В 2010 году в военный комиссариат, как в бюджетное учреждение, поступило решение суда на возмещение вреда здоровью. Также в решении суда сказано, что возмещение производится пожизненно с последующей индексацией согласно действующему законодательству.
Имеет ли право учреждение само произвести индексацию, или нужно обратиться в суд для индексации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение не только вправе, но и обязано производить индексацию присужденных гражданину сумм возмещения вреда здоровью даже в отсутствие соответствующего судебного постановления.
Обоснование вывода:
Прежде необходимо отметить, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, такой акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ). Поэтому порядок индексации, которая должна была быть произведена до 1 декабря 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 363-ФЗ), регулируется ст.ст. 318, 1091 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу этого закона. Так, согласно прежней редакции ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (ст. 318 ГК РФ). А согласно ст. 318 ГК РФ сумма, уплачиваемая в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Как было разъяснено Верховным Судом РФ, суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации с учетом уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год (п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1).
К порядку же индексации, которая должна быть произведена после вступления в силу Закона N 363-ФЗ (начиная с 1 декабря 2011 года), применяется ст. 1091 ГК РФ в редакции указанного закона, согласно которой суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
По смыслу ст. 1091 ГК РФ (в редакции как до, так и после вступления в силу Закона N 363-ФЗ) обязанность индексации сумм выплачиваемого возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, возникает в силу закона - при наступлении предусмотренных ст. 1091 ГК РФ обстоятельств (повышение стоимости жизни и рост величины прожиточного минимума на душу населения соответственно). Требования о подтверждении права на индексацию размера возмещения вреда в судебном порядке закон не устанавливает. При этом, если индексация присужденных сумм возмещения вреда не произведена должником добровольно, потерпевший вправе урегулировать этот вопрос в судебном порядке, а именно обратиться в суд заявлением об индексации в порядке ст. 208 ГПК РФ. Таким образом, обязанность учреждения по индексации присужденных судом ежемесячных сумм возмещения вреда не зависит от того, рассматривался ли вопрос об их индексации в судебном порядке. Подтверждает это и судебная практика (смотрите, например, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1, определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 943-О-О, кассационное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2011 г. N 33-175/2011).
Кроме того, как следует из вопроса, обязанность учреждения индексировать суммы возмещения вреда подтверждена судебным решением. В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, учреждение не только вправе, но и обязано производить индексацию присужденных гражданину сумм возмещения вреда здоровью даже в отсутствие вынесенного в соответствии со ст. 208 ГПК РФ определения суда. Правила, по которому бюджетное учреждение может производить выплату проиндексированных сумм возмещения вреда здоровью гражданина только на основании судебного постановления, в котором произведен расчет индексации, закон не устанавливает.
Следует отметить, что применительно к порядку исполнения судебных актов, предусматривающих последующую индексацию сумм возмещения вреда (производимую до внесения изменений в ст. 1091 ГК РФ Законом N 363-ФЗ), Минфин РФ давал следующие разъяснения. В случаях, когда судебный акт содержит основную сумму задолженности и указание на последующую индексацию взыскиваемых сумм без определения соответствующего механизма (расчета) индексации и, следовательно, вызывает затруднения при его исполнении, органы Федерального казначейства обязаны обеспечить исполнение такого судебного акта лишь в части основной суммы задолженности и письменно в кратчайший срок уведомить взыскателя и должника, указанного в судебном акте, о необходимости обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением о разъяснении судебного акта (письмо Минфина РФ от 31 января 2011 г. N 08-05-04/216). Поэтому, если взыскатель направлял исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения, последний, руководствуюсь указанными разъяснениями, вероятно, может обеспечить исполнение такого судебного акта лишь в части основной суммы задолженности (без учета индексации). Однако, поскольку ст. 1091 ГК РФ в редакции Закона N 363-ФЗ теперь описывает механизм индексации, то, по нашему мнению, суммы, уплачиваемые в возмещение вреда здоровью гражданина, в любом случае должны выплачиваться с учетом индексации, произведенной в соответствии со ст. 1091 ГК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
26 сентября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.