Движение по прямой
Организовать прибыльные продажи без стартового капитала, магазина и склада? Все это позволяет сделать дропшиппинг - система прямых поставок, с помощью которой можно передать товар напрямую от производителя к покупателю. Марина Бушмарова, ведущий консультант по налогам и сборам Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП, член ПНК, изучила суть термина.
Существует немало крупных производителей, которые по разным причинам не стремятся самостоятельно заниматься реализацией продукции, они готовы отдать данную часть работы сторонним специалистам. Для дропшипперов это - прекрасный способ заработать, они получают выгоду, поставляя клиентов заводам и фабрикам. При этом товар приходит покупателю напрямую со склада изготовителя, минуя многочисленные звенья торговой сети. При прямых поставках собственник продукции не заботится о ее реализации, а приобретатель получает желаемое по выгодной цене. А в чем же преимущества для самого посредника?
С места на старт
Для того чтобы заниматься розничной реализацией товаров, необходимо иметь торговые площадки и склад, также нужно организовать систему логистики. Всех этих сложностей позволяет избежать система прямых поставок, в которых дропшиппер выступает посредником между производителем и покупателем. Он берет на себя информирование клиентов о новинках ассортимента (чаще всего площадкой для ознакомления с товаром становится интернет-магазин), прием заказов и оплаты. В дальнейшем сведения о купленных товарах передаются изготовителю, и он самостоятельно доставляет их клиентам. Таким образом дропшиппер не покупает и не хранит продукцию. Поэтому ему не нужен стартовый капитал для начала продаж.
Дропшиппер берет на себя обязанность заключить как можно больше договоров с клиентами и передать информацию о заказах производителю, который сам доставит покупку конечному потребителю. У организатора прямых поставок отсутствует необходимость заниматься упаковкой продукции, вопросами логистики и платить курьерам.
Не несет посредник и финансовых потерь. Он реализует товар только тогда, когда на него есть заказы. Если же их нет, продукция не залеживается на складах дропшиппера, так как она все это время находится у производителя. Таким образом не возникает проблемы просроченного, залежавшегося ассортимента, который необходимо срочно распродать.
"Подобная организация бизнеса выгодна тем, что в ней не имеют значения территориальные ограничения. Завод-производитель, с которым мы сотрудничаем находится в Китае, основные сотрудники интернет-магазина постоянно проживают в Таиланде, а покупатели находятся в России", - рассказывает сотрудница сайта по продаже детской одежды Юлия Нестерова.
Разница очевидна
Прибыль посредника формируется за счет разницы между оптовой ценой (эту сумму продавец обязан передать производителю), и розничной, по которой товар предоставляется клиенту. При этом, для того чтобы все средства стекались к посреднику, чаще всего используется дистанционный способ оплаты покупок. Он избавляет дропшиппера от необходимости использовать в своей работе кассовый аппарат.
Посреднику следует с самого начала определиться, каким образом вести свой бизнес. Продавать товары по прямой поставке как физическое лицо он не имеет права. Это будет считаться нарушением законодательства. Регистрировать юридическое лицо - значит увеличивать свои затраты, так как придется нанимать бухгалтера для составления отчетности. Самым приемлемым вариантом видится открытие ИП.
Наиболее подходящей системой налогообложения для этого вида деятельности является УСН. "Упрощенка" освободит продавца от отчетности по НДС, уплачивать нужно будет только единый налог, тем более что основные покупатели интернет-магазинов - физические лица и им не нужен выделенный НДС.
Каким договором необходимо оформить такую сделку между производителем и дропшиппером? Говорить о купле-продаже в данной ситуации нельзя, так как это и не соответствует действительности. Товар не передается в собственность. Дропшиппер является всего лишь организатором поставки товара между производителем и клиентом. Такие операции регулирует посреднический договор (поручения, комиссии, агентирования), по которому одна из сторон (посредник) обязуется по доверению другой и за ее счет (клиент), оформить заказ и выступить платежным агентом. При этом выручкой, с которой будут уплачиваться налоги, будет считаться не разница между ценами закупки и продажи, а агентское вознаграждение, размер которого должен быть четко прописан в договоре.
Продавцу не придется оформлять контракт с каждым покупателем. В данном случае отношения с клиентами строятся на основе публичной оферты - сообщения, в котором прописаны существенные условия сделки. Любой, кто отзывается на предложение (совершает акцепт), автоматически считается подписавшим соглашение и должен следовать его условиям. Способ подтверждения приобретателем товара своего согласия на совершение покупки может быть зафиксирован в оферте следующим образом: "договор считается заключенным с момента получения продавцом заказа от покупателя" или "с момента оплаты товара". Это означает, что заполнив специальную форму на сайте, клиент автоматически принимает условия контракта.
Справка
Дропшиппинг - система прямых поставок, при которой продавец не выкупает товар у изготовителя, а только заключает договора на его продажу и получает за него оплату. Продукция доставляется конечному потребителю непосредственно производителем. Этот способ продаж впервые активно начали использовать зарубежные интернет-магазины. У них не было площадей для хранения товаров и денег, чтобы их выкупать. Они занимались исключительно организаторской работой: предоставляли информацию о продукции, принимали платежи, отправляли заявки производителю. Сегодня такой способ продаж набирает популярность и в России.
Не в ответе
Основной "минус" прямых продаж - отсутствие контроля за качеством поставляемой продукции. Продавец не может проследить за тем, то ли наименование товара пересылается покупателю, аккуратно ли запаковали заказ, и не бракованный ли он. Претензии со стороны клиентов - самый большой риск для дропшипперов, так как они бьют по репутации... но не по кошельку. Обменом и гарантийным ремонтом продукции занимается ее производитель. В договоре-оферте нужно обязательно указать, что посредник не несет ответственности за сохранность, качество продукции, следовательно, вопросы, касающиеся поставки ненадлежащего товара следует разрешать с ее изготовителем. Большинство бизнесменов, работающих по системе прямых поставок, старается участвовать в процессе урегулирования разногласий. Они рекомендуют клиентам поступать следующим образом: фотографировать дефекты и прислать снимки продавцу продукции, который направит их поставщику и проконтролирует замену товара.
Для того чтобы минимизировать претензии со стороны потребителей, бывалые дропшипперы советуют знакомиться с ассортиментом не только по фотографиям. То, что прекрасно выглядит на снимках, "в живую" может иметь удручающий вид. В этом случае фирме не удастся избежать жалоб от покупателей. Также необходимо особенно тщательно выбирать поставщиков. Сегодня это не проблема, огромное количество российских и зарубежных производителей готовы сотрудничать по системе прямых поставок. Есть целые базы компаний, которые предлагают свою продукцию дропшипперам. Если же на вашем сегменте рынка нет предложений, можно взять инициативу в свои руки - обратиться к интересующим вас заводам и фабрикам и предложить эту схему работы.
М. Бушмарова,
ведущий консультант по налогам и сборам
Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП,
член ПНК
"Расчет", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru