Скидка с подвохом
Дисконтная карта - прекрасный способ для компаний удержать клиентов. Сниженная иена заставляет покупателей снова возвращаться в определенный магазин, ресторан, кафе. Как организовать прием этого поощряющего инструмента и с какими сложностями может столкнуться бухгалтер при его учете, рассказала Ольга Котикова, юрисконсульт юридической фирмы "Частное право".
Несмотря на широкое распространение карт, которые дают клиенту право на получение скидки, их правовой статус до сих пор не закреплен на законодательном уровне, что создает целый ряд сложностей в работе бухгалтерии. Попробуем разобраться в том, каким образом работать сотрудникам учета с дисконтными картами.
Скидку в пластик
Огромное количество компаний сегодня предлагает магазинам услугу изготовления дисконтных карт. Делаются они из ламинированной бумаги, но чаще всего для этих целей используется ПВХ-пластик. Стоит производство таких карточек от 1000 рублей за 100 штук.
При этом не все организации создают собственные скидочные инструменты, многие из них присоединяются к уже существующим системам, предоставляющим дисконт в целом ряде торговых компаний: магазинах, ресторанах, кафе и других учреждениях сферы услуг. В этом случае карты принадлежат организации, которая координирует работу дисконтной программы. Естественно, каждый ее участник вносит свой финансовый вклад в общее дело. За вступление в сообщество взимается плата, и устанавливаются периодические взносы, которые могут быть фиксированными или составлять процент от продаж.
Списать в расход
Как следует поступить с суммами, которые были затрачены на введение скидочных карт? Если организация присоединилась к дисконтной системе, в которую входит еще ряд фирм, упомянутые затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Экономическую оправданность таких вложений можно подтвердить тем, что они направлены на удержание существующих и привлечение новых клиентов, то есть - на увеличение доходов организации.
Также возникает необходимость учесть вступительный взнос, который иногда составляет немалую сумму. Все зависит от условий договора. Если в нем установлен конкретный срок, в течение которого карты системы принимаются организацией, то платеж за участие в программе включается в расходы равномерно в течение этого срока. В остальных случаях фирма вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль сразу на всю сумму взноса. Такой подход изложен в пункте 3 Методических рекомендаций по применению главы 25 части второй НК.
В тех случаях, когда компания выпускает скидочные карты самостоятельно, расходы на их изготовление учитываются при налогообложении прибыли. Глава 25 Налогового кодекса не упоминает о таком виде затрат, однако перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, является открытым. Таким образом, остается лишь выполнить требования пункта 1 статьи 252 НК об экономической обоснованности и документальном подтверждении затрат.
Стоит обратить внимание, что такой подход к налогообложению расходов на изготовление дисконтных карт применяется даже в том случае, когда стимулирующее средство выдается покупателям бесплатно.
Кроме того, суммы, потраченные на изготовление "пластика", могут быть учтены в составе расходов на рекламу в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК. При этом налоговый орган нередко расценивает эти затраты как нормируемые. Рассчитываются такие платежи в соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 264 НК, то есть в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК. Такая точка зрения подтверждена судебной практикой, в частности, постановлением ФАС Уральского округа от 12 января 2006 года N Ф09-5996/05-С2.
Карты в руки
Наибольшую сложность для бухгалтера представляет вопрос передачи карт клиенту и последующее налогообложение этой операции. Так, ФНС и Минфин разъясняют, что данное скидочное средство не может быть признано имуществом и, соответственно, товаром. Карточка представляет собой обязательство продавца предоставить в будущем клиенту сниженную цену на свою продукцию. Следует отметить, что ценностью обладает не сама карта, а права, которые она предоставляет владельцу (письмо Минфина от 29 июля 2011 года N 03-11-09/49, письмо ФНС от 15 июля 2011 года N ЕД-4-3/11487). Но этот вывод сделан применительно к операциям по ЕНВД, однако не распространяется на налогообложение по НДС. Возможно, это обусловлено тем, что дисконтная карта рассматривается инспекторами как имущественное право, реализация которого подлежит налогообложению НДС. Это спорный подход, поскольку карта удостоверяет обязательство продавца предоставить в будущем скидку владельцу "пластика". Само наличие карты у лица не дает ему права пользоваться или распоряжаться какими-либо имущественными ценностями.
Пока отсутствуют разъяснения финансового ведомства по вопросам расчета налога на добавленную стоимость, компании часто пользуются разъяснениями Ю.М. Лермонтова - советника государственной гражданской службы РФ 3 класса. В них говорится, что безвозмездная передача товара в рекламных целях подлежит налогообложению НДС, в том числе и выдача дисконтных карт. При этом есть исключение: если скидочные средства раздавались организацией в рамках рекламной акции, и затраты компании на их создание не превысили 100 рублей, то, согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК, такие операции не будут облагаться НДС. С учетом того, что скидочная карта ни законодателем, ни правоприменительной практикой не отнесена ни к имуществу, ни к имущественному праву, компания вправе не согласиться с приведенным разъяснением и не облагать передачу "пластика" НДС.
Для устранения рисков, связанных с доначислением НДС, можно указать в положении о дисконтных картах, маркетинговой политике и на самих скидочных средствах, что они являются собственностью фирмы. Тогда передача карты не будет расцениваться как ее реализация. Но даже в этом случае инспекторы могут усмотреть объект налогообложения, так как имущество передается в безвозмездное пользование.
Примечание. Большинство клиентов (89%) получают дисконтные карты по инициативе магазина после совершения крупной покупки, 35-я доля покупателей готова приобрести ее за свой счет, 17 процентам скидочное средство передают в подарок.
Покупка со скидкой
Что касается самих покупок, которые были совершены с использованием дисконтных карт, то, поскольку скидка предоставляется клиенту в момент реализации товара, то первичные документы и счета-фактуры оформляются с учетом сниженных цен (пп. 19.1 п. 1 ст. 265, п. 2 ст. 249 НК). Аналогично НДС начисляется на стоимость товара или услуги, уменьшенную на сумму скидки (п. 1 ст. 154 и п. 4 ст. 166 НК).
Для того чтобы компания не столкнулась с претензиями инспекторов и доначислением налогов, нужно обратить внимание на документальное оформление этих скидочных средств. В специальном внутреннем документе (например, маркетинговой политике) следует указать способ, условия распространения, правила получения. По возможности их нужно приложить к каждой карте. Это требуется для подтверждения обоснованности уменьшения выручки, налога на прибыль и НДС.
Для покупателей-организаций использование стимулирующих средств не создает никакого дохода. Что касается физических лиц, то, на первый взгляд, у них появляется материальная выгода и необходимость уплатить НДФЛ. Однако, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 212 НК, этот факт можно установить только при сделке между взаимозависимыми сторонами, которыми покупатель и продавец не являются. Следовательно, у клиента не возникает налоговых обязательств.
О. Котикова,
юрисконсульт юридической фирмы "Частное право"
"Расчет", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru