Антимонопольный орган привлек к ответственности рекламодателя-телеканал по ст. 14.3 КоАП. Основанием послужил тот факт, что антимонопольный орган счел размещенную в эфире данного телеканала социальную рекламу ненадлежащей. В указанной социальной рекламе, призывающей соблюдать Правила дорожного движения, использованы образы людей, которые при движении по коридорам здания толкают друг друга, наносят различные удары, все эти сцены сопровождаются звуками скрипа тормозов, ударов автомобилей, звуками специальных звуковых сигналов машин оперативных служб. Антимонопольный орган посчитал, что данная реклама призывает лиц, подвергающихся ее воздействию, к насилию. Правомерна ли позиция антимонопольного органа.
Позиция антимонопольного органа правомерна, так как указанные действия имеют явно насильственный характер, а ввиду воздействия рекламы на неопределенный круг лиц потребителями данной рекламы могут стать несовершеннолетние, которые могут расценить данные действия как норму, что очевидно может подорвать их нравственное развитие. Кроме того, демонстрация причинения людьми телесных повреждения друг другу не имеет отношения к пропаганде безопасности на дорогах, что фактически делает данную рекламу актом демонстрации бессмысленной жестокости.
Обоснование вывода. В силу норм ч. 1 ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 14.3, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Принимая во внимание положение данной нормы, следует, что нарушения рекламного законодательства, возникающие при отношениях в сфере рекламы, являются основанием для привлечения к административной ответственности, так как образуют состав правонарушения.
Как следует из норм п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, для распространения действия норм рекламного законодательства на какую-либо информацию данная информация должна отвечать ряду определенных требований: ставить объектом воздействия неопределенный круг лиц, целью воздействия данной информации должно быть привлечение внимания к объекту рекламирования для его продвижения на рынке, способ распространения данной информации значения не имеет. Следует отметить, что ФАС РФ в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 толкует понятие "неопределенный круг лиц" как лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Нормами п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ установлено, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Следовательно, реклама, содержащая в себе признаки нарушения законодательства, признается ненадлежащей.
Исходя из норм п. 11 ст. 3 Закона N 38-ФЗ, социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Приведенной нормой установлено, что социальная реклама должна ставить своей целью достижение полезных задач для общества или государства.
На основании подп. 2 п. 4 ст. 5 Закона N 38-ФЗ реклама не должна призывать к насилию и жестокости.
Как следствие, наличие в рекламе факта призыва к свершению насилия или жестокости автоматически делает рекламу ненадлежащей.
Ввиду норм п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (далее - Закон N 124-ФЗ) органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Таким образом, на государственные органы возложена задача по охране нравственного здоровья несовершеннолетних, в том числе охрана от пропаганды действий, способных оказать негативное влияние на нравственное развитие несовершеннолетних.
Указанные обстоятельства, а также характер рекламы позволяют сделать обоснованный вывод, что привлечение к ответственности рекламодателя в данном случае является правомерным. Данный вывод усматривается из того, что данная реклама, очевидно, противоречит этическим нормам, принятым в обществе, ввиду явной жестокости. Кроме того, демонстрация нанесения телесных повреждений может быть правомерна признана призывом к насилию и жестокости, поскольку данные действия не имеют отношения к соблюдению Правил дорожного движения и пропаганде безопасности на дороге. Кроме того, ввиду отсутствия в законодательстве ограничений на трансляцию социальной рекламы в какой-либо определенный временной период и ввиду распространения рекламы в отношении неопределенного круга лиц воздействию данной рекламы могут подвергнуться несовершеннолетние, которые в силу несформировавшейся психики могут расценить данную рекламу как пример для подражания.
Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
1 сентября 2012 г.
"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).