N 841) к числу доходов отнесены доходы от занятия предпринимательской деятельностью. Речь идёт о той сумме доходов, которой предприниматель вправе распоряжаться.
Как же определить эту сумму?
Поскольку перечень выплат не даёт ответа на этот вопрос, то косвенно могут применяться нормы налогового законодательства, дающие возможность определить доход, который учитывается при налогообложении.
Но применение норм каждой из отраслей законодательства (семейного, гражданского, налогового) для целей реализации прав и обязанностей, существующих в рамках другой отрасли, возможно исключительно с учётом специфики правового регулирования каждой из них.
Налоговые режимы и алименты: хитросплетения правил
При общей системе налогообложения налоговая база (в общем случае) определяется как разница между общей суммой дохода, подлежащей налогообложению, и общей суммой расходов. Речь идёт о расходах, которые необходимы предпринимателю для ведения предпринимательской деятельности. Такие расходы согласно пункту 1 статьи 221 НК РФ классифицируются как профессиональные вычеты по НДФЛ. Расходы должны быть фактически произведены и документально подтверждены. Предприниматели определяют расходы, принимаемые к вычету, самостоятельно, руководствуясь нормами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 221 НК РФ). Учёт доходов и расходов и хозяйственных операций ведётся ими в Книге учёта доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Порядок учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. совместным приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.02) предписывает учитывать доходы и расходы в книге учёта кассовым методом (п. 13 порядка учёта доходов и расходов). При этом к вычету принимаются лишь расходы, связанные с получением доходов (письмо Минфина России от 09.02.11 N 03-04-08/8-23). Если же, скажем, закупленный товар не реализован, то учесть в составе расходов затраты на его приобретение нельзя.
Судебная практика иначе подходит к решению этой проблемы. С точки зрения ВАС РФ (решение от 08.10.10 N ВАС-9939/10) при определении налоговой базы налогоплательщики должны руководствоваться положениями главы 25 НК РФ как для определения состава расходов, так и для определения момента их учёта для целей обложения НДФЛ. Другими словами, предприниматели вправе вести учёт доходов и расходов как кассовым методом, так и методом начисления.
Отметим, что данным решением упомянутый пункт 13 порядка учёта доходов и расходов признан не соответствующим НК РФ и недействующим.
Пример
В соответствии с соглашением об уплате алиментов индивидуальный предприниматель уплачивает в пользу бывшей жены алименты на содержание несовершеннолетнего сына в размере 1/4 заработка и иного своего дохода.
Доход индивидуального предпринимателя за ноябрь составил 100 000 руб. В течение этого периода он имел расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (расходы на оплату труда наёмных работников, страховые взносы во внебюджетные фонды, коммунальные платежи, расходы по реализованным товарам) в сумме 70 000 руб. Налогооблагаемая база для целей НДФЛ составит 30 000 руб. (100 000 - 70 000). Право на стандартный вычет на ребёнка у предпринимателя в ноябре отсутствует (доход с начала года превысил 280 000 руб.). Сумма подлежащего уплате в бюджет налога по ставке 13% составит 3900 руб. (30 000 руб. х 13%).
Сумма алиментных обязательств за ноябрь будет равна 6525 руб. ((100 000 руб. - 70 000 руб. - 3900 руб.) х 1/4).
Такой расчёт ежемесячно предприниматель осуществляет в целях исчисления алиментов. А в целях исчисления НДФЛ он декларирует свои доходы в соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ ежегодно в срок до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Являющийся плательщиком алиментов индивидуальный предприниматель выполняет свою обязанность самостоятельно под контролем судебного пристава-исполнителя, который вправе проверить исполнение судебного приказа (исполнительного листа, соглашения об уплате алиментов). Даже если у индивидуального предпринимателя работает привлечённый бухгалтер, это обстоятельство не освобождает предпринимателя от исполнения обязанности по уплате алиментов и ответственности за её ненадлежащее исполнение.
Как уже было сказано, для целей определения размера задолженности по алиментам имеет значение чистый доход плательщика алиментов, независимо от избранного им режима налогообложения. При этом новыми рекомендациями судебным приставам даны советы о необходимости учитывать некоторые особенности применения специальных налоговых режимов.
При применении индивидуальным предпринимателем ЕСХН либо УСН (с объектом налогообложения "доходы за минусом расходов") для определения размера алиментов судебному приставу-исполнителю рекомендовано требовать у должника книгу учёта доходов и расходов, которую тот ведёт для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", также необходимо учитывать понесённые им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтверждённые надлежащим образом. Эта рекомендация основана на выводах, сделанных в постановлении КС РФ от 20.07.10 N 17-П. Вместе с тем подчёркнуто, что при выборе в качестве объекта налогообложения доходов единый налог уплачивается со всей их суммы (без учёта расходов) (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Для налогообложения подтверждать сумму расходов не требуется. А вот в целях исчисления алиментов бремя доказывания суммы понесённых расходов ложится полностью на предпринимателя. Он может подтвердить их первичными документами, которые предусмотрены Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте". Это могут быть накладные, счета-фактуры, квитанции, иные бланки строгой отчётности, расходные счета и другие документы.
Такие же документы могут использоваться с целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего ЕНВД. Дело в том, что налоговая декларация по ЕНВД, представляемая в налоговую инспекцию, не может считаться документом, подтверждающим получение дохода плательщиком алиментов от предпринимательской деятельности. Вменённый доход определяется расчётным путём исходя из размеров базовой доходности физических показателей для различных видов деятельности, а также коэффициента-дефлятора и корректирующего коэффициента К2. Поэтому декларируемый доход не является фактически полученным и не может применяться при расчёте суммы алиментов. На это обращено внимание и в письмах Минфина России от 17.08.12 N 03-11-11/250, от 05.05.12 N 03-11-11/145.
Судебные приставы-исполнители должны рассчитывать алименты на основании первичной финансовой документации. В целях исчисления алиментов они могут порекомендовать предпринимателям вести книгу учёта доходов и расходов. Но в указанных случаях судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением (п. 2 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.17 НК РФ), и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения. Если должник не представит подтверждающие документы, это даёт право судебным приставам-исполнителям определять размер алиментов (задолженность), исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания алиментов (задолженности) (п. 4 ст. 113 СК РФ).
Основное направление деятельности судебного пристава-исполнителя - это своевременное и правильное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц. Закон N 229-ФЗ (п. 16 ч. 1 ст. 64) наделяет его правом проводить проверки правильности удержания и перечисления денежных средств. Такие проверки относятся к исполнительным действиям. Проверки могут проводиться по заявлению взыскателя либо по инициативе самого пристава-исполнителя.
Правилам проведения проверок бухгалтерий работодателей, у которых работают должники, посвящён раздел VII новых рекомендаций. Здесь же говорится о том, какую ответственность несут должностные лица организаций в случаях нарушения обязанности по исполнению документов о взыскании алиментов.
Правила проверок бухгалтерий
По закону взыскатель алиментов вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с просьбой провести проверку того, насколько правильно удерживаются и перечисляются деньги по исполнительному листу. И тут может возникнуть вопрос: к какому приставу обращаться?
Заявление о проверке можно подать:
- в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведётся) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо
- в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации - работодателя должника.
Если у взыскателя на руках есть постановление о взыскании алиментов, то его копию следует приложить к заявлению.
По поступившему заявлению пристав-исполнитель обязан будет провести проверку.
Проверки приставы проводят и по собственной инициативе в организациях, в которые направлены постановления об удержании алиментов из заработной платы и иных доходов должника.
Такие организации подлежат учёту, который ведётся в виде реестров структурными подразделениями территориальных управлений ФССП России. В реестре указывают:
- наименование организации, её адрес;
- фамилии, имена, отчества должников и взыскателей;
- номер исполнительного производства и дату его возбуждения;
- категорию исполнительного производства (удержание алиментов);
- сумму задолженности, указанную в постановлении;
- установленный размер удержания (%);
- исходящий номер постановления об удержании и дату его направления в организацию;
- даты проведённых проверок бухгалтерий организаций;
- основания для проверок (заявление взыскателя или инициатива судебного пристава-исполнителя);
- результаты проверок (нарушения отсутствуют или выявлены, виновное лицо привлечено к ответственности (с указанием статьи закона)).
Проверки в организациях по оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам по графикам приставы проводят не реже одного раза в год.
Внепланово в обязательном порядке бухгалтерию проверят по заявлению либо жалобе взыскателя. Ещё одна причина обязательной проверки - непредставление бухгалтерией организации информации по требованию судебного пристава-исполнителя.
Проверку могут проводить с выездом в организацию либо без такового. В последнем случае необходимые для проверки документы нужно будет направить в указанное в требовании пристава структурное подразделение территориального управления ФССП России.
Проверяемые документы
Какие документы проверяет пристав? В комментируемом документе об этом не говорится.
Нужно исходить из того, что все поступившие в организацию исполнительные документы должны регистрироваться в журнале входящих документов. Не позднее следующего дня эти документы должны быть переданы в бухгалтерию, которая также должна зарегистрировать их в отдельном журнале (карточке) учёта исполнительных документов.
Поэтому при проверке пристав обязательно установит, как ведётся такой учёт, и проверит эти документы. Они должны храниться не менее пяти лет.
Проверять могут любые финансовые документы, связанные с исчислением заработной платы и иными видами доходов. К таковым относятся лицевые счета должников, расчётные ведомости, договоры гражданско-правового характера и другие документы. Эксперты советуют вести ещё и реестры расчёта сумм задолженности по алиментным обязательствам. В них рекомендуется указывать период (месяц), за который рассчитываются алименты, остаток задолженности на начало этого периода, сумму алиментов, которую следовало удержать согласно исполнительному листу, сумму фактически удержанных алиментов (с учётом ограничения по размеру удержания, установленного ТК РФ) и сумму задолженности на конец периода (месяца). Такой реестр лучше вести по каждому исполнительному листу. Это позволит не допускать ошибок при составлении для судебного пристава информации о задолженности на любую дату. Кроме документов о начисленных доходах пристав будет проверять документы, подтверждающие перечисление сумм алиментов или выдачу их взыскателям. К числу таких документов относятся квитанции почтовых переводов, банковские документы о перечислении алиментов, ведомости на выплату алиментов из кассы организации работодателя должника, расходные кассовые ордера и др. Напомним, что алименты следует перечислять в трёхдневный срок со дня выплаты заработной платы (иного дохода).
По результатам проверки бухгалтерии пристав составит акт. Его советуют составлять по форме, которая приведена в приложении N 6 к новым рекомендациям.
В акте указывают сведения об организации, производящей удержание алиментов, о проверяющем приставе (его фамилию, имя, отчество и наименование структурного подразделения органа ФССП России, от имени которого он проводит проверку). Обязательно должна быть указана причина проверки (заявление, инициатива пристава (по графику) и др.). В акте указывают фамилию, имя, отчество бухгалтера, в присутствии которого проводилась проверка, и цель проверки (правильность удержания алиментов, своевременность перечисления денег взыскателю, соблюдение сроков возвращения исполнительного листа в службу судебных приставов при увольнении работника).
Приставу рекомендуется перечислить в акте все документы, находящиеся на исполнении в организации, указать вид их учёта и отчётности (порядок регистрации в журнале учёта исполнительных документов), место и способ хранения (например, в сейфе).
В акте пристав должен указать, насколько своевременно и в полном ли объёме перечисляются алименты взыскателям, периодичность их перечисления, правильность заполнения почтовых переводов, квитанций, платёжных поручений. В акте должны быть отражены сроки возврата исполнительных листов при увольнении (срывает эти сроки бухгалтерия или нет), а также иные нарушения.
Акт должен подписать пристав, а также лица, присутствовавшие при проверке. Руководитель организации должен ознакомиться с актом проверки и этот факт засвидетельствовать своей подписью. В акт можно внести свои замечания и дополнения.
Акт проверки можно обжаловать в порядке подчинённости вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорить в суде в десятидневный срок.
Ответственность за нарушения
В ходе проверки пристав может выявить нарушения трудового законодательства. Скажем, организация выплачивает должнику "серую" заработную плату (без оформления финансовых документов) или в размере ниже МРОТ (федерального или регионального). Либо в организации имеют место факты выплаты заработной платы ниже средних показателей деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков в этой же отрасли (по коду ОКВЭД). Такие факты входят в число более ста признаков, по которым налоговые инспекторы оценивают благонадёжность компании. В случае выявления подобных нарушений приставу рекомендуется проинформировать о них трудовые инспекции и инспекции ФНС России (ст. 64 закона N 229-ФЗ). Это предусмотрено положениями межведомственных соглашений по принятию мер реагирования по выявленным нарушениям.
Информацию рекомендуется оформлять по образцам документов, приведённым в приложениях 7 и 8 к новым рекомендациям. В сообщении пристав должен перечислить выявленные нарушения, приложить к нему материалы в отношении должностных лиц проверенных организаций (копии актов проверки, копии документов, подтверждающих размер заработной платы, и др.) и направить эти документы в трудовую (налоговую) инспекцию с требованием рассмотреть эти документы и принять по ним соответствующие решения. О результатах рассмотрения инспекция обязана сообщить приставу и документально подтвердить факт рассмотрения информации (приложить копии вынесенных решений). Контроль за исполнением трудовой (налоговой) инспекцией обязанностей по принятию мер реагирования на информацию пристава осуществляет начальник отдела - старший судебный пристав.
Нарушение бухгалтерией работодателя должника законодательства об исполнительном производстве, которое выразилось в невыполнении требований судебного пристава-исполнителя, является административным правонарушением. В отношении лица, допустившего это правонарушение, пристав должен оформить протокол. В соответствии с частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ такое правонарушение влечёт за собой наложение штрафа:
- на граждан - в размере от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
При установлении со стороны руководителя организации, в которой трудится должник, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта приставу советуют составлять рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного статьёй 315 УК РФ. Вместе с копиями материалов исполнительного производства рапорт должен быть незамедлительно направлен начальнику отдела - старшему судебному приставу для регистрации, проверки и принятия процессуального решения.
Если администрация предприятия не выполнит решение суда о взыскании алиментов с работника, её должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ. Им грозит, в частности, штраф в размере до 200 000 руб., в крайнем случае - лишение свободы на срок до двух лет.
Ещё один вид санкций возможен в том случае, если бухгалтер организации не сообщит в установленный срок (в течение трёх дней) об увольнении лица, платящего алименты.
За несообщение (несвоевременное сообщение) этих сведений судебному приставу КоАП РФ (ст. 19.7) предусматривает наступление административной ответственности в виде наложения штрафа:
- на должностное лицо (руководителя) организации - на сумму от 300 до 500 руб.;
- на организацию - в сумме от 3000 до 5000 руб.
Для дальнейшего взыскания алиментов с должника исполнительный лист должен быть возвращён судебному приставу-исполнителю.
В заключение скажем, что штрафные санкции, предусмотренные КоАП РФ, в бухгалтерском учёте отражают в составе прочих расходов на счёте 91 "Прочие доходы и расходы". В целях налогообложения прибыли организаций суммы таких штрафов не признаются, поскольку они не отвечают требованиям статьи 252 НК РФ и являются экономически не обоснованными.
Л. Вронская,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 10-12, октябрь-декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, установлен статьёй 446 ГПК РФ и статьёй 101 Федерального закона от 02.10.07 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru